Дело № 2-2815/2010 Решение о понуждении к включению периодов работы в стаж, перерасчете пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 октября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы

председательствующего судьи Н.В. Копыловой

при секретаре Иевлевой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Додонова В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к включению периодов работы в специальный стаж, понуждении к перерасчету трудовой пенсии и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Додонов В.А. обратился в суд с иском о перерасчете пенсии, в котором просил обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, получателем которой он является, следующие периоды деятельности: период службы в Советской армии с дата дата по дата, периоды работы в стройотряде в город Тувинской АССР в период обучения в техникуме с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, а также период обучения в техникуме, период работы за границей ( в Социалистической республике Вьетнам) с дата по дата, периоды работы с дата по дата прорабом в ЧИП фирма «С», с дата по дата- прорабом в ООО «А», с дата по дата -производителем работ в ООО «М», с дата по дата- прорабом в ООО «СДС», с дата по дата- монтажником по монтажу строительных и железобетонных конструкций в ООО «СМУ», период работы за границей с дата по дата. С учетом указанных периодов просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии и взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб.

В судебном заседании Додонов В.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области Бубнова А.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с дата Додонов В.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, назначенной в соответствии с п/п 2 п. 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001.

дата он обратился в УПФР в г. Пензе Пензенской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом периода его обучения в техникуме с дата по дата, периода работы в командировке в Социалистической Республике Вьетнам с дата по дата, периода работы в ЧИП « С» - с дата по дата в должности прораба, в ООО " А"- с дата по дата в должности прораба, в ООО " М"- с дата по дата, в ООО " СДС"- с дата по дата, в ООО " СМУ"- с дата по дата, периода работы за границей с дата по дата.

Сообщениями от дата номер и от дата номер истцу отказано во включении в стаж вышеуказанных периодов(л.д.6-7, 90-92). При обращении в суд с настоящим иском, истец просил дополнительно включить в специальный стаж период его службы в СА с дата по дата.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 л.6 м. на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно п.2 названной статьи закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий пи необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период прохождения Додоновым В.А. военной службы по призыву действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», в соответствии с п. «б» ст. 9 которого право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Во исполнение ст. 60 названного закона Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

Согласно подп. «б» п. 16 указанного Положения право на пенсию по старости на льготных условиях имели: рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В соответствии с подп. «к» п. 109 данного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.

При этом при назначении пенсии по старости на льготных условиях или в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды военной службы приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Как следует из трудовой книжки истца (л.д.10), непосредственно после окончания военной службы Додонов В.А. работал в качестве мастера строительного участка СМУД, период работы в которой зачтен пенсионным органом в льготный стаж при назначении пенсии.

При таких обстоятельствах, поскольку на период прохождения истцом службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в стаж работы, этот период подлежит включению в его специальный стаж.

Согласно справке Пензенского архитектурно-строительного колледжа номер от дата (л.д. 35) Додонов В.А. обучался в техникум с дата по дата.

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утв. Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, действовавшего в спорный период, в общий стаж работы засчитывалось обучение в средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.) при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

Действующие в настоящее время Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ", утв. постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года, не предусматривают возможность зачета в специальный стаж периодов обучения в средних специальных учебных заведениях.

Учитывая, что Додонов В.А. перед поступлением в вышеуказанное учебное заведение трудовую деятельность не осуществлял, что подтверждается записями в его трудовой книжке, а его служба в Советской армии проходила после окончания техникума, период его обучения включению в специальный стаж не подлежит. Не подлежат включению в специальный стаж также периоды прохождения учебной практики и работы в стройотряде в город Тувинской АССР с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, имевшие место в период обучения, ввиду того, что включение указанных периодов в специальный стаж не предусмотрено Федеральным законом РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., Разъяснением № 5 от 22 мая 1996г. «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Правилами исчисления периодов работы, утв. постановлением Правительства РФ № 781. В указанные периоды Додонов В.А. имел статус обучающегося, специальности не имел и не относился к категории лиц, работающих по найму и подлежащих государственному социальному страхованию.

В силу ст. 13 закона " О трудовых пенсиях в РФ" при подсчете трудового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.

Согласно ст. 4 данного закона одним из принципов индивидуального (персонифицированного) учета является осуществление такого учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использовании данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ, в т.ч. для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный Фонд РФ.(ст.5)

На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, который состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в числе прочих периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Содержащиеся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются.(ст.6)

В соответствии со ст.8.1 закона Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.

