Решение о перерасчете пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой В.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о перерасчете пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Савельева В.Ф. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с дата.

В обоснование иска указала, что при определении размера ее пенсии ответчиком не верно был исчислен стажевый коэффициент пенсионера, который должен составлять 0,75, а не 0,72, как исчислено пенсионным органом. Также неверно при расчете индивидуального коэффициента пенсионера был взят размер средней месячной заработной платы по стране. Так, пенсионный орган руководствовался данными, утвержденными постановлением Правительства РФ, в то время как по данным Госстатистики на дата средняя заработная плата значительно превышала установленную постановлением Правительства РФ. В апреле 2009 года она обратилась с заявлением о перерасчете пенсии исходя из страховых взносов, перечисленных за нее ЗАО " Н", в котором она работала в 2008 г. -2009 г. Перерасчет был произведен только с 1 мая 2009 года, что по ее мнению неверно и такой перерасчет должен был быть произведен с января 2009 года, т.е. с момента возникновении права на перерасчет. Перерасчет пенсии исходя из страховых взносов за 2009 год ей так и не произведен, несмотря на ее неоднократные обращения. Пенсионный Фонд отказывается принимать ее заявление о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что право на перерасчет у нее возникнет только через 13 месяцев, а не со дня возникновения права на него.

В судебном заседании Савельева В.Ф. исковые требования поддержала. В дополнение к изложенному пояснила, что размер стажевого коэффициента был произведен неверно, в связи с тем, что пенсионный орган при исчислении ее трудового стажа не включил период ее работы в должности председателя Садоводческого товарищества " Волна", которое в силу закона освобождено от уплаты платежей, в т.ч. страховых взносов. С учетом этого периода работы, ее трудовой стаж составит 39 л.4 мес., а стажевый коэффициент 0,74.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ в адрес области по доверенности Суванкулов Д.А. исковые требования не признал, пояснив, что исчисление пенсии произведено в соответствии с нормами пенсионного законодательства. Период работы истицы в садоводческом товариществе не был включен в трудовой стаж, поскольку работодателем не были сданы сведения в Пенсионный Фонд о работе истицы. В случае представления таких сведений, перерасчет будет произведен. Кроме того, истица, будучи пенсионером и устроившись на работу, обязана была поставить пенсионный орган в известность об этом, в связи с чем ей должен был быть произведен перерасчет пенсии без ИКП, а она фактически осуществляя работу получала пенсию с ИКП. Что касается перерасчета пенсии исходя из страховых взносов за период работы истицы в ЗАО " Негас", то обращаясь в апреле 2009 года с заявлением о перерасчете, она просила произвести перерасчет исходя из страховых взносов за 2008 год, что и было сделано. Право на следующий перерасчет у нее возникает не ранее чем через 12 месяцев с момента предыдущего перерасчета, т.е. с дата года. Этот перерасчет носит заявительный характер и производится с 1 числа месяца, следующего за днем подачи заявления. Требование истицы о неправильном исчислении ИКП и применения неверного размера среднемесячной заработной платы по стране не основано на законе.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с дата Савельева В.Ф. является получателем трудовой пенсии по старости.

дата Савельева В.Ф. обратилась с заявлением о перерасчете страховой части пенсии с учетом страховых взносов по итогам работы в 2008 году в ЗАО «Н».(л.д.14).

С дата ей был произведен перерасчет размера пенсии с учетом страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете за период работы с дата по дата.

С дата пенсионным органом произведена корректировка страховой части пенсии с учетом страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете истицы за 2009 год в соответствии с п.5 ст.17 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ".

В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ" лицу, осуществляющему работу и ( или) иную деятельность, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона, независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета ( корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или по инвалидности в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле: СЧ ( размер страховой части)= СЧп ( установленный размер страховой части пенсии по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет)+ ПКп ( сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет)/ ( Т(количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится перерасчет)х К( коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1).

Согласно ст.20 названного закона перерасчет размера трудовой пенсии ( страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии ( страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете пенсии принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Как было указано выше, при обращении с заявлением о перерасчете пенсии дата, истица просила произвести перерасчет исходя из страховых взносов по итогам 2008 года, в связи с чем пенсионным органом правомерно в соответствии с вышеназванными нормами права произведен перерасчет пенсии с 1.05.2009 года исходя из страховых взносов, учтенных на ее индивидуальном лицевом счете за период с 9.06.2008 г. ( дата трудоустройства в ЗАО " Н" ) по 31.12.2008 г. Учитывая, что перерасчет пенсии носил заявительный порядок и в заявлении, поданном истицей, был указан период получения страховых взносов, который подлежал учету при перерасчете пенсии, уплаченные за период с 1 января 2009 по 31.03.2009 года страховые взносы правомерно не были учтены при перерасчете пенсии.

Что касается последующего перерасчета с учетом страховых взносов, уплаченных в 2009 году, то суд считает необоснованным перерасчет пенсионным органом размера пенсии с 1.08.2010 года.

Из буквального содержания вышеназванной нормы следует, что право на перерасчет пенсии у гражданина, продолжающего осуществлять трудовую деятельность, возникает через 12 месяцев, со дня предыдущего перерасчета. Применительно к спорной ситуации, поскольку первый перерасчет в связи с работой в ЗАО " Н" был произведен с 1.05.2009 года, соответственно право на следующий перерасчет у истца возникло и он должен был быть произведен с 1.06.2010 года, а не с 1.08.2010 года, как это произведено пенсионным органом.

