РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 22 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Кистеневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы к Герусу Г.Н. о взыскании земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным иском, в котором просила взыскать с Геруса Г.Н. налог на землю за 2008, 2009 годы в размере 359 рублей 18 коп и пени в размере 33 рублей 21 коп.
В обоснование требований Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы указала, что на основании сведений БТИ г. Пензы Герус Г.Н. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., ...
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, которые сформированы до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обще долевой собственности имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог или арендная плата.
По данным Управления Роснедвижимости по Пензенской области целевое назначение земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., с кадастровым номером Номер обезличен, для размещения жилого дома, и его площадь составляет 6596 кв.м., кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 25575264 рублей, наименование категории земли - «земля, предоставленная для жилищного строительства». Размер доли Геруса Г.Н. в праве собственности на земельный участок составляет 368/78609.
В соответствии с п. 2.2 Решения Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, устанавливается в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате Герусу Г.Н. за 2008 год, составляет 359 рублей 18 коп, платеж по сроку уплаты 3 августа 2009 г. составляет 119 рублей 73 коп.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате Герусу Г.Н. за 2009 год, составляет 359 рублей 18 коп, платеж по сроку уплаты 15 сентября 2009 года составляет 119 рублей 72 коп, платеж по сроку уплаты 16 ноября 2009 года составляет 119 рублей 73 коп.
Налог в сроки, установленные законом, Герусом Г.Н. не был уплачен.
В связи с невыполнением обязанности по уплате налога Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы на основании ст. 69 НК РФ в адрес Геруса Г.Н. было направлено требование №32651 по состоянию на 21.12.2009 года об уплате земельного налога и пени в срок до 14.01.2010 года.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы обращалась к мировому судье за взысканием указанного налога, о чем 11 мая 2010 года был вынесен судебный приказ. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ отменен определением от 24 мая 2010 года, в котором указано, что заявленное требование к Герусу Г.Н. может быть предъявлено в порядке искового производства.
По указанным основаниям, в соответствии со ст. ст. 48, 75 НК РФ и расчетом, приведенном в исковом заявлении, Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с Геруса Г.Н. земельный налог за 2008, 2009 года в сумме 359 рублей 18 коп и пени в размере 33 рубля 21 коп.
В судебном заседании представитель инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы Кирсанова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что налоговое уведомление №83228 от 11 июня 2009 года со сроком уплаты земельного налога 3 августа 2009 года, налоговое уведомление №115417 от 6 июля 2009 года со сроками уплаты земельного налога 15 сентября и 16 ноября 2009 года Герусу Г.Н. были направлены по почте заказными письмами. Также заказным письмом по почте Герусу Г.Н. было направлено требование №32651 от 21 декабря 2009 года об уплате земельного налога за 2008, 2009 годы в сумме 359 рублей 18 коп и пени в сумме 92 рубля 49 коп со сроком исполнения до 14 января 2010 года. Указанное требование Герусом Г.Н. не исполнено, земельный налог не уплачен. Также пояснила, что земельный налог исчислен для Герус Г.Н. с учетом его доли (1/3) собственности квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в .... Просила суд взыскать с с Геруса Г.Н. земельный налог за 2008, 2009 года в сумме 359 рублей 18 коп и пени в размере 33 рубля 21 коп.
Ответчик Герус Г.Н. исковые требования не признал и пояснил, что сведения представленные БТИ и Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, не могут являться основанием для исчисления земельного налога, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, согласно п. 1 ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Считал, что размер его доли собственности налоговой инспекцией указан неверно, из-за чего земельный налог исчислен неправильно. Также указал, что к иску не приложены документы, подтверждающие обоснованность требования истца, а именно установленные законом формы получения сведений для исчисления земельного налога. Закон не позволяет истцу рассчитывать налог на основании сведений полученных из других источников и в других формах, кроме установленных законом. Истец в обоснование своих требований к заявлению о выдаче судебного приказа приложил фальсифицированный документ - налоговое уведомление, на котором подделана его подпись.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, и изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Герус Г.Н. является собственником 1/3 квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в ....
Земельный участок площадью 6596 кв. м. под размещение многоквартирного жилого дома Номер обезличен по ... в ... поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер Номер обезличен), кадастровая стоимость земельного участка составляет 25575264 рублей. Размер доли Геруса Г.Н. в праве собственности на указанный земельный участок составляет 368/78609 (л. д. 7, 10). При этом размер доли Геруса Г.Н. исчислен с учетом его доли (1/3) собственности на квартиру Номер обезличен в доме Номер обезличен по ... в ....
Также установлено, что на основании сведений, представленных надлежащими государственными органами - БТИ г. Пензы, Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, Управлением Росреестра по Пензенской области о целевом назначении указанного земельного участка, его площади, кадастровой стоимости, собственниках расположенного на нем многоквартирного дома и размерах их долей, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы произведено начисление земельного налога, подлежащего уплате Герусу Г.Н. за 2008, 2009 года.
В адрес ответчика налоговым органом заказными письмами были направлены налоговое уведомление №83228 от 11 июня 2009 года об уплате земельного налога за 2008 год в размере 119 рублей 73 коп в срок до 3 августа 2009 года, налоговое уведомление №115417 от 6 июля 2009 года об уплате земельного налога за 2009 год в размере 239 рублей 45 коп двумя платежами в срок до 15 сентября и 16 ноября 2009 года (л. д. 8).
