Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации19 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромашкина С.В. и Ромашкиной Н.Г. к Департаменту о признании права на получение жилищного сертификата,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Департаменту, в котором просят признать за ними право на участие в программе поддержки молодых семей и обязать Департамент включить их в списки для получения жилищного сертификата.
В обоснование иска указали, что дата они вступили в зарегистрированный брак. дата у них родился сын Р.А.. В связи с тем, что их семья соответствовала всем требованиям, предъявляемым подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере на 2010-2015», утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области они дата обратились со всеми необходимыми документами в Департамент с заявлением на получение жилищного сертификата. Приказом Департамента от дата номер им было отказано во включении в список получателей жилищного сертификата со ссылкой на то, что их ребенок был рожден по истечении 18 месяцев после заключения брака. С данным отказом они не согласны, поскольку на момент подачи ими всех необходимых документов такого условия закон не содержал.
В судебном заседании Ромашкина Н.Г. исковые требования поддержала.
Ромашкин С.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что дата был заключен брак между Ромашкиным С.В. и Умывалкиной (Ромашкиной) Н.Г. (л.д. 7).
В 2007 году, будучи участниками областной целевой программы « Дом для молодой семьи», истцы возвели жилой дом, расположенный по адрес, для чего в ОАО « А» ими был оформлен кредит в размере 552711 руб. (л.д.9-18).
дата у них родился сын Р.А. (л.д. 8).
дата истцами было подано заявление в Департамент, в котором они просили включить их в список получателей жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья (л.д. 6).
Решением постоянно действующей комиссии, утвержденным приказом Департамента от дата номер истцам отказано во включении их в список на получение жилищного сертификата (л.д. 5).
Основанием для данного отказа послужило несоответствие молодой семьи требованиям подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, а именно рождение ребенка по истечении 18 месяцев после заключения брака.
Анализируя имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применение к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездной помощи (социальных выплат) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1) и рассматривая защиту прав и свобод человека и гражданина, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации социальные выплаты на улучшение жилищных условий в рамках региональных долгосрочных целевых программ являются мерой социальной поддержки, осуществляемой за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 N 953-пП утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы», составной частью которой является подпрограмма «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.
Согласно положениям пунктов 1, 2, 5, 7, 8, 9, 11 Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы (в редакции, действовавшей на момент подачи истцами заявления о включении в список на получение жилищного сертификата):
1. Правом на получение социальной выплаты в соответствии с условиями подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) обладают молодые семьи, состоящие в зарегистрированном браке, члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Пензенской области (далее - молодая семья).
2. Право на получение социальной выплаты имеет молодая семья после рождения в данной семье первого ребенка (детей) при условии, что:
1) ребенок рожден 1 января 2008 года и позднее;
2) возраст каждого из родителей не превышает 30 лет на момент рождения ребенка (детей);
3) на момент обращения в Уполномоченный орган:
а) члены семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения;
б) либо члены семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
в) либо один из родителей является участником долевого строительства по договору долевого участия в строительстве недвижимости, либо заемщиком по заключенному с юридическим лицом кредитному договору (договору займа), направленному на приобретение или строительство жилья, или заемщиком по договору займа или купли-продажи жилья в рассрочку, заключенному в рамках участия в областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 546-ЗПО "Об областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы", долгосрочной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 года N 803-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы", в подпрограмме "Дом для молодых специалистов в сельской местности" долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы;
г) либо один из родителей является членом жилищного накопительного кооператива, для которого кооперативом приобретено жилое помещение в случае, если средства социальной выплаты будут использованы молодой семьей в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере.
5. Молодая семья, имеющая намерение принять участие в Подпрограмме, вправе подать заявление и документы для участия в Подпрограмме в течение трех лет после рождения в данной семье первого ребенка с соблюдением порядка, предусмотренного настоящей Подпрограммой.
7. Рассмотрение документов, представленных молодыми семьями, имеющими намерение принять участие в настоящей Подпрограмме, и принятие решения о предоставлении социальных выплат в соответствии с условиями настоящей Подпрограммы из средств бюджета Пензенской области осуществляется комиссией, персональный состав и положение о которой утверждаются Уполномоченным органом (далее - Комиссия).
8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
9. Комиссия рассматривает документы, указанные в пункте 6 настоящего приложения к Подпрограмме, и принимает решение о включении молодых семей, имеющих намерение принять участие в Подпрограмме, в число участников Подпрограммы.
Решение, принятое Комиссией, утверждается в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения Комиссией протоколом.
Уполномоченный орган на основании решения Комиссии о праве молодой семьи на получение жилищного сертификата или об отказе в выдаче жилищного сертификата утверждает своим приказом список молодых семей - получателей жилищных сертификатов, составленный в хронологическом порядке, в соответствии с датой заявлений на получение сертификата по форме согласно приложению N 3.
11. В случае отказа Комиссии в выдаче молодой семье жилищного сертификата Уполномоченный орган в 10-дневный срок письменно информирует об этом заявителей и направляет им выписку из приказа с указанием причин отказа.
Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты по Подпрограмме являются:
1) несоответствие молодой семьи требованиям, установленным настоящей Подпрограммой;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6;
3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
4) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в виде жилищного сертификата, предусмотренного Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере" (с последующими изменениями).
Из вышеприведенной редакции Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы следует, что молодым семьям гарантировалась реализация права на получение жилищного сертификата в течение 3-х лет после рождения в данной семье первого ребенка.
Как следует из материалов дела, истцы обратилась за реализацией данного права с соблюдением указанного срока, вступив тем самым в соответствующие правоотношения с Департаментом.
Требование о рождении ребенка в течение 18 месяцев после регистрации брака, которое послужило основанием для отказа во включении семьи Ромашкиных в список на получение жилищного сертификата, на момент обращения данной семьи с заявлением о реализации указанного права отсутствовало в Механизме реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы, и было введено Постановлением Правительства Пензенской области от 12 июля 2010 года № 406-пП. Указанное постановление Правительства вступило в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (опубликовано в газете Пензенские губернские ведомости 21.07.2010, N 62) и распространяется на правоотношения, возникшие с 15 июля 2010 года.
Конституционный Суд РФ неоднократно в ряде своих решений (в частности, в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П) высказывал правовую позицию, согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц права приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социальных выплат, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в них и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
П. 8 Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы установлен месячный срок для рассмотрения заявления о включении в список на получение жилищного сертификата. Однако, заявление истцов рассматривалось почти 8 месяцев. Своевременное рассмотрение ответчиком указанного заявления позволило бы семье истцов участвовать в названной подпрограмме на условиях, действовавших до внесения в неё изменений в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 12 июля 2010 года № 406-пП.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ Департамента номер от дата в части отказа истцам во включении в список на получение жилищного сертификата не основан на законе и нарушает их права, в связи с чем заявленные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Ромашкина С.В. и Ромашкиной Н.Г. удовлетворить.
Признать за Ромашкиным С.В. и Ромашкиной Н.Г. право на участие в подпрограмме «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы.
Обязать Департамент включить Ромашкина С.В., Ромашкину Н.Г. и Р.А. в списки участников подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в 10-дневный срок.
Судья: Н.В. Копылова