Согласно ст.11 закона сведения о страховом стаже представляются на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно выписке из лицевого счета Додонова В.А., он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования дата, соответственно периоды его работы после указанной даты, а именно с дата по дата производителем работ в ООО «М», с дата по дата прорабом в ООО «СДС», с дата по дата монтажником по монтажу строительных и железобетонных конструкций в ООО «СМУ», должны быть подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета, представляемыми работодателями. Из материалов пенсионного дела следует, что сведения о льготном характере работы истца работодатели не представляли, (отсутствует код «особые условия труда» на индивидуальном лицевом счете), в связи с чем, пенсионным органом правомерно эти периоды не были учтены при подсчете трудового стажа истца. Более того, указанные периоды работы не влияют на размер пенсии истца, поскольку в соответствии со ст.30 Федерального закона " О трудовых пенсиях в РФ" для определения расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, а потому эти периоды не являются юридически значимыми для перерасчета размера пенсии. В этой связи судом не оценивается период работы истца за границей с дата по дата, как не имеющий правового значения для перерасчета пенсии.

Согласно справке Всесоюзного производственного хозрасчетного технологического объединения по строительству и монтажу технологического оборудования энергетических объектов за границей «З» от дата (л.д. 36) Додонов В.А. находился в заграничной командировке на строительстве г/у «Х» с дата по дата и работал инженером специальных общестроительных работ. Согласно архивной справке Департамента управления делами Министерства энергетики РФ от дата Додонов В.А. в период с дата по дата работал на объекте г/у «Х» в должности техника участка наладки.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

П. 108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (действовало до 20.11.1990) предусматривал включение периодов работы граждан СССР по найму за границей в общий стаж, дающий право на пенсию. Вопрос о зачете этой работы в стаж для получения пенсии на льготных условиях разрешался в каждом отдельном случае в индивидуальном порядке министерствами социального обеспечения союзных республик.

Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством полномочиями на включение указанных периодов в льготный стаж обладало лишь министерство социального обеспечения.

Более того, Списком №2 «Производств, работ, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях», утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10 и ранее действовавшими Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173 должности инженера и техника участка наладки не предусмотрены, а потому работа в этих должностях право на досрочную трудовую пенсию не дает.

Как следует из пояснений истца, фактически им выполнялась работа по должности прораба, однако данный довод является голословным и не подтвержден никакими доказательствами. Согласно представленным истцом справкам Росэнерго, Минэнерго, ОАО " Зарубежстрой", какими -либо сведениями о загранкомандировании истца они не располагают.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца свидетель Л.П. юридически значимых обстоятельств не подтвердил. Согласно его пояснениям, истец и он работали на разных участках ( Л.П.- на заводе в арматурном цехе, а истец- на строительном объекте), в связи с чем не мог знать характер выполняемой Додоновым В.А. работы. Более того, при наличии письменных доказательств показания свидетеля не могут являться допустимым доказательством, подтверждающим характер выполняемой истцом работы. П.3.5 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения № 190 от 4.10.91 г., на которое ссылается истец, также установлен порядок подтверждения стажа работы граждан РСФСР и СССР по найму за границей на основании документов.

Ссылка истца на Правила об условиях труда советских работников за границей, утв. постановлением ГКТ СССР от 25.08.81 года несостоятельна, поскольку данные Правила регулировали трудовые правоотношения и порядок предоставления гарантий и компенсаций, подлежащих выплате работникам за границей.

При таких обстоятельствах, период работы истца за границей также не подлежит включению в специальный стаж.

Что касается периодов работы истца с дата по дата прорабом в ЧИП фирма «С», с дата по дата прорабом в ООО «А», то доказательств, подтверждающий льготный характер работы истца в данные периоды последним не представлено.

Согласно имеющимся в материалах дела документам указанные организации ликвидированы, документы на хранение в архив не были переданы, в связи с чем определить направление деятельности организаций и соответственно условия труда истца в этих организациях ( полную занятость на соответствующих видах работ) не представляется возможным. Справки, уточняющие особый характер работы истца в этих организациях, истцом не представлены. Имеющиеся в материалах дела удостоверения о допуске истца к работе на строительных участках к таким доказательствам не относятся. При таких обстоятельствах, оснований для включения этих периодов в специальный стаж не имеется.

Таким образом, проанализировав спорные периоды истца, документы, представленные им в обоснование заявленных требований и нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований только в отношении периода службы истца в СА. В связи с этим на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету истцу пенсии с учетом данного периода.

Требования Додонова В.А. о взыскании с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку данные требования истца связаны с защитой его имущественных прав (права на пенсионное обеспечение), в связи с чем, взыскание компенсации морального вреда, в силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ может быть осуществлено судом только в случае, прямо установленном законом. Применительно к рассматриваемому спору, специального закона, допускающего возможность компенсации морального вреда, в связи с нарушением права гражданина на пенсионное обеспечение, не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворении данных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Додонова В.А. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области включить в стаж Додонова В.А., дающий право на пенсию на льготных условиях, период службы в Советской Армии с дата по дата и произвести перерасчет пенсии Додонова В.А. с учетом указанного периода.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 9 октября 2010 года.

Судья Н.В. Копылова