№ 2-2957/2010 о понуждении к включению в списки участников подпрограммы



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 27 сентября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2957/2010 по иску Тарасова В.Г., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Тарасовой П.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к включению в списки участников подпрограммы,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасов В.Г., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Тарасовой П.В., обратился в суд с названным иском, указав, что его семья состоит из трех человек: он, его супруга Тарасова М.А. и дочь Тарасова П., Дата рождения. Дата их семья была включена в списки на получение жилищного сертификата на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в рамках подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы. Дата он получил сообщение Департамента градостроительства Пензенской области Номер , согласно которому им отказано во включении в список на получение жилищного сертификата. Решение об отказе утверждено приказом Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата . Основанием для отказа явилось несоответствие молодой семьи требованиям, изложенным в Подпрограмме, а именно, рождение ребенка по истечении 18 месяцев после заключения брака. Он обратился с заявлением о включении в список на получение сертификата в Дата и был включен в список. На момент его обращения в соответствии с п. 2 Приложения № 1 "Механизм реализации подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 года № 953-пП, право на получение социальной выплаты имела семья после рождения в данной семье первого ребенка при условии, что ребенок рожден 01 января 2008 года и позднее, а возраст каждого из родителей не превышает 30 лет на момент рождения ребенка. Других условий участия в Подпрограмме, касающихся рождения детей, не имелось. Постановлением Правительства Пензенской области от 12 июля 2010 года № 406-пП "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 года № 953-пП" в вышеуказанное Постановление № 953-пП были внесены изменения, и в качестве одного из условий участия в Подпрограмме указано рождение ребенка в течение 18 месяцев после заключения брака. Считал, что ему не может быть отказано в участии в Подпрограмме по указанному выше основанию, поскольку в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Пензенской области № 406-пП от 12 июля 2010 года данное Постановление распространяется только на правоотношения, возникшие с 15 июля 2010 года. В связи с тем, что он обратился с заявлением о включении его в список на получение жилищного сертификата до вступления в силу Постановления № 406-пП, которым определено его действие во времени, отказ во включении его в список является незаконным.

По указанным основаниям Тарасов В.Г. просил суд: 1) признать приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части отказа ему и Тарасовой М.А. во включении в список на получение жилищного сертификата незаконным; 2) признать за ним с составом семьи три человека: он, Тарасова М.А. и Тарасова П.В., право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы и обязать Департамент градостроительства Пензенской области включить его в список на получение сертификата с даты обращения.

В судебном заседании истец Тарасов В.Г. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен своевременно и надлежащим образом, о разбирательстве дела в его отсутствие суд не просил.

Третье лицо - Тарасова М.А. согласилась с исковыми требованиями Тарасова В.Г.

В связи с неявкой представителя ответчика судом с согласия истца было определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Тарасов В.Г., Дата рождения, и Тарасова (Наумова) М.А., Дата рождения, с Дата состоят в зарегистрированном браке, и являются родителями несовершеннолетней Тарасовой П.В., Дата рождения (л.д. 6, 8).

Также установлено, что Тарасов В.Г. и Тарасова М.А. Дата обратились в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением о включении их семьи в список получателей жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

Однако, приказом Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата молодой семье Тарасовых было отказано во включении в список на получение жилищного сертификата. Основанием для данного отказа послужило несоответствие молодой семьи требованиям подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, а именно, то обстоятельство, что в данной семье ребенок был рожден по истечении 18 месяцев после заключения брака.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами и материалами учетного дела Тарасова В.Г. и Тарасовой М.А., представленного Департаментом градостроительства Пензенской области.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применение к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездной помощи (социальных выплат) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1) и рассматривая защиту прав и свобод человека и гражданина, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации социальные выплаты на улучшение жилищных условий в рамках региональных долгосрочных целевых программ являются мерой социальной поддержки, осуществляемой за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 N 953-пП утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы», составной частью которой является подпрограмма «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 5, 7, 8, 9, 11 Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы (в редакции, действовавшей на момент подачи Тарасовым В.Г. и его супругой заявления о включении в список на получение жилищного сертификата, т.е. на Дата ):

1. Правом на получение социальной выплаты в соответствии с условиями подпрограммы "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) обладают молодые семьи, состоящие в зарегистрированном браке, члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Пензенской области (далее - молодая семья).

2. Право на получение социальной выплаты имеет молодая семья после рождения в данной семье первого ребенка (детей) при условии, что:

1) ребенок рожден 1 января 2008 года и позднее;

2) возраст каждого из родителей не превышает 30 лет на момент рождения ребенка (детей);

3) на момент обращения в Уполномоченный орган:

а) члены семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения;

б) либо члены семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) либо один из родителей является участником долевого строительства по договору долевого участия в строительстве недвижимости, либо заемщиком по заключенному с юридическим лицом кредитному договору (договору займа), направленному на приобретение или строительство жилья, или заемщиком по договору займа или купли-продажи жилья в рассрочку, заключенному в рамках участия в областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 546-ЗПО "Об областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы", долгосрочной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 года N 803-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы", в подпрограмме "Дом для молодых специалистов в сельской местности" долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы;

г) либо один из родителей является членом жилищного накопительного кооператива, для которого кооперативом приобретено жилое помещение в случае, если средства социальной выплаты будут использованы молодой семьей в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере.

