№2-2643/10 Решение о понуждении к обеспечению транспортом



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.

при секретаре Кругловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 07 сентября 2010 года в г. Пензе гражданское дело по иску Алимовой Н.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к транспортному обеспечению для проведения гемодиализа, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Алимова Н.А., действуя через представителя на основании доверенности – Алимову С.В., обратилась в суд с названным иском, указав, что она является инвалидом с детства первой группы бессрочно по заболеванию сахарный диабет инсулинозависимый первого типа, что подтверждается справкой МСЭ номер обезличен от дата обезличена. Также она имеет ряд других хронических заболеваний, в том числе сахарный диабет инсулинозависимый первого типа тяжелое течение т. ХПН – терминальная стадия хронической почечной недостаточности, гемодиализ, полностью отсутствует зрение. По пожизненным показаниям она нуждается в проведении гемодиализа. Данная процедура проводится 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница). Истица нуждается в постоянном постороннем уходе и сопровождении, которые осуществляет Алимова С.В. Алимова Н.А. нуждается в постоянной доставке на процедуру гемодиализа и обратно домой. Общественным транспортом пользоваться для этой цели не представляется возможным по многим серьезным причинам. В период нахождения в г.Москве, она обеспечивалась комфортным транспортом для доставки на процедуру гемодиализа и обратно. В г.Пензе на протяжении двух лет ее дочери была обеспечена доставка на процедуру гемодиализа. Однако дата обезличена Центр реабилитации инвалидов отказал ей в перевозке без объяснения причин. Она неоднократно обращалась в Правительство Пензенской области, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, Прокуратуру Пензенской области и др. органы, но до настоящего времени вопрос с перевозкой не решен. Она вынуждена нести расходы по оплате услуг такси уже на протяжении 2 лет, три раза в неделю в связи с доставкой на гемодиализ и обратно.

По указанным основаниям просила суд возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обязанность по обеспечению бесплатной перевозкой на процедуру гемодиализ и обратно три раза в неделю: понедельник, среда, пятница с 7.30 час. - к ее дому, 12.30 час. - к ГУЗ Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н.Бурденко (7 корп. 41 отд.). При этом, просила учесть, что ветхий и эксплуатированный долгие годы транспорт не подойдет, необходим чистый, теплый зимой и проветриваемый летом, с мягким салоном автомобиль.

В письменных пояснениях, которые приобщены к материалам дела (л.д.72-74) Алимова С.В. указала, что в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ обязаны решать вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, инвалидов, малоимущих граждан, какой является ее дочь Алимова Н.А. Однако, решение вопроса финансирования для бесплатной доставки ее дочери на пожизненную процедуру и с процедуры до дома не поддержали, а значит бросили инвалида с детства с ее нуждами в трудной жизненной ситуации, вынуждая ее оплачивать такси из социальной пенсии. В течение двух лет ее дочь вводили в заблуждение. Из представленных листов согласования проекта закона Пензенской области видно, что докладчиком выступало Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, но в представленных проектах нет ни одного слова, на основании чего ее дочь могла бы быть защищенной от произвола и криминала в сфере здравоохранения и социальной защиты. Закон, который не был принят для других категорий инвалидов подразумевали к утверждению и денежную компенсацию расходов на проезд на автомобильном транспорте пригородного и междугородного сообщений для инвалидов, находящихся на заместительной почечной терапии. Однако и данная формулировка ее дочери не коснулась бы. О какой денежной компенсации заходит речь, когда Алимова Н.А. нуждается не в общественном транспорте, который осуществляет перевозки с посадкой и высадкой пассажиров, а в специализированном, который будет осуществлять перевозки с целью проведения заместительной почечной терапии и далее инсулинотерапии. Ее дочь – пациент отделения гемодиализа, она не способна к самостоятельному передвижению в результате утраты зрения на фоне сахарного диабета 1 типа, является инвалидом с детства 1 группы 3 степени, личного транспорта не имеет. Ввиду указанных показаний она нуждается в социальном транспорте и, если региональные власти до сих пор не осмелились принять и профинансировать закон в защиту ее дочери, просила суд, учитывая тяжесть заболевания Алимовой Н.А. обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обеспечить меры по социальной поддержке, а именно: предоставить автомобиль (не ветхий, зимой теплый, летом проветриваемый, мягкий, чистый). В №184 –ФЗ РФ от 06.10.1999 указано, что органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в ФЗ РФ положений, устанавливаемых указанное право. Неоднократно заместитель председателя Правительства Пензенской области Столярова Е.А. направляла обращения в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области и просила найти решение вопроса, следовательно, ответчик является надлежащим. В настоящее время закон, на который ссылаются региональные руководители, не был принят. Пациенты отделения гемодиализа почему-то пользуются проездом пригородного и международного сообщения бесплатно. Ее дочь ущемлена в правах и возможностях. Из-за нерасторопности и нежелания трудиться региональные власти ссылаются на ФЗ РФ, закрывают глаза на нужды инвалидов, делают все для того, чтобы поменьше работать, отсюда и исходит, что все права инвалидов в сторону уменьшения и указание на федеральную власть. Есть закон №184 –ФЗ РФ от 06.10.1999, на основании которого региональные власти могли решать вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и не только могли, но и обязаны были решить, обращений было более чем достаточно и времени - пять лет. Ввиду того, что Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области своевременно не приняло меры для решения вопроса о перевозке ее дочери Алимовой Н.А. на пожизненную процедуру гемодиализ и с процедуры до дома три раза в неделю просила суд взыскать с ответчика денежные средства в сумме 57 600 рублей за вынужденные расходы по оплате такси с августа 2008 года по август 2010 года. Кроме того, ее дочери причинены нравственные и физические страдания, которые выразились в постоянных переживаниях остаться без необходимой помощи, чувстве страха за жизнь, а в связи с этим, возникающими головными болями, с повышением артериального давления и уровня сахара в крови, просила суд за нравственные и физические страдания взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей в пользу Алимовой Н.А.

Истица Алимова Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы Алимовой Н.А. – Алимова С.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, со ссылкой на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области – Воеводин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с п.п. 24 ч. 2 ст. 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, указанный перечень является исчерпывающим. В соответствии со ст. 26.3.1. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Указанные дополнительные меры социальной поддержки должны быть установлены законом субъекта РФ. В Пензенской области в настоящее время закон по указанному вопросу не принят. Министерством в 2008 и 2009 годах разработаны проекты Законов Пензенской области «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Пензенской области» и «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» соответственно. Вышеуказанные проекты Законов Пензенской области в настоящее время не приняты по причине отсутствия в бюджете Пензенской области необходимых для их реализации денежных средств. Таким образом, Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере здравоохранения, труда, социальной защиты населения Пензенской области, а также осуществляющим управление в сфере опеки граждан, признанных судом недееспособными, и попечительства граждан, ограниченных судом в дееспособности, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, не обладает полномочиями для урегулирования вышеуказанного правоотношения и, соответственно, является ненадлежащим ответчиком по данному иску. В соответствии с Положением о Министерстве, утверждённым постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 № 160-пП (с последующими изменениями), Министерство является исполнительным органом государственной власти Пензенской области и полномочиями по принятию законов не наделено. В соответствие с действующим законодательством инвалиды (к их числу относятся и больные проходящие процедуру гемодиализа) обладают правом бесплатного проезда в общественном транспорте. В период отсутствия общественного транспорта (в ночное время) на территории г.Пензы перевозка больных (23 человека) на процедуру гемодиализа осуществляется силами МБУ «Автотранспортное предприятие по обслуживанию муниципальных учреждений здравоохранения», однако осуществляется она исключительно в ночное время. По имеющимся сведениям Алимовой Н.А. неоднократно предлагалось изменить график прохождения гемодиализа на ночной, с целью организации её доставки. От данных предложений Алимова Н.А. отказалась. В отношении заявленных истцом требований о взыскании компенсации морального вреда и причиненного ущерба, Министерство считает, что между действиями (бездействиями) Министерства и причинением морального вреда и реального ущерба истцу отсутствует причинно — следственная связь. Так же истцом не представлено доказательств причинения, как морального вреда, так и реального ущерба.

