№ 2-2932/2010 о понуждении к предоставлению жилого помещения



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 01 октября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2932/2010 по иску Юлбарсовой К.А. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Юлбарсова К.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. ее мать Ю.Е. Дата умерла, отец Ю.А. с Дата находился на стационарном лечении в ЧПД. Ее воспитанием никогда не занимался. С Дата по настоящее время место нахождения отца ей неизвестно. Решением Бессоновского районного суда Пензенской области от Дата она признана ребенком, оставшимся без попечения отца. Постановлением Главы администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области Номер от Дата над ней была установлена опека (попечительство). Опекуном назначена ее бабушка А.Л. На основании договора купли-продажи от Дата и свидетельства о государственной регистрации права ей принадлежала 1/3 доля квартиры, общей площадью 45,5 кв.м., расположенной по адресу: .... Дата около 12 часов 11 минут произошел пожар, в результате которого огнем полностью уничтожены строение трехквартирного жилого дома по указанному адресу. В результате пожара уничтожено имущество, находящееся во всех трех квартирах, все строения надворных построек, расположенные на участках квартир Номер Номер , что подтверждается постановлением, выданным и.о. начальника ОГПН Бессоновского района об отказе в возбуждении уголовного дела от Дата. В настоящее время она проживает на квартире из-за отсутствия собственного жилья. Дата она обратилась в администрацию Чемодановского сельсовета Бессоновского района с заявлением о включении ее в списки очередников на получение жилья. Постановлением Главы администрации Чемодановского сельсовета Номер от Дата она была поставлена на учет на внеочередное получение жилья. В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области № 108-пП от 10 марта 2010 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится она, с 01 апреля 2010 года возложены на Департамент градостроительства Пензенской области.

По указанным основаниям, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Юлбарсова К.А. просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истица Юлбарсова К.А. иск поддержала, пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ей как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица - администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области - Видяшева С.А., действующая на основании доверенности, иск Юлбарсовой К.А. поддержала.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления образования Бессоновского района Пензенской области - Мусина Г.А., действующая на основании доверенности, иск Юлбарсовой К.А. поддержала.

Представители третьих лиц - Министерства образования Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области - в судебное заседание не явились, в письменных отзывах на иск просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу полагали на усмотрение суда.

В связи с неявкой представителя ответчика судом с согласия истицы Юлбарсовой К.А. было определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что родителями истицы Юлбарсовой К.А., Дата рождения, являются Ю.А. и Ю.Е., умершая Дата.

Решением Бессоновского районного народного суда Пензенской области от Дата (л.д. 13) Юлбарсова К.А. признана ребенком, оставшимся без попечения отца.

Постановлением Главы администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от Дата Номер (л.д. 14) опекуном несовершеннолетней Юлбарсовой К.А. назначена ее бабушка А.Л.

Согласно справке Управления образования Бессоновского района Пензенской области от Дата Номер (л.д. 50) в связи с приобретением Юлбарсовой К.А. дееспособности в полном объеме (вступление в брак Дата), выплата денежных средств на ее содержание попечителю А.Л. прекращена с Дата.

В результате пожара, произошедшего Дата, был уничтожен жилой дом Номер по ..., в том числе, квартира Номер , принадлежавшая Юлбарсовой К.А.

Супруг истицы - Л.А. зарегистрирован и проживает по адресу: .... В данном жилом помещении, состоящем из трех жилых комнат, также зарегистрированы и проживают: Л.А., Л.С. и Л.А., являющаяся инвалидом с детства I группы, нуждающаяся в постоянном уходе.

Согласно справке БЦРБ от Дата (л.д. 59) Юлбарсова К.А. с Дата состоит на учете по беременности в Чемодановской больнице. По состоянию на Дата срок беременности истицы составляет 36 недель.

Постановлением Главы администрации Чемодановского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от Дата Номер (л.д. 12) Юлбарсова К.А. принята на учет на получение жилья. Указанным постановлением предусмотрено проведение мероприятий по постановке истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами. Анализируя доводы сторон спора, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Закона полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования представляют собой предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 № 1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01 апреля 2010 года.

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10 марта 2010 года № 108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09 апреля 2007 года № 228-пП, внесены изменения, согласно которым с 01 апреля 2010 года в перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области входит обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление данных полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

Согласно справке КПТ ПГТА от Дата Номер (л.д. 49), Юлбарсова К.А. с Дата обучается в данном учебном заведении.

Однако, данное обстоятельство не может явиться препятствием к реализации ее права на обеспечение вне очереди жилым помещением, т.к. из справки КПТ ПГТА от Дата Номер (л.д. 60) следует, что в общежитии, принадлежащем КПТ ПГТА и предназначенном для проживания иногородних учащихся, отсутствует возможность предоставления истице и ее супругу отдельной комнаты для проживания.

При этом суд учитывает, что принадлежащее истице жилое помещение по адресу: ..., полностью уничтожено пожаром, в материалах дела отсутствуют доказательства приобретения Юлбарсовой К.А. прав на какие-либо иные жилые помещения, в том числе, на жилое помещение, где зарегистрирован супруг истицы и члены его семьи. На момент рассмотрения дела истица является несовершеннолетней и ожидает рождения ребенка.

Таким образом, Юлбарсова К.А. относится к категории граждан, нуждающихся в особой поддержке со стороны государства, в связи с чем, при указанных выше исключительных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых оснований для возложения на Департамент градостроительства Пензенской области обязанности по предоставлению жилого помещения истице, как лицу из числа детей сирот, не обеспеченному жилой площадью.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению иск Юлбарсовой К.А.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Юлбарсовой К.А. удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Юлбарсовой К.А. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Мотивированное заочное решение изготовлено 11 октября 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко