ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 01 октября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2961/2010 по иску Кукина А.Е. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению свидетельства на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Кукин А.Е. обратился в суд с названным иском, указав, что он проходил службу в войсковой части Номер в период с Дата (прибыл из войсковой части Номер ) по Дата в звании младшего сержанта. Войсковая часть Номер дислоцировалась в Венгрии, в период с Дата по Дата входила в состав Действующей армии, о чем имеется справка Центрального архива Министерства обороны от Дата Номер , а также составлена запись в учетно-послужной карточке к военному билету Номер , выданному Городским военным комиссариатом Пензенской области Дата . Он является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, участником войны, имеет право на льготы, установленные ст. 14 ФЗ "О ветеранах". Он зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., общей площадью 44,3 кв.м., где проживают две семьи. Его семья в составе двух человек - он и его супруга К.Л., а также семья его сына в составе 4-х человек - К.О., его супруга - К.О., взрослый внук К.Е., Дата рождения, и несовершеннолетний внук К.К., Дата рождения. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от Дата Номер в равных долях ему, К.Л. и К.О., т.е. на каждого приходится по 7,38 кв.м. На основании приказа заместителя Администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер он был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с Дата . Департаментом градостроительства Пензенской области ему было отказано в обеспечении жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Ему было разъяснено, что согласно письму Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 не подлежат обеспечению жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ "О ветеранах". По мнению ответчика, поскольку он является участником боевых действий в Венгрии (1956 года), обеспечение его жильем в рамках Указа Президента РФ за счет средств федерального бюджета из расчета 36 кв.м., в настоящее время невозможно. Кроме того, ему стало известно, что согласно подп. "а" п. 4 Порядка формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 31 марта 2010 года № 160-пП, не могут быть включены в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, ветераны, не относящиеся к категории граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области". Отказ Департамента градостроительства Пензенской области считал незаконным, ущемляющим его права ветерана войны, нарушающим Указ Президента РФ "Во исполнение долга перед ветеранами", ст. 15 ФЗ "О ветеранах". Считал, что письмо Министерства регионального развития РФ от 19 марта 2010 года № 10496-СК/07 и Порядок формирования и ведения списков ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, утвержденный Постановлением Правительства Пензенской области от 31 марта 2010 года № 160-пП, являются подзаконными актами, принятыми после постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имеющими меньшую юридическую силу, чем Указ Президента РФ "Во исполнение долга перед ветеранами", ФЗ "О ветеранах", Закон Пензенской области от 19 февраля 2010 года "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области".
По указанным основаниям Кукин А.Е. просил суд: 1) признать незаконным отказ Департамента градостроительства Пензенской области включить его в список ветеранов, претендующих на обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714; в список на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714; 2) признать за ним право на обеспечение жильем в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714; 3) обязать Департамент градостроительства Пензенской области включить его в список ветеранов, претендующих на обеспечение жильем в рамках Указа Президента от 07 мая 2008 года № 714 - в список претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В письменном заявлении от Дата истец Кукин А.Е. уточнил исковые требования и просил суд: 1) признать незаконным отказ Департамента градостроительства Пензенской области включить его в список ветеранов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5 "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; 2) признать за ним право на включение в список ветеранов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5 "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения; 3) обязать Департамент градостроительства Пензенской области включить его в список ветеранов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии со ст. 14 ФЗ от 12 января 1995 года № 5 "О ветеранах", Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец Кукин А.Е. и его представитель - адвокат Измайлова Е.Н., действующая на основании ордера, иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнили требования и просили суд: 1) признать незаконным отказ Департамента градостроительства Пензенской области в предоставлении Кукину А.Е. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения; 2) обязать Департамент градостроительства Пензенской области выдать Кукину А.Е. в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен своевременно и надлежащим образом, о разбирательстве дела в его отсутствие суд не просил.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Министерства регионального и социального развития РФ в судебное заседание не явился.