Представитель третьего лица Управления здравоохранения г.Пензы - Рысин А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, поддержал доводы, изложенные представителем ответчика.

В судебном заседании установлено, что Алимова Н.А. является инвалидом первой группы с детства, бессрочно, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой МСЭ номер обезличен (л.д.7,8).

В соответствии с выпиской из амбулаторной карты номер обезличен Алимовой Н.А., она страдает сахарным диабетом 1 типа, тяжелое течение. Диабетическая нефропатия. Хроническая почечная недостаточность, терминальная стадия. Диабетическая ретинопатия 3 степени. Осложненная катаракта обоих глаз. Состояние после витректомии обоих глаз (2004,2005 г.). Артериальная гипертензия 2 ст. Нормохромная анемия, компенсированная введением эритропоэтина. Дабетическая кардиопатия. Легочная гипертензия. НК-2 степени. Начальные проявления вторичного гиперпаратиреоза. Дистальная диабетическая полинейропатия. Ревматизм неактивная фаза. Комбинированный порок сердца. Аортальная недостаточность, митральная недостаточность. Гиперлипидемия, компенсированная медикаментозно. Эрозивный гастрит. Состояние средней степени тяжести. Полное отсутствие зрения, перемещается в сопровождении. Нуждается в регулярной доставке на процедуры гемодиализа и обратно три раза в неделю л.д.9).

Необходимость обязательного посещения Алимовой Н.А. Центра хронического гемодиализа три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) для заместительной терапии также подтверждается справкой ГУЗ «Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н. Бурденко» (л.д.10). В данной справке также указано, что Алимова Н.А. является пациенткой отделения гемодиализа с дата обезличена.

На протяжении двух лет (2007-2008) Алимова Н.А., в виде исключения, была обеспечена доставкой на процедуру гемодиализа, указанные перевозки осуществлялись на основании распоряжений руководителей Управления здравоохранения г. Пензы.

Однако с конца 2008 году ей было отказано в перевозке, и она пользуется услугами такси.

Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании и не оспаривались лицами, участвующими в деле.

Оценивая доводы сторон в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. 24 ч. 2 ст. 26.3. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно ст. 26.3.1. указанного Закона органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 №160-пП утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области л.д.41-52), в соответствии с которым Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере здравоохранения, труда, социальной защиты населения Пензенской области.

К полномочиям Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области относится разработка проектов законов Пензенской области, нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Пензенской области, областных целевых программ по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, по плану, утверждаемому Правительством Пензенской области. Участие в разработке и реализации федеральных целевых программ.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 01.09.2008 №257 «О порядке оказания специализированной медицинской помощи в Центре амбулаторного диализа на базе ГУЗ «Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н. Бурденко» л.д.102) утвержден Порядок отбора и направления пациентов на лечение в Центре амбулаторного диализа ГУЗ «Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н. Бурденко» и перевода в другие лечебно-профилактический учреждения Пензенской области. В соответствии с данным Порядком на лечение в Центр направляются больные хронической почечной недостаточностью в возрасте от 15 лет и старше, психически здоровые, без алкогольной или наркотической зависимости, способные передвигаться без посторонней помощи, находящиеся на программном гемодиализе, имеющие сформированный постоянный сосудистый доступ.

Отбор и направление пациентов на лечение в Центр гемодиализа и перевод их в другие лечебно-профилактические учреждения производятся по решению комиссии, состав которой утверждается приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Для принятия решения о направлении на лечение в Центр в Комиссию направляется ходатайство руководителя муниципального учреждения здравоохранения, гарантирующего обеспечение его доставки в установленное время, снабжение препаратами для коррекции анемии в соответствии с индивидуальной программой лечения и вакцинацию (при необходимости) против гепатита.

Кроме того, согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 01.09.2008 №257 (п.3.1-3.3) руководителям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Пензенской области рекомендовано:

Организовать доставку пациентов в Центр и обратно в соответствии с установленным для данного пациента расписанием процедур.

Обеспечить пациентов Центра средствами коррекции анемии в соответствии с индивидуальной программой лечения.

Проводить (в необходимых случаях) вакцинацию пациентов Центра против гепатита B.

