РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 30 сентября 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Кистеневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы к Дементьеву В.А. о взыскании земельного налога,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным иском, в котором просила взыскать с Дементьева В.А. налог на землю за 2008 год в размере 198 рублей 90 коп и пени в размере 08 рублей 22 коп.
В обоснование требований Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы указала, что на основании сведений БТИ г. Пензы Дементьев В.А. имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, которые сформированы до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве обще долевой собственности имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.
В соответствии со ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог или арендная плата.
По данным Управления Роснедвижимости по Пензенской области целевое назначение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № для размещения жилого дома, и его площадь составляет 11233 кв.м., кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 40102484 рублей, наименование категории земли - «земля, предоставленная для жилищного строительства». Размер доли Дементьева В.А. в праве собственности на земельный участок составляет 31/6250.
В соответствии с п. 2.2 Решения Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, устанавливается в размере 0,3%.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате Дементьевым В.А. за 2008 год, составляет 596 рублей 72 коп, платеж по сроку уплаты 03.08.2009 г. составляет 198 рублей 90 коп.
Налог в сроки, установленные законом, Дементьевым В.А. не был уплачен.
В связи с невыполнением обязанности по уплате налога Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы на основании ст. 69 НК РФ в адрес Дементьева В.А. было направлено требование №30140 по состоянию на 11.12.2009 года об уплате земельного налога и пени в срок до 31.12.2009 года.
В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы обращалась к мировому судье за взысканием указанного налога, о чем 26 апреля 2010 года был вынесен судебный приказ. В связи с поступившими возражениями налогоплательщика судебный приказ отменен определением от 23 апреля 2010 года, в котором указано, что заявленное требование к Дементьеву В.А. может быть предъявлено в порядке искового производства.
По указанным основаниям, в соответствии со ст. ст. 48, 75 НК РФ и расчетом, приведенном в исковом заявлении, Инспекция ФНС по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с Дементьева В.А. земельный налог за 2008 год в сумме 198 рублей 90 коп и пени в размере 08 рублей 22 коп.
В судебном заседании представитель инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы Богданова И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что налоговое уведомление №84816 от 31 мая 2009 года со сроком уплаты земельного налога 3 августа 2009 года Дементьеву В.А. было направлено по почте заказным письмом. Также заказным письмом по почте Дементьеву В.А. было направлено требование №30140 от 11 декабря 2009 года об уплате земельного налога за 2008 год в сумме 198 рублей 90 коп и пени со сроком исполнения до 31 декабря 2009 года. Указанное требование Дементьевым В.А. не исполнено, земельный налог не уплачен. Просила суд взыскать с Дементьева В.А. земельный налог за 2008 год в сумме 198 рублей 90 коп и пени в размере 08 рублей 22 коп.
Ответчик Дементьев В.А. исковые требования не признал и пояснил,что он не является субъектом налогообложения, поскольку его право на землю не зарегистрировано и данная земля ему не передавалась и не принадлежит ему как собственнику. У него не имеется документов, удостоверяющих права собственности, из-за чего он не может обладать правами и обязанностями, связанными с земельным налогом. Не согласен с тем, что земельный участок, на котором расположен его дом, может быть отнесен к категории общей долевой собственности. Считает, что земельный участок не сформирован и не зарегистрирован в Регистрационной палате. С расчетом суммы земельного налога не согласился. Пояснил, что является инвалидом 2-й группы.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, и изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Дементьев В.А. является собственником квартиры <адрес>
Земельный участок площадью 11233 кв. м. под размещение многоквартирного жилого дома <адрес> поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер №), кадастровая стоимость земельного участка составляет 40102484 рублей. Размер доли Дементьева В.А. в праве собственности на указанный земельный участок составляет 31/6250(л. д. 4, 10-11).
Также установлено, что на основании сведений, представленных БТИ г. Пензы, Управлением Роснедвижимости по Пензенской области, Управлением Росреестра по Пензенской области о целевом назначении указанного земельного участка, его площади, кадастровой стоимости, собственниках расположенного на нем многоквартирного дома и размерах их долей, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы произведено начисление земельного налога, подлежащего уплате Дементьеву В.А. за 2008 год.
В адрес ответчика налоговым органом заказным письмом были направлены налоговое уведомление №84816 от 31 мая 2009 года об уплате земельного налога за 2008 год в размере 198 рублей 90 коп в срок до 3 августа 2009 года (л. д. 5).