В связи с неявкой представителя ответчика судом с согласия истца и его представителя определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Кукин А.Е. является инвалидом 2-й группы и участником боевых действий в Венгрии в 1956 году, что подтверждается копией справки об инвалидности (л.д. 23) и копией справки Центрального архива Министерства обороны РФ от Дата (л.д. 10).
В соответствии с Приказом заместителя Главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер (л.д. 12), Кукин А.Е. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Дата истец обратился в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Письмом Департамента градостроительства Пензенской области от Дата Номер (л.д. 5) истцу было отказано в предоставлении указанной выплаты со ссылкой на то обстоятельство, что в соответствии с письмом Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и лица, участвовавшие в боевых действиях, указанных в разделах I и II приложения к ФЗ "О ветеранах", обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат, что явилось поводом для обращения Кукина А.Е. в суд с настоящим иском.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами данного гражданского дела, а также материалами учетного дела истца, представленного Департаментом градостроительства Пензенской области.
Оценивая в совокупности доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск, подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из буквального содержания данного Указа Президента РФ следует, что его действие распространено на ветеранов Великой Отечественной Войны без какой-либо их дифференциации при наличии двух условий: 1) нуждаемость в улучшении жилищных условий; 2) наличие права на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем.
Перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов Великой Отечественной войны, приведен в ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», к числу которых отнесены участники Великой Отечественной войны.
Кроме того, в ст. 4 данного Закона содержится перечень участников Великой Отечественной войны, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны.
Согласно Приложению к Федеральному Закону «О ветеранах» на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II (к которым отнесены боевые действия в Венгрии в 1956 году, в которых участвовал истец) распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах", и, следовательно, правовой статус ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны.
Как следует из льготного удостоверения, выданного истцу Военным комиссариатом Пензенской области (л.д. 13), Кукин А.Е. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. 14 ФЗ «О ветеранах» для инвалидов войны, в объем которых входит однократное обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, независимо от их имущественного положения, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Как указывалось выше, Кукин А.Е. в установленном порядке поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1, 2, 3.1, 4. 5, 6, 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (к числу которых отнесены инвалиды Великой Отечественной войны), обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данной статьи Закона был принят Закон Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1870-ЗПО, определяющий порядок реализации полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области.
В соответствии со ст. 3 данного Закона Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Закона, по их письменным заявлениям, определяется Правительством Пензенской области.
Постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 №160-пП был утвержден Порядок предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В соответствии с п.1 указанного Порядка предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется Департаментом градостроительства Пензенской области.
Таким образом, в силу вышеуказанных правовых норм, Кукин А.Е., будучи лицом, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, на которого в соответствии с законом распространен статус ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны и соответствующие меры социальной поддержки, подлежит обеспечению жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 и имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья.
Ссылку ответчика на письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010 № 10496-СК/07, суд находит необоснованной, поскольку данное письмо не является официальным разъяснением норм закона, не было опубликовано в установленном порядке, в связи с чем, не может быть принято судом при разрешении спора, т.к. согласно п.10 Указа Президента РФ от 23.05.2006 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
При таких обстоятельствах, отказ Департамента градостроительства Пензенской области в предоставлении истцу единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилья является неправомерным, противоречит ст. ст. 2, 18, 55 Конституции РФ, гарантирующим непосредственное действие прав и свобод граждан, и допускающим их ограничение федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, отказ истцу в реализации указанного права без объективно значимых обстоятельств и критериев вводит не основанную на законе дополнительную дифференциацию ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, что противоречит целям, вытекающим из смысла преамбулы и ст. 1 Федерального закона «О ветеранах» (создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе с учетом их заслуг перед Отечеством).
Таким образом, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кукина А.Е. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства Пензенской области в предоставлении Кукину А.Е. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Обязать Департамент градостроительства Пензенской области выдать Кукину А.Е. в установленном законом порядке свидетельство о праве на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Мотивированное заочное решение изготовлено 11 октября 2010 года.
Судья: А.Н. Овчаренко