Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абмакиной Н.Г. об оспаривании действий Департамента,
У С Т А Н О В И Л:
Абмакина Н.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения и понуждении к предоставлению указанной выплаты.
В обоснование заявленных требований указала, что дата ей было выдано свидетельство о праве на единовременную денежную выплату в сумме 945 000 руб. в соответствии с законом Пензенской области № 1870-ЗПО от 27.02.2010 года " Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области". В целях реализации принадлежащего ей права на единовременную выплату она дата приобрела у Простова С.А., Простовой Е.А. однокомнатную квартиру номер в доме номер по адрес. Указанный договор был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Пензенской области дата. Оплата по договору должна была быть произведена Департаментом, однако письмом Департамента от дата ей было отказано в предоставлении выплаты в связи с тем, что площадь квартиры недостаточна для улучшения жилищных условий и стоимость квартиры существенно превышает среднюю стоимость 1 кв.м., утвержденную приказом Министерства регионального развития РФ для Пензенской области. Указанный отказ считает не законным, в связи с тем, что закон не содержит каких-либо требований по площади приобретаемого помещения и его стоимости.
В судебное заседание Абмакина Н.Г. не явилась.
Представитель заявителя по доверенности Абмакин А.И. заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения заявления был извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Простов С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Простова Е.А. полагала заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, пояснив, что ею и супругом Простовым С.А. был заключен с Абмакиной Н.Г. договор купли-продажи принадлежащей им квартиры, оплату за которую должен произвести Департамент, однако этого не сделал. В свою очередь они продав квартиру заявителю, намерены были приобрести квартиру большей площади, заключив предварительный договор, по которому внесли продавцам денежную сумму в качестве задатка. В настоящий момент они лишились своего жилья и не имеют возможности приобрести другое.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Абмакиной Н.Г., имеющей статус вдовы ветерана Великой Отечественной войны, дата выдано свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления ветеранам ВОВ единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 № 160-пП. Размер единовременной денежной выплаты составляет 945 000 руб. (л.д. 7).
дата между Абмакиной Н.Г., с одной стороны, и Простовым С.А., Простовой Е.А., с другой стороны, заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым Абмакина Н.Г. приобрела квартиру номер в доме номер по адрес. дата Управлением Росреестра по Пензенской области произведена государственная регистрация договора и перехода права собственности (л.д. 8-10).
В соответствии с указанным договором стоимость приобретаемой квартиры общей площадью 19,7 кв.м., состоящей из одной жилой комнаты составляет 945 000 руб. По условиям договора расчет по нему производится Департаментом после регистрации договора в регистрирующем органе ( п.2.1,2.2 договора).
дата Абмакина Н.Г. получила свидетельство о праве собственности на указанную квартиру, после чего обратилась в Департамент с заявлением о перечислении денежных средств по договору купли-продажи квартиры.
Сообщением от дата в перечислении единовременной денежной выплаты в счет оплаты договора купли-продажи отказано по тем основаниям, что приобретаемое жилое помещение исходя из его общей жилой площади не улучшает жилищных условий. Кроме того, стоимость одного квадратного метра в приобретаемой квартире составляет 48 000 руб., что выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра по Пензенской области, установленной приказом Министерства Регионального развития РФ (л.д. 11).
Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения и фактические обстоятельства дела, суд находит отказ Департамента области незаконным исходя из следующего.
В соответствии со ст.ст. 14 и 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам и инвалидам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 7.05.2008 года № 714 постановлено обеспечить до 1.05.2010 года жильем инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую меру социальной поддержки в соответствии с законом " О ветеранах".
В соответствии со ст. 23.2 вышеуказанного закона (п.п. 2 п. 3) объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 указанной статьи средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
П. 11 указанной статьи устанавливает, что определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок реализации полномочий Пензенской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен Законом Пензенской области от 27.02.2010 N 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области", согласно которому обеспечение жильем граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке, определяемом Правительством Пензенской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 N 160-пП "Об утверждении Порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и об утверждении Порядка предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения" гражданин - владелец свидетельства имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья на территории Пензенской области у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение или часть жилого помещения (часть жилого дома, часть квартиры) (далее - жилое помещение), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранное для постоянного проживания. Гражданин - владелец свидетельства имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств выделенной единовременной денежной выплаты, но и с использованием собственных или (и) заемных (кредитных) средств. Гражданин - владелец свидетельства имеет право направить средства единовременной денежной выплаты на оплату договора строительства жилого дома, договора участия в долевом строительстве жилого дома.