5. Молодая семья, имеющая намерение принять участие в Подпрограмме, вправе подать заявление и документы для участия в Подпрограмме в течение трех лет после рождения в данной семье первого ребенка с соблюдением порядка, предусмотренного настоящей Подпрограммой.

7. Рассмотрение документов, представленных молодыми семьями, имеющими намерение принять участие в настоящей Подпрограмме, и принятие решения о предоставлении социальных выплат в соответствии с условиями настоящей Подпрограммы из средств бюджета Пензенской области осуществляется комиссией, персональный состав и положение о которой утверждаются Уполномоченным органом (далее - Комиссия).

8. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

9. Комиссия рассматривает документы, указанные в пункте 6 настоящего приложения к Подпрограмме, и принимает решение о включении молодых семей, имеющих намерение принять участие в Подпрограмме, в число участников Подпрограммы.

Решение, принятое Комиссией, утверждается в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения Комиссией протоколом.

Уполномоченный орган на основании решения Комиссии о праве молодой семьи на получение жилищного сертификата или об отказе в выдаче жилищного сертификата утверждает своим приказом список молодых семей - получателей жилищных сертификатов, составленный в хронологическом порядке, в соответствии с датой заявлений на получение сертификата по форме согласно приложению N 3.

11. В случае отказа Комиссии в выдаче молодой семье жилищного сертификата Уполномоченный орган в 10-дневный срок письменно информирует об этом заявителей и направляет им выписку из приказа с указанием причин отказа.

Основаниями для отказа в предоставлении социальной выплаты по Подпрограмме являются:

1) несоответствие молодой семьи требованиям, установленным настоящей Подпрограммой;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6;

3) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

4) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в виде жилищного сертификата, предусмотренного Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере" (с последующими изменениями).

Из вышеприведенной редакции Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы, действовавшей на момент подачи Тарасовым В.Г. и его супругой заявления о включении в список на получение жилищного сертификата, можно установить, что молодым семьям гарантировалась реализация права на получение жилищного сертификата в течение 3-х лет после рождения в данной семье первого ребенка.

Как следует из материалов дела, семья истца обратилась за реализацией данного права с соблюдением указанного срока, подав заявление на включение в список на получение жилищного сертификата Дата , т.е. до истечения 3-х лет с момента рождения первого ребенка - Тарасовой П.В., Дата рождения, вступив тем самым в соответствующие правоотношения с Департаментом градостроительства Пензенской области.

Требование о рождении ребенка в течение 18 месяцев после регистрации брака, которое послужило основанием для отказа во включении семьи Тарасовых в список на получение жилищного сертификата, на момент обращения данной семьи с заявлением о реализации указанного права (Дата ) отсутствовало в Механизме реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы, и было введено значительно позже - Постановлением Правительства Пензенской области от 12 июля 2010 года № 406-пП, в связи с чем, указанное требование должно распространяться на правоотношения, возникшие после принятия данного Постановления, и не может быть применено к семье истца.

При этом, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в ряде его решений (в частности, в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П), согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социальных выплат, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в них и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Кроме того, как следует из материалов дела, заявление семьи Тарасовых о включении в список на получение жилищного сертификата было рассмотрено ответчиком спустя 5 месяцев, т.е. со значительным нарушением месячного срока, установленного п. 8 Механизме реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы. Своевременное рассмотрение ответчиком указанного заявления позволило бы семье истца участвовать в названной подпрограмме на условиях, действовавших до внесения в неё изменений в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 12 июля 2010 года № 406-пП.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части отказа Тарасову В.Г. и Тарасовой М.А. во включении в список на получение жилищного сертификата не основан на законе и нарушает права истца и членов его семьи.

В этой связи, учитывая, что из обстоятельств дела не усматривается каких-либо иных оснований для отказа семье истца в реализации права на получение жилищного сертификата, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Тарасова В.Г. в полном объеме, возложив на Департамент градостроительства Пензенской области обязанность по включению семьи истца в списки участников подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тарасова В.Г. удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части отказа молодой семье в составе Тарасова В.Г., Тарасовой М.А. и несовершеннолетней Тарасовой П.В. во включении в список на получение жилищного сертификата.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области включить молодую семью в составе Тарасова В.Г., Тарасовой М.А. и несовершеннолетней Тарасовой П.В. в списки участников подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко