Дело № 2-3007/2010 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Копыловой Н.В.

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спутновой И.Н. к Управлению пенсионного фонда РФ ( ГУ) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от дата номер Спутновой И.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Не соглашаясь с указанным решением, Спутнова И.Н. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать решение комиссии незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней.

В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию были необоснованно исключены из специального стажа периоды ее работы с дата по дата в должности медицинской сестры терапевтического профилактория завода «Х», с дата по дата в должности старшей медицинской сестры ясли-сада № 125 завода «Х», с дата по дата в должности старшей медицинской сестры МДОУ детский сад № 125.

В судебном заседании Спутнова И.Н. и ее представитель Долманова М.Ю., допущенная судом к участию в деле в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, исковые требования поддержали.

Представитель Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Васина Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав.

Представитель МДОУ детский сад № 125 Воронкина И.С., действующая на основании прав по должности, исковые требования полагала обоснованными.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Спутнова И.Н. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от дата номер Спутновой И.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж Спутновой И.Н. периоды ее работы с дата по дата в должности медицинской сестры терапевтического профилактория завода «Х», с дата по дата в должности старшей медицинской сестры ясли-сада № 125 завода «Х», с дата по дата в должности старшей медицинской сестры МДОУ детский сад № 125, поскольку согласно Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, данные учреждения не поименованы.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона « О трудовых пенсиях в РФ» при исчислении продолжительности страхового стажа и( или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 ( утратившим силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.93 г. № 953), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения ( врачам и другим работникам здравоохранения-при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа ( рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения ( п.1 п.п. «б»), в котором поименованы санитарно-профилактические учреждения, санатории и курортные лечебницы всех наименований.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, которым предусматривалась возможность включения в специальный стаж работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности в лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, данной в Приложении № 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 31.12.1974 г. № 1180, санатории-профилактории отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, как и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 3.11.99 г. № 395.

В судебном заседании установлено, что при внесении записи в трудовую книжку истицы о периоде ее работы с дата по дата наименование учреждения указано не в точном соответствии с его фактическим наименованием и статусом.

Так, в материалах дела имеется Устав санатория-профилактория (л.д.35-39) и историческая справка (л.д.18), из которых следует, что при заводе « Х» в 1971 году был образован общий терапевтический санаторий-профилакторий, который в 1995 году в связи с акционированием предприятия стал именоваться санаторий-профилакторий АО «Х» и являлся лечебно-профилактическим учреждением санаторного типа, предназначенного для проведения лечебной и оздоровительной работы среди работников АО, членов их семей и лиц таковыми не являющимися ( п.1.1). В санатории-профилактории должно быть обеспечено оздоровление и лечение, рациональное диетическое питание, полнота и непрерывность лечебно-оздоровительного процесса ( п.1.3). Преимущественным правом для направления в санаторий-профилакторий пользуются лица, нуждающиеся в санаторном и физиотерапевтическом лечении; лица, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда; работающие инвалиды, ветераны войны, труда и лица, приравненные к этой категории; беременные женщины с ранними сроками беременности; доноры; лица, состоящие на диспансерном учете; работающие подростки; лица, направленные на реабилитационное лечение( п.4.1). Медицинский отбор лиц для направления в санаторий-профилакторий производится врачами территориальных поликлиник и поликлиникой обслуживающей АО в соответствии с Рекомендациями по организации направления работников в санаторий-профилакторий( п.4.2). Прием лиц осуществляется по путевкам и курсовкам, при наличии санаторно-курортной карты ( п.4.3).

Как следует из пояснений истца и показаний свидетеля С.Н., работавшей вместе с истицей в спорный период в санатории-профилактории завода «Х», в данном учреждении имелись кабинеты лечебной физкультуры, кабинет физиолечения, массажный кабинет, процедурный кабинет, стоматологический и зубопротезный кабинеты, в которых отдыхающие принимали соответствующие процедуры. Спутнова И.Н. работала старшей медицинской сестрой процедурного кабинета.

Данные показания также подтверждаются имеющимися в деле отчетом санатория-профилактория за 9 месяцев 1987 года (л.д. 33-34), годовым медицинским отчетом за 1977 год (л.д. 40), справкой о проверки работы санаториев-профилакториев за 9 месяцев 1986 (л.д.41-43), в которых учреждение в котором работала истица именовалось санаторием-профилакторием, в котором имелась соответствующая лечебная база.

Таким образом, анализ имеющихся в деле доказательств позволяет прийти к выводу о том, что учреждение, в котором работала истица в спорные периоды, являлось санаторием-профилакторием, относящимися к лечебно-профилактическим учреждениям. При таких обстоятельствах, наличие неточных записей в трудовой книжке не может влечь ограничения права истицы на пенсию, а потому, с учетом установленных по делу обстоятельств период с дата по дата подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

Как следует из трудовой книжки истицы, Спутнова И.Н. работала в должности старшей медицинской сестры ясли-сада № 125 с дата по дата и с дата по дата (л.д.11-12).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которым были предусмотрены должность «старшая медицинская сестра» и наименование учреждения «детский сад», «ясли-сад».

В Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действовавший с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, а также в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, действовавший и применявшийся до 29 октября 2002 года, детские сады не были включены в перечень учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной рудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Не включены они также в Список работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года.

В судебном заседании установлено, что в спорные периоды и по настоящее время истица выполняет следующие обязанности: готовит детей к врачебному осмотру, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача; контролирует соблюдение санитарно-противоэпидемического режима; вводит карантин в группах при обнаружении вирусных заболеваний; оказывает первую медицинскую помощь, ведет журнал изолятора; работает в тесной взаимосвязи с детской поликлиникой; ведет контроль за эпидемиологической обстановкой в ДОУ, выявляет причины отсутствия детей; контролирует своевременный медицинский осмотр сотрудников ДОУ, ведет соответствующую документацию; контролирует качество стирки белья, спецодежды, правильность хранения чистого белья, соблюдение графика смены белья; контролирует правильность применения дез.растворов и применение его в обработке помещений ДОУ; контролирует состояние воздушного, температурного режима ДОУ, соответствие мебели росту детей, маркировку; организует и контролирует состояние питания детей в соответствии с требованиями СЭС и нормами продуктов питания на одного ребенка; ежедневно составляет меню-раскладку и подписывает его у руководителя ДОУ, сдает его в бухгалтерию. При убавлении и прибавлении детей составляет справку; контролирует график получения пищи, следит за ее витаминизацией; присутствует при закладке продуктов, снимает пробу готовой пищи, контролирует порцинирование и раздачу готовой пищи в группы; регулярно ведет бракеражный журнал готовой пищи; осуществляет контроль за правильностью хранения продуктов питания, срокам их реализации; следит за санитарным состоянием пищеблока, его оборудованием, инвентарем, маркировкой посуды и использованием ее по назначению; осуществляет контроль за личной гигиеной работников кухни; в соответствии с требованиями СЭС ежедневно обеспечивает правильное хранение суточной пробы готовой продукции, следит за состоянием тары на пробу, ее маркировкой; ведет санитарно-просветительскую работу с сотрудниками, родителями ДОУ; ведет медицинскою документацию согласно номенклатуре дел, требованиям СЭС, оформляет картотеку блюд, разрабатывает совместно с поварами новые блюда; ведет учет медикаментов.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела должностными инструкциями (л.д. 20-23), а также журналами прививок (л.д. 44-54), журналов осмотра детей на педикулез (л.д. 55-56), журналом амбулаторного приема (л.д. 57-58).

Из пояснений истицы и представителя третьего лица следует, что на протяжении всех периодов работы в яслях-саде, функциональные обязанности истицы не менялись.

Принимая во внимание, что нормы действующего на начало работы истицы в должности старшей медицинской сестры детского сада постановления Совмина СССР № 1397 предусматривали возможность зачета в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии такой работы, суд с учетом положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, считает возможным включить период работы истца с дата до дата в специальный стаж, дающий право на пенсию, в соответствии с действующим в тот период законодательством.

Что касается последующих спорных периодов, то удовлетворяя исковые требования, суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении № 11-П от 3.06.2004 г. « По делу о конституционности положений подпунктом 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктом 1 и 2 статьи 31 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ…», согласно которой в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав, свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания ( запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных условиях).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 56 от 23.01.2007 года утвержден примерный порядок организации деятельности и структуры детской поликлиники, согласно п.3 которого, детская поликлиника обеспечивает организацию медицинской помощи детям в образовательных учреждениях. При этом в Примерную структуру детской поликлиники входят процедурный кабинет и медицинские кабинеты образовательных учреждений.

Из пояснений истицы и показаний представителя МДОУ Детский сад № 125 следует, что истица работала и работает в тесном контакте с врачом-педиатром поликлиники, который посещает детский сад и проводит совместно с ней осмотр детей. При этом, истица отчитывается о своей работе перед детской поликлиникой. В настоящее время медицинские работники дошкольных образовательных учреждений введены в штат поликлиники.

В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами работа в должностях, указанных в Списке в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций.

Проанализировав выполняемые истицей в спорные периоды функции, условия ее деятельности, суд приходит к выводу о том, что с учетом установленной вышеназванным приказом организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению и специфики структуры детской поликлиники, медицинские кабинеты детских садов по своей сути являются структурным подразделением муниципального учреждения здравоохранения. По характеру выполняемых функций, работа медсестры медицинского кабинета детского сада сходна с работой участковой медсестры детской поликлиники и медицинского пункта иного учреждения, в связи с чем пенсионные права истицы не могут быть поставлены в неравные условия с правами лиц, занимающих аналогичные должности и работающих в сходных условиях.

Согласно материалам пенсионного дела Спутнова И.Н. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости дата.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Поскольку необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии стаж работы истицы на дату обращения составил 30 лет 6 мес. 3 д., пенсия ей должна быть назначена с момента обращения за ней, т.е с дата, а решение комиссии номер от дата подлежит признанию незаконным и не порождающим для истицы правовых последствий.

Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Спутновой И.Н. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного Фонда РФ ( Государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области номер от дата об отказе Спутновой И.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Спутновой И.Н. трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив стаж, дающий право на пенсию, периоды ее работы в должности медицинской сестры терапевтического профилактория завода «Х» с дата по дата, в должности старшей медицинской сестры ясли- сада № 125 с дата по дата и с дата по дата.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 сентября 2010 года.

Судья: Н.В. Копылова