При этом закон, устанавливая заявительный порядок перерасчета, не связывает срок подачи заявления с конкретной датой и содержит требования о необходимости подачи соответствующего заявления не ранее, чем через 12 месяцев. Из смысла закона следует лишь то, что гражданин, намеренный воспользоваться правом на перерасчет пенсии, должен подать заявление, тем самым выразить свою волю на перерасчет, но срок подачи такого заявления закон не оговаривает. В этой связи, пенсионный орган, обязан принять заявление от гражданина, воспользовавшегося своим правом на перерасчет и произвести его с момента, когда такое право у гражданина наступит.

Из пояснений истицы и материалов дела следует, что истица обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии в апреле 2010 года, которое пенсионным органом принято не было, как поданное до истечения срока, с которого наступает право на перерасчет, в связи с чем 24.04.2010 года истица направила заявление по почте, что подтверждается копией заявления и почтовой квитанцией (л.д.15,38 ), однако оно к рассмотрению не было принято и фактически перерасчет истице был произведен только с 1.08.2010 года без заявления истца в соответствии с п.5 ст.17 закона, что нельзя признать правильным, поскольку в связи с этим истице не доначислена пенсия с учетом произведенного перерасчета за 2 месяца ( июнь и июль). При таких обстоятельствах, на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету пенсии с 1.06.2010 года.

Ссылка истицы на то, что право на перерасчет у нее возникло с 1 января 2010 года не основана на нормах закона, регулирующего порядок перерасчета пенсии.

В соответствии со ст.30 п.3 закона размер пенсии определяется по формуле: РП=СКхЗР/ЗПхСЗП, где РП-расчетный размер трудовой пенсии, СК-стажевый коэффициент, ЗР-среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального ( персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами; ЗП- среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период; CЗП-среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ ( ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Довод истицы о том, что при исчислении пенсии, пенсионный орган неправильно применил размер среднемесячной заработной платы в РФ, считая его заниженным не основан на законе.

Так, постановлением Правительства РФ № 720 от 11.10.2001 года установлен размер среднемесячной заработной платы в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий в размере 1671 руб. Именно исходя из указанного размера производилось исчисление пенсии истице. При этом, поскольку соотношение заработка истицы по отношению к вышеуказанному размеру среднемесячной заработной платы по стране превысил 1,2, пенсионный орган обоснованно ограничил соотношение предельной величиной 1,2. Нарушений закона, пенсионным органом в этой части допущено не было.

Довод истицы о том, что фактически по данным Госстатистики размер средней заработной платы по стране отличается от установленного постановлением Правительства суд не принимает во внимание, поскольку в силу закона для расчета пенсии принимается во внимание размер среднемесячной заработной платы, утвержденной Правительством РФ, которое в пределах своей компетенции установило этот размер вышеназванным постановлением.

Ссылка истицы на то, что пенсионным органом при расчете ее пенсии неправомерно исчислен стажевый коэффициент, также несостоятельна. Истица полагает, что в ее трудовой стаж неправомерно не был включен период ее работы в СТ " В" с дата по дата, что повлияло на размер стажевого коэффициента. Однако с данным доводом согласиться нельзя исходя из следующего.

В соответствии со ст.12 закона исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

В силу ст.13 закона при подсчете трудового стажа периоды работы и ( или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом " Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными ( муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального ( персонифицированного)учета.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального ( персонифицированного) учета являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Согласно ст.4 данного закона одним из принципов индивидуального ( персонифицированного) учета является осуществление такого учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использовании данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ, в т.ч. для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах.

Органом, осуществляющим индивидуальный( персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный Фонд РФ.( ст.5)

На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, который состоит из общей, специальной и профессиональной частей( разделов).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в числе прочих периоды трудовой и(или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к нм местностях.

Содержащиеся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.( ст.6)

В соответствии со ст.8.1 закона Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального ( персонифицированного)учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Согласно ст.11 закона сведения о страховом стаже представляются на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно выписке из лицевого счета Савельевой В.Ф., она зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 29.03.2000 года, соответственно ее работа в СТ "В", которая имела место после указанной даты, должна быть подтверждена на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Из материалов пенсионного дела следует, что такие сведения работодатель не представлял, в связи с чем пенсионным органом правомерно этот период не был учтен при подсчета ее трудового стажа. При этом, истец, являясь председателем правления СТ " В" имел реальную возможность и должен был обеспечить представление таких сведений в пенсионный орган, однако этого не сделал.

Из пояснений представителя ответчика следует, что пенсионный орган не отказывает во включении в стаж этого периода, если работодатель представит соответствующие сведения. Учитывая, что СТ " В" является действующим товариществом, истица не лишена возможности обращения к работодателю по вопросу представления соответствующих сведений и в случае отказа- понуждения его к представлению необходимых сведений. Требование истицы о зачете в стаж указанного спорного периода без представления соответствующих сведений работодателем, направлено на преодоление установленного законом порядка подтверждения и подсчета страхового стажа, что недопустимо.

При таких обстоятельствах, проанализировав основания заявленных исковых требований, фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд находит заявленные истицей требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Савельевой В.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области о перерасчете пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области произвести Савельевой В.Ф. перерасчет пенсии с учетом страховых взносов по итогам работы за 2009 год в ЗАО « Н» с 1 июня 2010 года.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2010 года.

Судья: Н.В. Копылова