Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 16 сентября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3150/2010 по иску Коноваловой М.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на строительство и приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Коновалова М.С., действуя через своего представителя Рубайло В.А., обратилась в суд с названным иском, указав, что она родилась Дата. Также указала, что она является бывшей несовершеннолетней узницей концлагеря. Весной Дата была угнана в Германию и помещена в концлагерь в ..., где находилась до конца войны. Дата из Департамента градостроительства Пензенской области ей пришло сообщение, что на основании письма Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 №10496-СК/07 обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону «О ветеранах». Собственного жилья она не имеет. Жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в котором она в настоящее время проживает, принадлежит на праве собственности ее внукам Р.В. и Р.А. Общего хозяйства она со своими внуками не ведет, членом их семьи не является.
По указанным основаниям Коновалова М.С. просила суд признать решение Департамента градостроительства Пензенской области от Дата в части отказа в обеспечении ее жильем как бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря незаконным, признать за ней право на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, а также обязать Департамент градостроительства Пензенской области выдать ей свидетельство о праве на единовременную денежную выплату в размере 945 000 руб., исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья 26 250 руб.
В судебное заседание истица Коновалова М.С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом.
Представитель истицы Коноваловой М.С. - Рубайло В.А., действующий на основании доверенности, поддержал иск своей доверительницы, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнил заявленные требования и просил суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области выдать Коноваловой М.С. в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области - Павлов А.К., действующий на основании доверенности, решение по делу полгал на усмотрение суда. Также пояснил, что отказ истице в обеспечении жильем основан на письме Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07, в котором указано, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ "О ветеранах", обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Коновалова М.С. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. В настоящее время истица зарегистрирована по адресу: .... Указанное жилое помещение принадлежит на основании свидетельства о праве на наследство по закону внукам истицы - Р.А. и Р.В.
Как следует из акта обследования данного жилого помещения от Дата (л.д. 41), Коновалова М.С. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как собственного жилья не имеет.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами и подтверждаются имеющимися в деле документами.
Указом Президента РФ от 15.10.1992 № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», в целях улучшения социально-экономического положения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, было постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Постановлением Министерства труда РФ от 07.07.1999 №20 «Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.06.2009 N 372н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 05.02.2009 № ГКПИ08-1851) разъяснено, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, Коноваловой М.С. как несовершеннолетнему узнику концлагеря предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников ВОВ. Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 23.2 указанного Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Каких-либо исключений из указанных категорий граждан Закон не предусматривает.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Как следует из материалов дела, Коновалова М.С. на основании постановления Главы администрации Степановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от Дата Номер (л.д. 40) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с Дата.
В соответствии с письмом Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер (л.д. 10) истице было сообщено, что согласно письму Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07 не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанные в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах». По сведениям администрации Бессоновского района истица является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря. Учитывая вышеизложенное, обеспечение Коноваловой М.С. жильем в рамках Указа Президента РФ за счет средств федерального бюджета из расчета 36 кв.м. в настоящее время не возможно.
Проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства, учитывая, что истица является бывшим несовершеннолетним узником концлагеря, в связи с чем, ей предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, суд находит отказ Департамента градостроительства Пензенской области в предоставлении истице свидетельства о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения не соответствующим закону.
Право участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, прямо предусмотрено ст. 15 ФЗ «О ветеранах».
В подп. 2 п.3 ст. 23.2 названного Федерального закона, среди категорий граждан, на обеспечение жильем которых рассчитывается объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, также указаны инвалиды и участники ВОВ.
При этом, положения Закона о предоставлении несовершеннолетним узникам концлагерей мер социальной поддержки, установленных для участников ВОВ, во всяком случае не может толковаться как ограничение в обеспечении указанной категории граждан жильем на основании ст. 15, подп. 2 п.3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
В обоснование своих возражений представитель Департамента градостроительства Пензенской области также ссылался на письмо Министерство регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07.
В названном письме со ссылкой на п.8 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 указано, что законодатель, наделяя указанных лиц (бывших несовершеннолетних узников концлагерей) правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками ВОВ, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 не подлежат.
Вместе с тем, указанное письмо не может быть принято во внимание, поскольку не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке.
Согласно п.10 Указа Президента РФ от 23.05.2006 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 №160-пП был утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с п.1 указанного Порядка предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований Коноваловой М.С. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Также суд учитывает, что в соответствии с Приказом Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер (л.д. 11) право на получение свидетельства на единовременную денежную выплату, по сути, ответчиком за истицей было признано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Коноваловой М.С. удовлетворить.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области выдать Коноваловой М.С. в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 22 сентября 2010 года.
Судья: А.Н. Овчаренко