Решение о зачете в стаж военной службы периодов гражданской службы



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркина Н.А. к военному комиссариату Пензенской области о зачете в стаж военной службы периодов государственной гражданской службы,

У С Т А Н О В И Л:

Маркин Н.А. обратился в суд с иском, в котором просил обязать военный комиссариат Пензенской области зачесть периоды работы на должностях государственной гражданской службы с дата по дата, с дата по дата в период прохождения военной службы.

В обоснование иска указал, что с дата по дата он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ и является военным пенсионером. С дата по дата он работал на различных должностях государственной гражданской службы. В апреле 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о зачете периодов гражданской службы в период военной службы для перерасчета пенсии, однако получил отказ по причине того, что зачет указанных периодов законом не предусмотрен. Считает указанный отказ незаконным и полагает, что поскольку военная служба составляет систему государственной службы и является одним из ее видов, работа на должностях государственной гражданской службы должна включаться в выслугу лет для исчисления пенсии военным пенсионерам.

В судебное заседание Маркин Н.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель Военного комиссариата Пензенской области Попова Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что согласно постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 периоды гражданской службы в выслугу лет для назначения пенсии по нормам пенсионного законодательства РФ для лиц, проходивших военную службу, не засчитываются.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Маркин Н.А. с дата года до дата года проходил военную службу в Вооруженных Силах, на момент увольнения выслуга лет составила 21 год 1 мес.16 дн. (л.д.27).

С дата военным комиссариатом Пензенской области ему назначена пенсия за выслугу лет.

Согласно трудовой книжки Маркина Н.А., с дата по дата он работал в должности правового инспектора Г, с дата по дата- в должности главного специалиста-эксперта Ф. (л.д. 5-8)

Статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определены категории лиц, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, к числу которых отнесены лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ.

Определение выслуги лет для назначения пенсии, содержится в ст. 18 данного Закона, согласно которой, в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ.

Согласно п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08 августа 2003 года N 475) в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, засчитывается:

военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;

военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта);

служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны;

служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях);

время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.;

время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.;

- служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава;

время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР;

время работы бывших лиц рядового и начальствующего состава в органах Советов народных депутатов после 23 октября 1973 г., если эти лица были уволены со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе в связи с избранием их как депутатов на выборные должности в органы Советов народных депутатов и возвратились на службу после окончания полномочий по выборной должности;

время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях;

время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны;

время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных;

время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов


уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе;

время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров);

служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из вышеназванной нормы следует, что закон не предусматривает возможность включения в выслугу лет, дающую право на пенсию, периодов работы на государственных гражданских должностях, которые занимал истец.

Ссылка истца на то, что военная служба является одним из видов государственной службы, применительно к предмету заявленных исковых требований несостоятельна.

Действительно, военная служба в соответствии со ст.2 Федерального закона " О системе государственной службы РФ" входит в систему государственной службы и является одним из ее видов. Вместе с тем, само по себе данное обстоятельство не позволяет включить периоды работы на государственных должностях, которые занимал истец в стаж, дающий право на военную пенсию. Ст.2 федерального закона " О воинской обязанности и военной службе" и ст.6 Федерального закона " О системе государственной службы РФ" определяют военную службу как особый вид федеральной государственной службы, представляющей профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не •воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и ( или) иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления выслуги лет, дающую право на военную пенсию, и виды деятельности, подлежащие включению в выслугу лет, отнесены к компетенции законодателя, который устанавливая дифференцированный подход к вопросу о выслуге лет, исчисляемой для гражданской и военной службы и основанной на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, не допускает возможность зачета в выслугу лет, установленную для военнослужащих, периоды работы на должностях, занимаемых истцом.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Маркина Н.А. к военному комиссариату
Пензенской области о зачете в стаж военной службы периодов государственной гражданской
службы отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2010 года.

Судья Н.В. Копылова