Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации18 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова И.С. к Департаменту о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Казаков И.С. обратился в Кузнецкий городской суд Пензенской области с иском, в котором просил обязать А области предоставить ему по договору социального найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В обоснование иска указал, что является лицом из числа детей-сирот. С дата по дата являлся воспитанником ГБОУ детский дом и помещен туда в связи со смертью матери, имеющей статус матери-одиночки. Собственного жилья он не имеет. Постановлением главы А от дата номер был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В 2010 году окончил техникум и имеет право на обеспечение жильем вне очереди, однако до настоящего времени жилое помещение ему не представлено.
Определением Кузнецкого городского суда Пензенской области от дата произведена замена ненадлежащего ответчика А на надлежащего -Департамент, в связи с чем дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Пензы.
В судебном заседании Казаков И.С. исковые требования поддержал.
Представитель Департамента по доверенности Денисов А.И. оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Представители А, МО, МФ в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что дата умерла К.О.-мать Казакова И.С., являвшаяся одинокой матерью (л.д.10, 31).
С дата по дата Казаков И.С. являлся воспитанником детский дом (л.д. 7).
В июне 2010 года истец окончил техникум (л.д.9).
Постановлением главы А от дата номер Казаков И.С. был признан малоимущим и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении составом семьи 1 человек.(л.д. 26).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Казакова И.С. о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующей с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Полномочия по формированию и ведению регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области вышеуказанной категории лиц возложены на уполномоченный Правительством Пензенской области исполнительный орган государственной власти Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 18.05.2009 №399-пП утвержден порядок формирования и ведения Регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области. Функции по формированию и ведению указанного Регистра Постановлением Правительства Пензенской области от 05.08.2008 №485-пП «Об утверждении Положения о Министерстве образования Пензенской области» отнесены к полномочиям Министерства образования Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.03.2010 №108-пП в Положение о Департаменте, утвержденное положением Правительства Пензенской области от 09.04.2007 №228-пП внесены изменения, предусматривающие, что с 01.04.2010 перечень полномочий Департамента дополнен функциями по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Департаменту предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Поскольку истец является нуждающимся в жилом помещении, и относится к категории лиц, которые в силу закона подлежат обеспечению жильем вне очереди, на Департамент должна быть возложена обязанность по предоставлению Казакову И.С. благоустроенного жилого помещения с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Казакова И.С. удовлетворить.
Обязать Департамент предоставить Казакову И.С. как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья Н.В. Копылова