РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В., при секретаре Козловой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе 31 августа 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Марковой М.А. к администрации г.Пензы о признании незаконным приказа об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Маркова М.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением исполкома Земетчинского района Совета народных депутатов Пензенской области от дата обезличена за номер обезличен она была направлена в детское учреждение на полное государственной обеспечение как несовершеннолетняя, родители которой отказались от воспитания ребенка. Ее родители на основании решений суда лишены родительских прав в отношении истицы. Приказом Министерства образования и науки Пензенской области номер обезличен от дата обезличена в связи с обучением она была направлена из Наименование детского дома в Наименование детского дома, о чем выдано направление. Согласно справке от дата обезличена за номер обезличен она является воспитанницей Наименование детского дома и находилась на полном государственном обеспечении с дата обезличена по дата обезличена В настоящее время она зарегистрирована по месту пребывания по адрес обезличен в адрес обезличен. В администрацию г.Пензы она обратилась с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Приказом заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от дата обезличена за номер обезличен ей было отказано в принятии на учет в связи не предоставлением документов о регистрации по месту жительства в г.Пензе. Данный приказ считала незаконным. Недвижимого имущества она не имеет. Зарегистрирована по месту пребывания, где она проживает, другого места жительства нет.
По указанным основаниям просила суд обязать администрацию г.Пензы признать приказ заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от дата обезличена за номер обезличен незаконным.
В судебном заседании истица Маркова М.А. уточнила исковые требования, просила суд признать недействительным пункт 2 приказа № 331п от 30.04.2010 заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию города Пензы поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Пояснила, что в дата обезличена она была помещена в Наименование детского дома, где она проживала и была зарегистрирована до достижения 16 лет. дата обезличена она была постановлена на регистрационный учет по месту пребывания - адрес обезличен, предоставленном ей, как студентке Наименование высшего учебного заведения. В настоящее время она является студенткой 4 курса Наименование высшего учебного заведения и зарегистрирована по месту пребывания - по адрес обезличен (общежитие). Иного жилого помещения, где она могла бы быть постановленной на регистрационный учет по месту жительства, нe имеется.
Представитель администрации г. Пензы - Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Марковой М.А. не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется, т.к. истица не имеет регистрации по месту жительства, а зарегистрирована по месту пребывания. Приказ номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в принятии Марковой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении считала законным и обоснованным.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и
пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта
государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления,
нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в
соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту,
имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо
нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или
нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему
Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному
нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт
государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления,
юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что решением Земетчинского районного суда Пензенской области от дата обезличена мать истицы Марковой М.А. - М.Т. лишена родительских прав в отношении дочери.
Решением Коломенского городского суда Московской области от дата обезличена отец Марковой М.А. - М.А. также лишен родительских прав в отношении своей дочери.
Решением исполкома Земетчинского районного совета народных депутатов Пензенской области от дата обезличена номер обезличен Маркова М.А. направлена на полное государственное обеспечение в детское учреждение.
В соответствии с направлением Министерства образования и науки Пензенской области от дата обезличена Маркова М.А. переведена в связи с обучением из Наименование детского дома в Наименование детского дома.
Согласно справки ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Наименование детского дома от дата обезличена Маркова М.А. являлась воспитанницей данного учреждения с дата обезличена по дата обезличена.
Согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта Марковой М.А. усматривается, что дата обезличена она зарегистрирована по адрес обезличен в адрес обезличен дата обезличена снята с регистрационного учета по данному адресу.
В соответствии с сообщением администрации Земетчинского района Пензенской области от дата обезличена Маркова М.А. в орган опеки и попечительства по вопросу о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.
Согласно справки администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от дата обезличена номер обезличен Маркова М.А., дата обезличена г.р. по администрации Юрсовского сельсовета не поставлена на учет по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
дата обезличена Марковой М.А. выдано свидетельство номер обезличен о регистрации по месту пребывания - адрес обезличен, на срок с дата обезличена по дата обезличена.
дата обезличена Маркова М.А. обратилась в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Приказом номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Марковой М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине не предоставления документов о регистрации по месту жительства в г.Пензе.
Согласно сообщению об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним номер обезличен от дата обезличена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Марковой М.А. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Согласно справки МУП «БТИ г. Пензы» от дата обезличена по данным электронного архива МУП «БТИ г. Пензы» Маркова М.А. недвижимого имущества в собственности не имеет.
Кроме того, в соответствии с сообщениями Управления Росреестра по Пензенской области от дата обезличена родители истицы Марковой М.А. - М.А. и М.Т. недвижимого имущества не имеют.
В соответствии с ответом на запрос суда МУП «БТИ г. Пензы» от дата обезличена по данным электронного архива М.Т. и М.А. недвижимого имущества также не имеют.
Помимо прочего, согласно ответу на запрос администрации Юрсовского сельсовета Земетчинского района Пензенской области от дата обезличена истица Маркова М.А. и ее родители М.Т. и М.А. недвижимого имущества в с.Пашково не имеют.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в шлых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на сновании решений органа местного самоуправления. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ:
1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решением Пензенской Городской Думы от 30 июня 2005 года № 136-12/4 утверждена минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 15 кв.м. общей площади на одного члена семьи, а также учетная норма в размере 10 и менее кв.м общей площади на одного человека.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что п.2 приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от дата обезличена г. за номер обезличен Марковой М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи не предоставлением документов о регистрации по месту жительства в г.Пензе. Суд считает, что данный отказ незаконен.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года № 5242-1 под местом пребывания подразумевается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристическая база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно. Место жительства это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в его постановлении от 02.02.1998 года № 4-П, регистрация по месту пребывания или жительства является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.
Отсутствие у Марковой М.А. постоянной регистрации по месту жительства не должно препятствовать в реализации ее права на обеспечение жилым помещением вне очереди. В судебном заседании установлено, что Маркова М.А. не имеет жилого помещения, в котором она может проживать в качестве собственника, члена семьи собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях и зарегистрироваться постоянно по месту жительства. В связи с чем, она проживает по месту пребывания в общежитии по адресу: адрес обезличен
Таким образом, отказ администрации г. Пензы незаконен, поскольку Маркова М.А. в силу положений ст.51 ЖК РФ и решения Пензенской Городской Думы от дата обезличена года номер обезличен является нуждающейся в жилом помещении, следовательно, ее исковые требования обоснованны и подлежат полному удовлетворению.
Истица имеет регистрацию по месту пребывания в общежитии по адрес обезличен, где она проживает на период ее обучения в ВУЗе. Иного недвижимого имущества, где истица могла бы быть постановлена на регистрационный учет по месту жительства, у нее не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Марковой М.А. удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 приказа номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в принятии Марковой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию города Пензы поставить Маркову М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение может быть обжаловано Пензенский областной суд в течение 10 дней через
Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 07 сентября 2010 года.
Судья Н.В.Белоглазова