Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Копыловой Н.В.при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Карташевой Л.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от дата номер Карташевой Л.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.
Не соглашаясь с указанным решением, Карташева Л.Ю. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с иском, в котором просила признать незаконным вышеуказанное решение и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.
В обоснование иска указала, что при определении ее права на пенсию необоснованно были включены в календарном исчислении периоды ее работы в должности медсестры отделения новорожденных в Городской больнице им. С и Пензенском городском родильном доме номер с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, которые она просит включить в стаж в льготном исчислении ( 1 год работы как 1 г.6мес.). Кроме того, просит засчитать в льготном исчислении периоды ее нахождения в отпусках по беременности и родам и уходу за ребенком с дата по дата, с дата по дата.
В судебном заседании Карташева Л.Ю. исковые требования поддержала. По существу заявленных требований пояснила, что в МУЗ «Городская больница им. С» и МУЗ «Пензенский городской родильный дом номер», где она работала в спорные периоды, наряду с отделением новорожденных имелись следующие отделения: приемное отделение, отделение патологии беременности, родовое отделение, послеродовое отделение, отделение интенсивной терапии. Данная структура на протяжении всего времени не менялась. В отделение новорожденных поступают дети из родового отделения, в том числе и тяжелые дети, недоношенные, которые требуют особого ухода. В обязанности медицинской сестры отделения новорожденных входит уход за детьми, выполнение назначений врача, при необходимости производится переливание крови, инъекции. Полагает, что она выполняла функциональные обязанности аналогичные выполняемым медицинскими сестрами акушерского и родового отделения, в связи с чем ее работа также подлежит включению в стаж в льготном исчислении.
Представитель Управления пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области Суванкулов Д.А., действующий на основании доверенности, иск не признал по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Карташева Л.Ю. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области от дата года номер Карташевой Л.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия необходимого стажа работы.
Принимая указанное решение, комиссия не включила в специальный стаж Карташевой Л.Ю. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата по тем основаниям, что в соответствии с действующим в спорный период законодательством допускалась возможность зачета в стаж только отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1 г.6 мес. и только до дата года. Кроме того, периоды ее работы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в должности медицинской сестры отделения новорожденных МУЗ «Городская больница им. С», с дата по дата, с дата по дата в должности медицинской сестры, палатной медицинской сестры отделения новорожденных МУЗ «Городская больница им. С», с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в должности медицинской сестры отделения новорожденных МУЗ «Пензенский городской родильный дом номер» были включены в календарном исчислении по тем основаниям, что согласно п. 1 Перечня - приложение к Правилам исчисления периодов работы, утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года в разделе «Наименование структурных подразделений» отделение новорожденных не значится (л.д. 6).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев.
Указанными Правилами (п.5.п. «б») и Перечнем (п.1) предусмотрен льготный порядок зачета в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов работы в должности медицинской сестры в акушерском, акушерском физиологическом, акушерском обсервационном, акушерском патологии беременности, родовом (родильном) отделениях государственных и муниципальных учреждений. Отделение новорожденных данным Перечнем не поименовано.
Действующее до названного постановления законодательство также не предусматривало в числе структурных подразделений, работа в которых подлежит исчислению в льготном порядке, отделение новорожденных.
В частности, Перечнем структурных подразделений, утв. Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.99 года, были предусмотрены структурные подразделения аналогичные вышеназванным.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действовавшим с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года была предусмотрена возможность зачета в стаж среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров.
В соответствии с приказом от 24.09.2007 № 621 Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об организации работы родильного дома (отделения)» в структуру родильного дома входят: физиологическое отделение, отделение анестезиологии и реанимации, обсервационное родовое отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных, отделение патологии беременности, гинекологическое отделение.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 года № 2510/8568-97-32 «О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров», структурными подразделениями больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Таким образом, действующее в спорные периоды законодательство не относит и не относило отделение новорожденных к отделениям хирургического профиля, в связи с чем работа в указанном отделении не подлежит зачету в стаж в льготном исчислении.
Согласно штатным расписаниям лечебных учреждений, в которых работала истица в спорные периоды (л.д.33-88, 92-126) в структуру МУЗ «Городская больница им. С» и МУЗ «Пензенский городской родильный дом номер» наряду с отделением новорожденных входили родильное и гинекологическое отделения. Данный факт подтверждает и свидетель Ц.В.
Так свидетель показала, что в структуру МУЗ «Городская больница им. С» и МУЗ «Пензенский городской родильный дом номер» в период с 1983 по настоящее время входят отделение новорожденных, родильное отделение (обсервационное и физиологическое), отделение патологии (обсервационное и физиологическое). Данная структура не менялась.
При разрешении спора, суд не может принять во внимание доводы истицы о тождественности выполняемой ею работы с работой медицинских сестер акушерских отделений, поскольку данные обстоятельства при отсутствии предусмотренных пенсионным законодательством оснований для назначения досрочной трудовой пенсии, не могут иметь юридического значения. Установление структурных подразделений, работа в которых засчитывается в стаж в льготном исчислении, является прерогативой законодателя.
То обстоятельство, что отделение новорожденных не включено законодателем в перечень подразделений, работа в которых подлежит исчислению в льготном порядке само по себе, не может расцениваться как нарушение конституционного права Карташевой Л.Ю. на социальное (пенсионное) обеспечение со стороны государства, поскольку названные нормативные акты в указанной части не признаны недействующими в установленном судебном порядке, при этом суд, учитывает, правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 года № 351-О-О, согласно которой, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 392-O).
При таких обстоятельствах, оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы в льготном исчислении не имеется.
Согласно книге приказов временно отсутствующего личного состава МУЗ «Городская больница им. С» (л.д.24-25) Карташева Л.Ю. с дата по дата находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Согласно книге приказов по производственным вопросам МУЗ Городская больница им. С» (л.д. 28-29) Карташева Л.Ю. приступила к работе с дата.
Период нахождения Карташевой Л.Ю. в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с дата по дата подлежит зачету в специальный стаж истицы в календарном исчислении и неправомерно не включен пенсионным органом по следующим основаниям.
В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституционный Суд РФ неоднократно в своих постановлениях (в частности, от 03 июня 2004 года № 11-П) указывал, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей в период нахождения Карташевой Л.Ю. в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Новая редакция ст. 167 КЗоТ, в соответствии с которой возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, была введена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года, и вступила в законную силу 06 октября 1992 года.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18,19 и ч.1 ст.55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, он подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию. При этом законных оснований для льготного исчисления этого периода, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 6.10.92, который включен пенсионным органом в календарном исчислении, не имеется, поскольку отпуск имел место в период работы истца, который подлежит зачету в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Принимая во внимание, что у Карташевой Л.Ю. с учетом спорного периода, подлежащего включению в стаж, отсутствует требуемый в данном случае 30-летний специальный стаж и составляет 26 л.6мес.7 дн., суд в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не находит оснований для удовлетворения требования истицы о назначении ей досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Карташевой Л.Ю. удовлетворить частично.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от дата номер незаконным в части исключения из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию период нахождения Карташевой Л.Ю. в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области включить в специальный стаж Карташевой Л.Ю. дающий право на трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дата по дата в календарном исчислении.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2010 года.
Судья: Н.В. Копылова