Исходя из представленных ответчиком документов Министром здравоохранения и социального развития Пензенской области был подготовлен проект приказа « О транспортировке инвалидов с хронической почечной недостаточностью, нуждающихся в транспортировке в связи с наличием медицинских показаний», который проверен Прокуратурой Пензенской области на соответствие действующему законодательству. Проверка проекта приказа показала, что он не согласуется с выше названным приказом и не соответствует региональному законодательству и правилам юридической техники л.д.33-34).

Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области в 2008 и 2009 годах разработаны проекты Закона Пензенской области о дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов, проживающих на территории Пензенской области, регламентирующие в том числе организацию доставки пациентов на программный гемодиализ в ГУЗ «Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н. Бурденко»..

Вышеуказанные проекты Законов Пензенской области в настоящее время не приняты по причине отсутствия в бюджете Пензенской области, необходимых для их реализации денежных средств. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела проектами законов, листами согласования проекта, заключениями Министерства финансов Пензенской области.

Кроме того, согласно сообщению Законодательного Собрания Пензенской области от дата обезличена проект закона Пензенской области «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Пензенской области» на рассмотрение в Законодательное собрание Пензенской области в 2009 году не поступал. По инициативе Председателя Законодательного Собрания Пензенской области дата обезличена принят проект закона Пензенской области «О перевозке лиц, нуждающихся в транспортном обеспечении для проведения гемодиализа» и был направлен Губернатору Пензенской области для обнародования. Однако законопроект отклонен и.о. Губернатора Пензенской области А.О. с указанием на то, что данную проблему возможно решить в пределах полномочий органов исполнительной власти Пензенской области. На этом основании постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 11.09.2009 №527-19/4 ЗС «О проекте закона Пензенской области «О перевозке лиц, нуждающихся в транспортном обеспечении для проведения гемодиализа» признано утратившим силу постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 19.02.2010 №648-24/4 ЗС. Других решений по указанной проблеме не принималось (л.д. 66-68).

В соответствии с сообщением ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» ФИО2384-87) Пензенский автовокзал осуществляет бесплатную перевозку больных, проживающих на территории Пензенской области согласно списку с диализного отделения ПОКБ им.Бурденко и справок, выдаваемых больным. Перевозка осуществляется по устной договоренности между Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» и автотранспортных предприятий, т.е. оказываются благотворительные услуги.

Согласно распоряжению Управления здравоохранения г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «О транспортировке больных с хронической почечной недостаточностью» директору МБУ «Автотраснпортное предприятие по обслуживанию муниципальных учреждений здравоохранения г.Пензы» указано на необходимость направлять дежурный автотранспорт в Центр амбулаторного диализа ГУЗ «Пензенская областная клиническая больница им.Н.Н. Бурденко» (корпус 7) ежедневно, за исключением четверга по вызову дежурного персонала Центра. Производить транспортировку больных с хронической почечной недостаточностью из Центра в ночное время к месту проживания ежедневно, за исключением четверга (л.д. 103).

Для транспортировки Алимовой Н.А. на сеансы гемодиализа машиной скорой помощи Управлением здравоохранения г.Пензы предложена ее доставка в Центр гемодиализа в третье смену. Однако Алимова С.В. не согласна на транспортировку дочери в ночное время.

Данное обстоятельство также подтверждается сообщением заведующей отделением гемодиализа №41 ГУЗ ПОКБ им.Н.Н.Бурденко от дата обезличена (л.д.93), из которого усматривается, что на базе Центра амбулаторного диализа государственного учреждения здравоохранения Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко осуществляется процедура гемодиализа 80 амбулаторным больным. Все больные пользуются льготами по бесплатному проезду в городском общественном транспорте. Доставка больных (23 человека) исключительно в ночное время (во время отсутствия общественного городского транспорта) из государственного учреждения здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» до места проживания в г. Пензе осуществляется автотранспортом МБУ «Автотранспортное предприятие по обслуживанию муниципальных учреждений здравоохранения города Пензы». Алимова Н.А. является одним из пациентов с хронической почечной недостаточностью получаемых специализированную медицинскую помощь методом заместительной терапии. Данную процедуру Алимова Н.А. получает с дата обезличена постоянно по жизненным показаниям с периодичностью 3 раза в неделю (понедельник, среда и пятница с 7-00 до 12-00 часов) Со слов Алимовой Н.А. добирается до Центра амбулаторного диализа государственного учреждения здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» самостоятельно, в сопровождении родственников (матери, реже отца). От неоднократного предложения перевестись в ночную смену, с целью доставки выделяемым автотранспортом, больная отказывается, в связи с режимом питания и инсулинотерапии.

