Решение об оспаривании действий Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агапова В.В. об оспаривании действий начальника Первомайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области,

У С Т А Н О В И Л:

Агапов В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области.

В обоснование своих требований заявитель указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме номер по адрес. дата он обратился в Первомайский отдел Управления Росреестра по Пензенской области с письменным заявлением об ознакомлении с документами, представленными застройщиком данного жилого дома ОАО «П» для регистрации прав собственности на жилые и нежилые помещения в целях получения сведений об объектах общей долевой собственности. Однако начальником отдела Столяровой Т.С. ему было отказано в ознакомлении с документами на том основании, что получение информации возможно только в форме предоставления копий документов. Считает отказ начальника отдела в ознакомлении с документами незаконным и нарушившим его право на получение информации, поскольку закон не содержит запрета на получение сведений (информации) правообладателями в форме личного ознакомления с содержанием документов и не ограничивает определенной формой получение сведений о содержании правоустанавливающих документов. В связи с изложенным, просил признать отказ в ознакомлении с документами незаконным и обязать начальника Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области предоставить запрашиваемые документы для ознакомления.

В судебном заседании Агапов В.В. заявленные требования поддержал.

Начальник Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области Столярова Т.С. и представитель Управления Росреестра по Пензенской области Полянская Н.В. полагали заявление необоснованным и просили в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что законодательство РФ не предусматривает предоставление регистрирующим органом заявителю информации в форме ознакомления с делом правоустанавливающих документов, в частности ознакомления с документами, предоставленными застройщиком для регистрации прав собственности на жилые и нежилые помещения многоквартирного дома. Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном Законом " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Агапов В.В. является собственником квартиры номер дома номер по адрес (л.д. 12).

дата Агапов В.В. обратился в Первомайский отдел Управления Росреестра по Пензенской области с заявлением об ознакомлении с документами, представленными застройщиком ОАО «П» для регистрации прав собственности на жилые и нежилые помещения многоквартирного дома по адрес, в целях получения сведений об объектах общей долевой собственности многоквартирного дома (л.д. 7).

дата начальником Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области Столяровой Т.С. дан ответ, в соответствии с которым заявителю отказано в ознакомлении с документами по причине того, что законом предусмотрено представление информация из ЕГРП в форме выписок. Представление копий документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, представляется только по письменному заявлению правообладателя (л.д. 6-7).

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что отказ начальника Первомайского отдела Управления Росреестра по Пензенской области является законным исходя из следующего.

Согласно п.2 ст.8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Согласно п.4 ст.9 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ( далее Закон о регистрации) органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, если иное не установлено законодательством РФ, вправе осуществлять только деятельность, предусмотренную настоящим ФЗ.

Согласно п.3 ст.9 Закона о регистрации к компетенции органов по государственной регистрации прав относятся:

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственная регистрация прав;

выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

выдача информации о зарегистрированных правах;

принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;

выдача в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, правообладателям, их законным представителям, лицам, получившим доверенность от правообладателей или их законных представителей, по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Согласно подпунктам 7.1.4, 7.1.5 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, утв. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 27.10.2009 № 307, Управление реализует, в том числе следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

осуществляет предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним;

осуществляет выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, передающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме. (л.д. 30-37)

Согласно п.1 ст.7 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.

Сведения, содержащиеся в ЕГРП, предоставляются в виде выписки из ЕГРП или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписке из ЕГРП, содержащей сведения о земельном участке, на котором создается объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве, помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также фирменные наименования (наименования) юридических лиц - участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества физических лиц - участников долевого строительства.

Согласно норме п. 3 ст. 7 Закона о регистрации сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выписки, содержащие сведения о переходе прав на объекты недвижимости, а также сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются в установленном федеральным законом порядке указанному в данном пункте перечню субъектов, в том числе самому правообладателю или его законному представителю.

Правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям в письменной форме выдаются копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Согласно п.5 ст.7 Закона о регистрации использование сведений, содержащихся в ЕГРП, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Из анализа вышеназванных норм права следует, что Закон о регистрации содержит исчерпывающий перечень видов и форм информации, предоставляемых регистрирующим органом.

При этом указанный закон, а также Инструкция о порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, утв. Приказом Минюста РФ от дата номер, Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утв. Приказом Минюста РФ от дата номер, не предусматривают такой способ предоставления информации как возможность личного ознакомления гражданина с содержанием документов, представленных застройщиком.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от дата номерФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акта РФ» по требованию участника долевого строительства застройщик обязан представить для ознакомления: разрешение на строительство; технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; заключение государственной экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом; проектную документацию, включающую в себя все внесенные в нее изменения; документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок.

Исходя из вышеназванной нормы следует, что необходимые для ознакомления заявителю документы он может получить от застройщика непосредственно, который в силу закона обязан предоставить такие документы. Однако, из пояснений заявителя следует, что к застройщику он по указанному вопросу не обращался. Не обращался он также в регистрирующий орган за получением сведений в порядке, установленном законом ( в виде выписок из ЕГРП и т.д.).

Из права гражданина на ознакомление с документами, затрагивающими его права, как оно сформулировано в ст.24 Конституции РФ, на которую ссылается заявитель, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов получения информации, особенности которых определяются законом. Данная норма гарантирует гражданину доступность информации, что в свою очередь означает возможность реализации гражданином права на информацию в порядке, установленном законом. При этом Конституция РФ допускает ограничение этого права, который может касаться как специального правового статуса определенных сведений и формы их получения, так и перечня субъектов, которым эта информация может предоставляться. Федеральный закон " Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принятый в развитие вышеназванного положения Конституции РФ, устанавливает право гражданина на получение информации в порядке, установленном законодательством РФ.

В данном случае, законодательство, которое регулирует деятельность регистрирующего органа и порядок получения сведений о государственной регистрации прав, не допускает предоставление гражданам дела правоустанавливающих документов, в котором находятся все документы, поступающие для регистрации прав на объект недвижимости. Способы и форма предоставления гражданам информации установлены законом и указаны выше.

Согласно п.2 ст.7 Закона о регистрации, если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в ЕГРП отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.

Согласно п.п. 2.2.9. 2.2.10 Положения о Первомайском отделе Управления (л.д.21-23), утвержденного приказом Управления от 09.11.2009 № 270-к, к задачам и функциям отдела отнесено предоставление информации о зарегистрированных правах и выдача правообладателю по их заявлению в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Согласно п.п. 2.1.9.6 Должностного регламента начальника Первомайского отдела Управления Столяровой Т.Н. (л.д. 17-20), утвержденного приказом Управления от 30.06.2010 № 304-к, к ее должностным обязанностями относятся подписание выписок из ЕГРП, справок, копий правоустанавливающих документов, а также отказов в предоставлении информации.

Таким образом, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении информации в том виде, о котором просит заявитель, был произведен в соответствии с требованиями закона и уполномоченным лицом, в связи с чем заявленные требования суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Агапова В.В. об оспаривании действий начальника Первомайского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес отказать.

Решение может быть обжаловано в адрес суд через адрес суд адрес в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата года.

Судья: Н.В. Копылова