Решение о признании права на получение компенсации за поднаем жилья



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Плаксина А.В. к Военному комиссариату Пензенской области о признании права на получение компенсации за поднаем жилья,

УСТАНОВИЛ:

Плаксин А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пензенской области, в котором просил признать за ним право на получение компенсации за поднаем жилья в размере 46 800 руб., обязать Военный комиссариат Пензенской области выплатить ему вышеуказанную компенсацию.

В обоснование иска указал, что в период прохождения военной службы в Военном комиссариате Шемышейского района он жильем не обеспечивался и проживал в квартире, которую занимал на основании договора поднайма. Министерство обороны РФ регулярно выплачивало ему компенсацию за поднаем жилья. Приказом командующего ПУрВО от 17 ноября 2006 года № 198 он был уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона). На момент увольнения он не был обеспечен жилплощадью. В июне 2009 года получил государственный жилищный сертификат и приобрел квартиру по адрес. Военный комиссариат Пензенской области отказал ему в предоставлении ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с момента увольнения с военной службы по дату получения жилищного сертификата, размер которой составил 46800 руб., которые просит обязать ответчика выплатить ему.

В судебном заседании Плаксин А.В. заявленные требования поддержал, пояснив, что увольняясь с военной службы, он дал согласие на досрочное увольнение без обеспечения его жилым помещением с оставлением в списках лиц, имеющих право на обеспечение жильем, полагая, что ему положена компенсация за наем жилого помещения, которая выплачивалась в период прохождения военной службы. В 2001 году он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией Шемышейского района Пензенской области, на момент увольнения стоял в очереди и соответственно имеет право на компенсацию до получения жилищного сертификата.

Представитель военного комиссариата Пензенской области по доверенности Качан А.А. иск не признал, пояснив, что выплата компенсации за наем жилого помещения распространяется на граждан РФ, уволенных с военной службы и вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов РФ. Постановка Плаксина А.В. муниципальным образованием на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий в 2001 году, о чем военкомату Пензенской области стало известно после увольнения истца из Вооруженных Сил и отказа в выплате компенсации за наем жилого помещения, была произведена незаконно, поскольку на момент постановки в очередь он являлся действующим военнослужащим. В соответствии с п.2 ст. 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. При этом военнослужащий не может быть уволен с военной службы после 1 января 2005 года без обеспечения жилым помещением. Истец выразил согласие на исключение его из списков части без предоставления жилой площади, а указанная категория лиц право на компенсацию за наем жилого помещения не имеет.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Плаксин А.В. с дата проходил военную службу в военных комиссариатах Пензенской области.

С дата он был внесен в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения. (л.д.39).

Приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа номер от дата он был досрочно уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (л.д.15). В период прохождения военной службы, общий срок которой составил более 21 г., и после увольнения он жильем не обеспечивался.

дата истцу был выдан государственный жилищный сертификат (л.д.10). дата истец приобрел на основании договора купли-продажи жилое помещение, расположенное по адрес (л.д.8-9)

С дата Плаксин А.В. состоял на учете в Администрации Шемышейского района Пензенской области в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и проживал вместе с семьей в квартире, которую занимал на основании договоров найма (л.д. 4-6,16).

дата и дата Плаксин А.В. обращался с заявлением о выплате ему денежной компенсации за поднаем жилого помещения за 2007-2009 г. (л.д. 11,12).

Сообщением от дата ему было отказано в выплате компенсации в связи с тем, что истец уволен из вооруженных сил после дата (л.д. 14).

Право на жилище граждан РФ, имеющих статус военнослужащих, закреплено в статье 15 Федерального закона « О статусе военнослужащих».

В соответствии с п.2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 13 ст. 15 закона военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений ( улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Согласно п. 14 ст. 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.13 и 14 ст. 15 закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в т.ч. за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Во исполнение указанного закона Правительством РФ от 31 декабря 2004 года N 909 был утвержден Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, согласно которому денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациями, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях и погибших ( умерших) после увольнения с военной службы. Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма(поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ организациях до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

В целях совершенствования порядка учета военнослужащих в целях реализации их прав на получение жилья, Правительство РФ постановлением от 6.09.98 года № 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно п.п. «а» п.6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности МВД РФ или Минюста РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно п.9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров ( начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Как следует из названной нормы, право на получение компенсации за поднаем жилья имеют либо военнослужащие, проходящие военную службу, либо уволенные с военной службы граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 годаИ 5-П).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона.

Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.

Само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, что не освобождает федерального законодателя, осуществляющего в рамках своих дискреционных полномочий соответствующее правовое регулирование, от обязанности при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. При этом он должен исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Плаксин А.В. на момент увольнения с военной службы состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации Шемышейского района, а потому имел право на получение компенсации за поднаем жилого помещения. Ссылка представителя военкомата Пензенской области на то, что Плаксин А.В. был поставлен на учет в период прохождения военной службы незаконно несостоятельна, поскольку в установленном законом порядке решение о постановке его на учет оспорено не было и незаконным не признано. Требований таких военкомат Пензенской области не заявлял. При предоставлении истцу государственного жилищного сертификата, который в соответствии со ст. 15 ФЗ " О статусе военнослужащих" предоставляется лицам до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, военный комиссариат Пензенской области право истца на получение жилищного сертификата также не оспаривал, тем самым признавая законность постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Более того, на момент увольнения с военной службы истец соответствовал критериям, установленным законом для признания лица, нуждающегося в получении жилого помещения и относился к указанной категории лиц, а соответственно сам по себе факт постановки его на учет до срока, установленного вышеуказанным Порядком, не меняет его статуса и не может лишать его меры социальной поддержки в виде компенсации за поднаем жилья до реализации права на жилище.

Как следует из материалов дела, истец, будучи учтенным в списках очередников по месту службы в КЭЧ, при подаче рапорта о досрочном увольнении с военной службы до обеспечения его жилым помещением, исходил из того, что его право на получение компенсация за поднаем жилья будет сохранено, в противном случае, он без предоставления жилой площади имел гарантированное право не быть уволенным до обеспечения его жильем. В такой ситуации граждане, которые уволены в запас до обеспечения их жилым помещением не могут быть поставлены в худшие условия в сравнении с лицами, продолжающими числится в списках личного состава до обеспечения их жилым помещением, ибо это не соответствуют принципу равенства и порождает такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Плаксин А.В. имеет право на получение компенсации за поднаем жилого помещения до реализации им права на получение жилья, а именно за период с дата до дата.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 года установлено, что компенсация за наем ( поднаем) жилых помещений выплачивается в размере не превышающем в городах и районных центрах-3600 руб.

Исходя из суммы, уплачиваемой истцом за поднаем жилого помещения в соответствии с договорами найма, составивших в 2007 и 2008 г.-1200 руб., в 2009 г.- 3600 руб., размер компенсации за спорный период составит: 43200 руб. из расчета: 1200x9+1200x12+3600x5.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Плаксина А.В. удовлетворить частично.

Признать за Плаксиным А.В. право на получение компенсации за поднаем жилого помещения за период с дата по дата.

Обязать Военный комиссариат Пензенской области выплатить Плаксину А.В. компенсацию за поднаем жилого помещения в сумме 43200 руб.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский райсуд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2010 года.

Судья: Н.В. Копылова