ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 22 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Кистеневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы к Басу В.И. о взыскании земельного налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным иском, в котором просила взыскать с Баса В.И. налог на землю за 2008 год в размере 148 рублей 10 коп и пени в размере 16 рублей 20 коп.
В обоснование требований Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы указала, что на основании сведений БТИ г. Пензы Бас В.И. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: ..., ...
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, которые сформированы до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обще долевой собственности имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог или арендная плата.
По данным Управления Роснедвижимости по Пензенской области целевое назначение земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., с кадастровым номером Номер обезличен, для размещения жилого дома, и его площадь составляет 17754 кв.м., кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 62200961 рублей, наименование категории земли - «земля, предоставленная для жилищного строительства». Размер доли Баса В.И. в праве собственности на земельный участок составляет 1/420.
В соответствии с п. 2.2 Решения Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, устанавливается в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате Баса В.И. за 2008 год, составляет 444 рублей 29 коп, платеж по сроку уплаты 3 августа 2009 г. составляет 148 рублей 10 коп.
Налог в сроки, установленные законом, Басом В.И. не был уплачен.
В связи с невыполнением обязанности по уплате налога Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы на основании ст. 69 НК РФ в адрес Баса В.И. было направлено требование №32045 по состоянию на 17.12.2009 года об уплате земельного налога и пени в срок до 11.01.2010 года.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы обращалась к мировому судье за взысканием указанного налога, о чем 7 мая 2010 года был вынесен судебный приказ. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ отменен определением от 28 мая 2010 года, в котором указано, что заявленное требование к Басу В.И. может быть предъявлено в порядке искового производства.
По указанным основаниям, в соответствии со ст. ст. 48, 75 НК РФ и расчетом, приведенном в исковом заявлении, Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с Баса В.И. земельный налог за 2008 год в сумме 148 рублей 10 коп и пени в размере 16 рублей 20 коп.
В судебном заседании представитель инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы Кирсанова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что налоговое уведомление №83991 от 31 мая 2009 года со сроком уплаты земельного налога 3 августа 2009 года Басу В.И. было направлено по почте заказным письмом. Также заказным письмом по почте Басу В.И. было направлено требование №32045 от 17 декабря 2009 года об уплате земельного налога за 2008 год в сумме 148 рублей 10 коп и пени в сумме 16 рублей 20 коп со сроком исполнения до 11 января 2010 года. Указанное требование Басом В.И. не исполнено, земельный налог не уплачен. Просила суд взыскать с Баса В.И. земельный налог за 2008 год в сумме 148 рублей 10 коп и пени в размере 16 рублей 20 коп.
Ответчик Бас В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В письменных возражениях подданных ответчиком Басом В.И., указано, что он возражает против уплаты земельного налога за 2008 год. Указал, что уведомление об уплате земельного налога со сроком уплаты 3 августа 2009 года он не получал. Так же указал, что является инвалидом с 2004 года.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, по имеющимся в деле материалам.
Представитель истца Кирсанова Е.Н. согласилась на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца Кирсанову Е.Н., изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Бас В.И. является собственником квартиры Номер обезличен дома Номер обезличен по ... в ....
Земельный участок площадью 17754 кв. м. под размещение многоквартирного жилого дома Номер обезличен по ... в ... поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер Номер обезличен), кадастровая стоимость земельного участка составляет 62200961 рублей. Размер доли Баса В.И. в праве собственности на указанный земельный участок составляет 1/420 (л. д. 7, 9).
Также установлено, что на основании сведений, представленных БТИ г. Пензы, Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, Управлением Росреестра по Пензенской области о целевом назначении указанного земельного участка, его площади, кадастровой стоимости, собственниках расположенного на нем многоквартирного дома и размерах их долей, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы произведено начисление земельного налога, подлежащего уплате Басом В.И. за 2008 год.
В адрес ответчика налоговым органом было направлено налоговое уведомление №83991 от 31 мая 2009 года об уплате земельного налога за 2008 год (третий платеж) в размере 148 рублей 10 коп в срок до 3 августа 2009 года (л. д. 7).
В связи с неуплатой ответчиком земельного налога в установленные сроки, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес заказным письмом было направлено требование №32045 от 17 декабря 2009 года об уплате земельного налога и пени до 11 января 2010 года (л. д. 5).
Из-за неисполнения ответчиком требования Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в соответствии со ст. 48 НК РФ было принято решение №1811 от 16 апреля 2010 года о взыскании с ответчика земельного налога и пени (л. д. 4).
7 мая 2010 года мировым судьей судебного участка №3 Ленинского района г. Пензы по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы был вынесен судебный приказ №2-909/10 о взыскании с Баса В.И. налога на землю в сумме 148 руб. 10 коп и пени в размере 16 руб. 26 коп.
По заявлению Баса В.И. указанный судебный приказ был отменен определением и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ленинского района г. Пензы от 28 мая 2010 года (л. д. 8), после чего Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются имеющимися в деле документами.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании названной нормы права у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N44А, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Учитывая положения статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом, заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 года №Д23-3410, в письме Министерства финансов РФ от 17 августа 2009 года №03-05-06-02/80, а также в письме Федерального агентства кадастров объектов недвижимости от 20 июня 2008 года № ВК/2657.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом Номер обезличен по ... в ..., в котором расположена квартира Номер обезличен, принадлежащая ответчику Басу В.И., до введения в действие ЖК РФ был поставлен на кадастровый учет и в силу вышеназванных норм бесплатно перешел в общую долевую собственность Баса В.И. с другими собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме, расположенном на данном участке, без заключения каких-либо дополнительных сделок по приобретению данного участка на имя ответчика и без издания органами государственной власти или местного самоуправления актов о предоставлении данного участка ответчику.
При этом суд учитывает, что указанный земельный участок был индивидуализирован и сформирован в качестве объекта земельных отношений, о чем свидетельствует сам факт постановки его на кадастровый учет.
Бас В.И. является субъектом налогообложения - земельного налога. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом Номер обезличен по ... в ... не свидетельствует об обратном, ибо данное право является производным от права собственности ответчика на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме и возникает в силу прямого указания в законе, а не вследствие его государственной регистрации.
Кроме того, участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, отвечает требованиям, предъявляемым к нему как объекту налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Бас В.И., являясь участником общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: ..., ..., в соответствии со ст. 388 НК РФ отнесен к числу налогоплательщиков земельного налога, начисленного за 2008 год.
Начисление ответчику налоговым органом земельного налога на указанный участок является правомерным, расчет данного налога, произведенный истцом, суд находит соответствующим закону.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.
Решением Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года № 238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, установлена в размере 0,3 %.
Поскольку Бас В.И. является инвалидом 2-й группы, он в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ имеет право на уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей.
Таким образом, размер земельного налога, подлежащего уплате Басу В.И. за 2008 год, в соответствии с указанными правовыми нормами составил 444 рубля 29 коп: (62200961 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 1/420 (размер долевого участия ответчика в праве собственности на земельный участок) х 0,3 % (ставка земельного налога) = 444 рублей 29 коп).
Соответственно, размер платежа по земельному налогу за 2008 год по сроку 03 августа 2009 года (третьего платежа) составил 148 рублей 10 коп.
Земельный налог за 2008 год по сроку 03 августа 2009 года (третий платеж) ответчик Бас В.И. не уплатил.
Расчет пени за неуплату земельного налога произведен истцом в соответствии с требованиями закона, размером ставки пени и числом дней просрочки.
Предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок на обращение с исковым заявлением о взыскании налога был пропущен налоговым органом из-за обращения к мировому судье за взысканием налога на землю, вынесения мировым судьей по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы судебного приказа №2-909/10 о взыскании с Баса В.И. налога на землю, отмены мировым судьей по заявлению Баса В.И. указанного судебного приказа.
Причину пропуска налоговым органом предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение с исковым заявлением о взыскании налога суд находит уважительной, из-за чего ходатайство налоговой инспекции о восстановлении данного срока суд считает подлежащим удовлетворению, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Басу В.И. о взыскании земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Баса В.И. земельный налог за 2008 год в размере 148 (сто сорок восемь) рублей 10 коп и пени в размере 16 (шестнадцать) рублей 20 коп.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.М. Липатов