В судебном заседании Алимова С.В. также не отрицала тот факт, что ей предлагалось изменить график проведения гемодиализа в ночное время с бесплатной доставкой ее дочери на транспорте. Однако, ее это не устраивает, поскольку она будет вынуждена, осуществлять постоянный уход за дочерью и днем дома, и ночью в больнице во время процедуры гемодиализа, что вызывает неудобства. Медицинскому персоналу, который дежурит в лечебном учреждении ночью, она не доверяет, так как дежурный врач не является специалистом в лечении сахарного диабета, а ее дочери необходима инсулинотерапия. Она считала, что бесплатная перевозка должна осуществляться исходя из графика, который существует в настоящее время 3 раза в неделю с 7.30 до 12.30.

При таком положении, с учетом того, что заявленные истцом требования о предоставлении транспорта для доставки на процедуру гемодиализа, по своей сути относятся к требованиям о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, которые не входят в перечень полномочий осуществляемых субъектом РФ самостоятельно за счет средств регионального бюджета в соответствии с ч.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отсутствуют правовые основания для удовлетворения указанных требований. Как было установлено в судебном заседании, ответчиком в соответствии с его полномочиями разрабатывались нормативные правовые акты, касающиеся транспортировки больных на процедуру гемодиализа, однако, закон в Пензенской области, регулирующий указанный вопрос, не принят.

Ссылки представителя истицы на то обстоятельство, что из районов Пензенской области больные доставляются до автовокзала на пригородном транспорте бесплатно, не может служить основанием для возложения на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обязанности обеспечить бесплатным транспортном истицу, поскольку согласно ответа ОАО «Пензенское объединение автовокзалов» указанные перевозки осуществляются в благотворительных целях, в отсутствие каких- либо приказов и распоряжений ответчика.

Кроме того, в г. Пензе также осуществляется бесплатная перевозка больных на процедуру гемодиализа в ночное время суток, однако, представитель истицы считает, что для ее дочери изменять график проведения процедуры нельзя в связи с инсулинотерапией и режимом питания, несмотря на то, что врачи отделения гемодиализа неоднократно ей предлагали это сделать.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

По смыслу ст. 1064 ГК РФ обязательным условием наступления ответственности за вред является наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения и вину причинителя вреда, а также причинную связь между поведением причинителя вреда и наступившим ущербом. Отсутствие одного из элементов вышеуказанного состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ под нематериальными благами, принадлежащими гражданину понимаются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Указанные выше положения ст. 1099 ГК РФ применяются и при компенсации морального вреда.

Доказательств причинения именно ответчиком имущественного ущерба, который заключается в расходах на оплату такси для доставки Алимовой Н.А. на процедуру гемодиализа и обратно, как и морального вреда, вызванного причинением нравственных и физических страданий здоровью в связи с отсутствием бесплатного транспорта, истцом не представлено и судом не установлено наличие причинной связи между поведением ответчика и ущербом. Тот факт, что перевозка Алимовой Н.А. осуществлялась в 2009 г. – 2010 г. с использованием такси в судебном заседании нашел подтверждение, однако, одного этого условия недостаточно для взыскания ущерба с ответчика, поскольку остальные элементы, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ для наступления ответственности, в данном случае отсутствуют.

При таком положении, с учетом всех обстоятельств, установленных судом при рассмотрении данного дела, оснований для возложения на ответчика обязанности компенсировать Алимовой Н.А. моральный вред в денежном выражении и выплатить материальный ущерб, связанный с оплатой такси, не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Алимовой Н.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к транспортному обеспечению для проведения гемодиализа, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 13 сентября 2010 года.

Судья: Н.В.Белоглазова