Гражданин-владелец свидетельства в течение 6 месяцев со дня выдачи свидетельства представляет в уполномоченный орган для оплаты приобретаемого жилья договор купли-продажи ( договор строительства жилого дома, договор участия в долевом строительстве жилого дома), оформленный в установленном порядке.
Одновременно гражданин-владелец свидетельства представляет в уполномоченный орган письменное заявление на перечисление средств выделенной единовременной денежной выплаты в счет оплаты договора на жилое помещение.
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней с даты получения документов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, направляет в Министерство финансов Пензенской области заявку на перечисление средств на лицевой счет, открытый в УФК по Пензенской области и перечисляет средства в счет оплаты договора на жилое помещение.
Повторное предоставление единовременной денежной выплаты гражданам не допускается.
Из анализа названных норм, регулирующих порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилья следует, что единственным требованием, предъявляемым законом к жилым помещениям, приобретаемым за счет единовременной выплаты, является их соответствие санитарным и техническим требованиям, а также благоустроенность применительно к условиям населенного пункта. Иных критериев для реализации указанной меры социальной поддержки закон не устанавливает. Приобретенная заявителем квартира соответствует требованиям, установленным законом, что отражено в п.1.2 договора купли-продажи.
Ссылка Департамента на несоответствие площади приобретенного жилого помещения требуемой истцу исходя из количества проживающих лиц несостоятельна, поскольку закон, устанавливая для соответствующей категории граждан право на получение единовременной денежной выплаты только один раз, не ставит реализацию этого права в зависимость от указанных обстоятельств. Главным критерием является целевое использование средств на приобретение жилья вне зависимости от ее площади. Применительно к спорной ситуации гражданин, переезжая из сельской местности в благоустроенную квартиру, имеющую все удобства, вправе сам определять, является ли для него площадь приобретаемого жилья достаточной. Из пояснений представителя заявителя следует, что при выборе жилого помещения заявитель исходил в первую очередь из того, что в квартире имеются все удобства ( ванная, туалет), которых не было ранее, вследствие чего уход за заявителем был обременительным. Приобретать квартиру большей площади она не желает, поскольку это связано с дополнительными расходами на оплату жилищно-коммунальных услуг. Более того, в приобретенной квартире сделан хороший ремонт, в связи с чем не требуется вложений дополнительных средств.
Не соответствующим закону является также ссылка Департамента на превышение стоимости одного квадратного метра жилого помещения, ибо устанавливая порядок расчета единовременной денежной выплаты, выделяемой на одного человека, закон предоставляет право использовать эту выплату на приобретение жилья как меньшей стоимости, нежели сумма единовременной выплаты, так и большей, но с использованием собственных средств. Таким образом, стоимость одного квадратного метра приобретаемого жилья не является условием получения единовременной денежной выплаты.
Указанное позволяет прийти к выводу о том, что оспариваемый отказ Департамента по основаниям, не предусмотренным законом, влечет ограничение права Абмакиной Н.Г. на получение меры социальной поддержки, в связи с чем данный отказ является незаконным, а ее нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения на Департамент обязанности по перечислению единовременной денежной выплаты в счет оплаты приобретенной заявителем квартиры.
Руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Абмакиной Н.Г. удовлетворить.
Признать отказ Департамента в перечислении средств единовременной денежной выплаты в размере 945000 руб. в счет оплаты договора купли-продажи жилого помещения незаконным.
Обязать Департамент перечислить предоставленную Абмакиной Н.Г. единовременную денежную выплату в размере 945000 руб. в счет оплаты квартиры номер дома номер по адрес, приобретенной на основании договора купли-продажи от дата, заключенного с Простовой Е.А. и Простовым С.А. и зарегистрированного в Управлении Росреестра по Пензенской области дата за номер.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2010 года.
Судья: Н.В. Копылова