№2-2824/2010 Решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составепредседательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Подмарькова И.Е. Подмарьковой Е.Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Подмарьковой А.И., Подмарьковой Д.И. к администрации г.Пензы, Социальному управлению г.Пензы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Пензе на 2005-2010 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005г. №139-12/4,

У С Т А Н О В И Л:

Подмарьков И.Е. и Подмарькова Е.Ю., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Подмарьковой А.И., Подмарьковой Д.И. обратились в суд с названным иском, указав, что семья Подмарьковой Д.И., состоящая из четырех человек - Подмарькова И.Е., Подмарьковой Е.Ю. и детей Подмарьковой А.И., Дата обезличена года рождения и Подмарьковой Д.И. Дата обезличена года рождения, принимала участие в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005 - 2010 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 139-12/4, в целях получения социальной выплаты молодой семье для приобретения жилья. При этом на учет в качестве участника Программы семья Подмарьковых была принята 12.12.2006 г. На момент подачи заявления на участие в Программе и в соответствии с действовавшим законодательством РФ и г. Пензы семьей Подкорковых были предоставлены все документы, подтверждающие право семьи быть участницей Программы, в связи с чем, ответчики уведомили истцов о включении семьи в список участников Программы. В последующем, семьей Подмарьковых неоднократно дополнительно предоставлялись документы, подтверждающие право претендовать на получение социальной выплаты по условиям Программы, в связи с чем ответчиком повторно принимались решения о включении семьи Подмарьковых в списки на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Так, письмом № 16-32-14/24 от 08 июля 2009 года отделом реализации целевых программ Социального управления г. Пензы от семьи Подмарьковых был запрошен ряд документов, необходимых для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья. Запрашиваемые документы были представлены, однако, впоследствии истцам стало известно, что ответчиками отрицается факт нуждаемости семьи Подмарьковых в улучшении жилищных условий для целей участия в Программе, при этом из полученного письма не следует, каким образом ответчиками установлен этот факт и по какому правовому основанию ими отрицается право семьи Подмарьковых на участие в Программе. Считают, что тем самым ответчики грубо нарушили право семьи Подмарьковых на участие в Программе и получение социальной выплаты на приобретение жилья. На момент подачи заявления и в дальнейшем истцами были предоставлены ответчикам документы, из которых следовало, что истцы владеют на праве собственности 2/3 долями в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес обезличен общей площадью 48,2 кв.м. Таким образом, на долю истцов приходится около 32, 14 кв.м., что в пересчете на четырех членов семьи Подмарьковых составляет менее учетной нормы жилого помещения. При таких обстоятельствах истцы считают, что имеют право на участие в Программе и получение социальной выплаты, однако, такое субъективное право истцов отрицается ответчиками, в связи с чем, оно подлежит судебной защите.

Просят признать Подмарькова И.Е., Подмарькову Е.Ю., Подмарькову А.И., Подмарькову Д.И. нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обязать ответчиков восстановить семью Подмарьковых ( Подмарькова И.Е., Подмарькову Е.Ю., Подмарькову А.И., Подмарькову Д.И.) в списках участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 139-12/4.

Истцы Подмарьков И.Е. и Подмарьков Е.Ю. и их представитель Викторов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, в обоснование ссылались на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы Гущина О.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Социального управления г. Пензы Симанова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной выше подпрограммы Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 139-12/4 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 928-44/4), согласно которой участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);

в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к условиям настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены:

учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека;

норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

В соответствии со п. 18 вышеуказанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что 24 августа 2006г. истцами в администрацию г.Пензы было подано заявление о признании их семьи, состоящей из четырёх человек (дочери Подмарькова Д.И., Дата обезличена рождения и Подмарькова А.И., Дата обезличена года рождения) нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2006-2010 годы».

В связи с тем, что истцы не представили полный комплект документов, 12.12.2006 г. они вновь подали в администрацию г. Пензы указанное заявление и были включены в списки участников Программы.

Постановлением главы администрации г. Пензы от 30.07.2007 г. № 874 (пункт 25 приложения) подтверждена нуждаемость молодой семьи Подмарьковых для целей участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильём молодых семей в г. Пензе на 2005 - 2010 годы».