В связи с неуплатой ответчиком земельного налога в установленные сроки, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес заказным письмом было направлено требование №32651 от 21 декабря 2009 года об уплате земельного налога в срок до 14 января 2010 года (л. д. 5, 6).
Ответчик Герус Г.Н. подтвердил в судебном заседании факт получения им налоговых уведомлений и требования об уплате земельного налога за 2008, 2009 годы.
Из-за неисполнения ответчиком требования Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в соответствии со ст. 48 НК РФ было принято решение №2068 от 20 апреля 2010 года о взыскании с Геруса Г.Н. земельного налога и пени (л. д. 4).
11 мая 2010 года мировым судьей судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы был вынесен судебный приказ №2-931 о взыскании с Геруса Г.Н. налога на землю и пени в сумме 451 рубль 67 коп (л. д. 13).
По заявлению Геруса Г.Н. указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Пензы от 24 мая 2010 года (л. д. 9, 14), после чего Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим искомым заявлением.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются имеющимися в деле документами.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании названной нормы права у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N44А, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Учитывая положения статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом, заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 года №Д23-3410, в письме Министерства финансов РФ от 17 августа 2009 года №03-05-06-02/80, а также в письме Федерального агентства кадастров объектов недвижимости от 20 июня 2008 года № ВК/2657.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом Номер обезличен по ... в ..., в котором расположена квартира Номер обезличен, 1/3 которой принадлежит на праве собственности ответчику Герусу Г.Н., до введения в действие ЖК РФ был поставлен на кадастровый учет и в силу вышеназванных норм бесплатно перешел в общую долевую собственность Геруса Г.Н. с другими собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме, расположенном на данном участке, без заключения каких-либо дополнительных сделок по приобретению данного участка на имя ответчика и без издания органами государственной власти или местного самоуправления актов о предоставлении данного участка ответчику.
При этом суд учитывает, что указанный земельный участок был индивидуализирован и сформирован в качестве объекта земельных отношений, о чем свидетельствует сам факт постановки его на кадастровый учет.
Герус Г.Н., являясь участником общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, в соответствии со ст. 388 НК РФ отнесен к числу налогоплательщиков земельного налога.
Начисление ответчику налоговым органом земельного налога на указанный участок является правомерным, расчет данного налога, произведенный истцом на основании полученных от государственных органов сведений - БТИ г. Пензы, Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, Управлением Росреестра по Пензенской области, суд находит соответствующими закону.
С учетом изложенного, доводы ответчика Геруса Г.Н. о том, что размер его доли собственности налоговой инспекцией указан неверно, из-за чего земельный налог исчислен неправильно, а также о том, что земельный налог не мог быть исчислен на основании сведений БТИ и Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, являются несостоятельными и основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Также суд не принимает во внимание довод ответчика Геруса Г.Н. о том, что истец в обоснование своих требований к заявлению о выдаче судебного приказа приложил фальсифицированный документ - налоговое уведомление, на котором подделана его подпись, поскольку в представленных истцом налоговых уведомлениях №83228 от 11 июня 2009 года и №115417 от 6 июля 2009 года, направленных ответчику, отсутствуют подписи Геруса Г.Н..
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.
Решением Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, установлена в размере 0,3 %.
Таким образом, размер земельного налога, подлежащего уплате Герусу Г.Н. за 2008 год, в соответствии с указанными правовыми нормами составил 359 рублей 18 коп: (25575264 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 368/78609 (размер долевого участия ответчика в праве собственности на земельный участок) х 0,3 % (ставка земельного налога) = 359 рублей 18 коп).
Соответственно, размер платежа по земельному налогу за 2008 год по сроку 03 августа 2009 года (третьего платежа) составил 119 рублей 73 коп.
Размер земельного налога, подлежащего уплате Герусу Г.Н. за 2009 год, в соответствии с указанными правовыми нормами составил 359 рубль 18 коп: (25575264 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 368/78609 (размер долевого участия ответчика в праве собственности на земельный участок) х 0,3 % (ставка земельного налога) = 359 рублей 18 коп).
Соответственно, размер платежа по земельному налогу за 2009 год по сроку 15 сентября 2009 года составил 119 рублей 72 коп, размер платежа по сроку уплаты 16 ноября 2009 года составил 119 рублей 72 коп.
Земельный налог за 2008, 2009 годы ответчик Герус Г.Н. не уплатил.
Расчет пени за неуплату земельного налога произведен истцом в соответствии с требованиями закона, размером ставки пени и числом дней просрочки.
Предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок на обращение с исковым заявлением о взыскании налога был пропущен налоговым органом из-за обращения к мировому судье за взысканием налога на землю, вынесения мировым судьей по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы судебного приказа №2-931/10 о взыскании с Геруса Г.Н. налога на землю, отмены мировым судьей по заявлению Геруса Г.Н. указанного судебного приказа.
Причину пропуска налоговым органом предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение с исковым заявлением о взыскании налога суд находит уважительной, из-за чего ходатайство налоговой инспекции о восстановлении данного срока суд считает подлежащим удовлетворению, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением иска с ответчика в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 400 рублей, исчисленная в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, исходя из взысканной суммы налога в размере 392 рубля 39 коп, от уплаты которой налоговый орган был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Герусу Г.Н. о взыскании земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Геруса Г.Н. земельный налог за 2008, 2009 года в размере 359 (триста пятьдесят девять) рублей 18 коп и пени в размере 33 (тридцать три) рубля 21 коп.
Взыскать с Геруса Г.Н. государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 24 сентября 2010 года.
Судья О.М. Липатов