Данные обстоятельства подтверждаются копиями заявлений от 24 августа 2006г., от 12 декабря 2006 г., копией постановления Главы администрации г. Пензы от 30.07.2007 г. № 874, обозревавшимся в ходе судебного заседания материалами учетного дела.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что на момент подачи заявления и по настоящее время Подмарьков И.Е., Подмарькова Е.Ю. и их дочери Подмарькова Д.И. и Подмарькова А.И. зарегистрированы и проживают по адресу: адрес обезличен. Общая площадь квартиры составляет 48,2 кв.м.

Также судом установлено, что квартиру Номер обезличен дома Номер обезличен по адрес обезличен в адрес обезличен Подмарьков И.Е. и Подмарькова Е.Ю. приобрели в общую долевую собственность у Левенкова С.В., о чем 26.09.2003 г. был заключен договор купли-продажи, зарегистрированный в установленном законом порядке.

22.11.2006 г., то есть до обращения с заявлением в администрацию г.Пензы 12 декабря 2006г., Подмарьков И.Е. продал своей теще Зайцевой Т.В. 1/3 долю в квартире адрес обезличен в г. Пензе, что подтверждается копией договора купли-продажи доли.

Таким образом, на момент обращения Подмарькова И.Е. и Подмарьковой Е.Ю. в администрацию г. Пензы с заявлением о включении их в участники программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2006-2010 годы», Подмарькова Е.Ю. являлась собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру адрес обезличен в адрес обезличен, а собственником 1/3 доли указанной квартиры являлась ее мать Зайцева Т.В.

24.07.2009 г. Подмарькова Е.Ю. обратилась к и.о. заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию с заявлением о признании её семьи в составе 4 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий перед получением свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от 19.08.2009 г. №398п отменен п. 25 Приложения к постановлению главы администрации г. Пензы от 30.07.2007 г. №874 в части подтверждения нуждаемости молодой семьи Подмарькова И.Е. с составом семьи 4 человека в улучшении жилищных условий для целей участия в муниципальной целевой программе «Обеспечения жильём молодых семей в г. Пензе».

Исследовав собранные по делу доказательства суд приходит к выводу о том, что Подмарьков И.Е. намеренно ухудшил жилищные условия своей семьи, продав 1/3 доли квартиры адрес обезличен в г.Пензе своей теще Зайцевой Т.В. и в соответствии со ст.53 ЖК РФ семья Подмарьковых не может быть признана гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в течение 5 лет со дня совершения указанных действий.

При этом суд не принимает во внимание доводы истцов и их представителя о том, что 1/3 доли квартиры была продана Подмарьковым И.Е. матери Подмарьковой Е.Ю. Зайцевой Т.В. вынужденно, умысла на ухудшение жилищных условий не было по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что общая площадь квартиры по адрес обезличен составляет 48,2 кв.м, проживают и зарегистрированы в ней четыре человека (истцы и двое несовершеннолетних детей), следовательно, на каждого из них приходится более 10 кв.м общей площади, что превышает учетную норму в г.Пензе, в связи с чем, они не нуждались в жилом помещении и не подпадали под ст.51 ЖК РФ.

Однако, в результате заключенного договора купли-продажи между Подмарьковым И.Е. и Зайцевой Т.В. на долю истцов и их двоих несовершеннолетних детей стало приходиться 32,10 кв.м, что меньше учетной нормы.

Данная сделка была заключена 22 ноября 2006г., зарегистрирована в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 7 декабря 2006г., что подтверждается копией договора купли-продажи указанной доли и копией свидетельства о государственной регистрации права от 7 декабря 2006г., то есть, она была совершена непосредственно перед подачей заявления в администрацию г.Пензы от 12 декабря 2006г. с целью ухудшить свои жилищные условия для признания семьи Подмарьковых нуждающейся в жилом помещении.

Суд также учитывает, что доказательств вынужденности заключения договора купли-продажи истцы, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, в судебное заседание не представили, об истребовании доказательств не ходатайствовали.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Подмарькова И.Е., Подмарьковой Е.Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Подмарьковой А.И., Подмарьковой Д.И. к администрации г.Пензы, Социальному управлению г.Пензы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Пензе на 2005-2010 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005г. №139-12/4, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Подмарькова И.Е., Подмарьковой Е.Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Подмарьковой А.И., Подмарьковой Д.И. к администрации г.Пензы, Социальному управлению г.Пензы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в г.Пензе на 2005-2010 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005г. №139-12/4 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 20 сентября 2010 года.

Судья