В связи с неуплатой ответчиком земельного налога в установленные сроки, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес заказным письмом было направлено требование №30140 от 11 декабря 2009 года об уплате земельного налога в срок до 31 декабря 2009 года (л. д. 8, 10-11).
Ответчик Дементьев В.А. подтвердил в судебном заседании факт получения им налогового уведомления и требования об уплате земельного налога за 2008 год.
Из-за неисполнения ответчиком требования Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в соответствии со ст. 48 НК РФ было принято решение №204 от 2 марта 2010 года о взыскании с Дементьева В.А. земельного налога и пени (л. д. 6).
26 апреля 2010 года мировым судьей судебного участка №4 Ленинского района г. Пензы по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы был вынесен судебный приказ №2-705/10 о взыскании с Дементьева В.А. налога на землю и пени.
По заявлению Дементьева В.А. указанный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Пензы от 7 мая 2010 года (л. д. 12), после чего Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим искомым заявлением.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются имеющимися в деле документами.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен Главой 31 НК РФ.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками данного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Положениями пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании названной нормы права у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N44А, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Учитывая положения статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом, заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Федеральном законе от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в письме Министерства экономического развития РФ от 16 октября 2009 года №Д23-3410, в письме Министерства финансов РФ от 17 августа 2009 года №03-05-06-02/80, а также в письме Федерального агентства кадастров объектов недвижимости от 20 июня 2008 года № ВК/2657.
В процессе рассмотрения дела судом было установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом № по <адрес> в <адрес>, в котором расположена <адрес>, которая принадлежит на праве собственности ответчику Дементьеву В.А., до введения в действие ЖК РФ был поставлен на кадастровый учет и в силу вышеназванных норм бесплатно перешел в общую долевую собственность Дементьеву В.А. с другими собственниками помещений в указанном многоквартирном жилом доме, расположенном на данном участке, без заключения каких-либо дополнительных сделок по приобретению данного участка на имя ответчика и без издания органами государственной власти или местного самоуправления актов о предоставлении данного участка ответчику.
При этом суд учитывает, что указанный земельный участок был индивидуализирован и сформирован в качестве объекта земельных отношений, о чем свидетельствует сам факт постановки его на кадастровый учет.
С учетом изложенного, доводы ответчика Дементьева В.А. о том, что он не является субъектом налогообложения ввиду отсутствия у него свидетельства о праве собственности на землю, земельный участок не сформирован, являются несостоятельными и основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок Дементьева В.А. не свидетельствует об обратном, ибо данное право является производным от права собственности ответчика на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме и возникает в силу прямого указания в законе, а не вследствие его государственной регистрации.
Кроме того, участок под многоквартирным жилым домом, расположенный по адресу: <адрес>, отвечает требованиям, предъявляемым к нему как объекту налогообложения, в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Дементьев В.А., являясь участником общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 388 НК РФ отнесен к числу налогоплательщиков земельного налога.
Начисление ответчику налоговым органом земельного налога на указанный участок является правомерным, расчет данного налога, произведенный истцом, суд находит соответствующим закону.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
На основании ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом.
Решением Пензенской Городской Думы от 25 ноября 2005 года №238-16/4 ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых под жилищным фондом, установлена в размере 0,3 %.
Таким образом, размер земельного налога, подлежащего уплате Дементьеву В.А. за 2008 год, в соответствии с указанными правовыми нормами составил 596 рублей 72 коп: (40102484 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 31/6250 (размер долевого участия ответчика в праве собственности на земельный участок) х 0,3 % (ставка земельного налога) = 596 рублей 72 коп).
Соответственно, размер платежа по земельному налогу за 2008 год по сроку уплаты 3 августа 2009 года составил 198 рублей 90 коп.
Земельный налог за 2008 год ответчик Дементьев В.А. не уплатил.
Расчет пени за неуплату земельного налога произведен истцом в соответствии с требованиями закона, размером ставки пени и числом дней просрочки.
Предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок на обращение с исковым заявлением о взыскании налога был пропущен налоговым органом из-за обращения к мировому судье за взысканием налога на землю, вынесения мировым судьей по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы судебного приказа №2-705/10 о взыскании с Дементьева В.А. налога на землю, отмены мировым судьей по заявлению Дементьева В.А. указанного судебного приказа.
Причину пропуска налоговым органом предусмотренного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока на обращение с исковым заявлением о взыскании налога суд находит уважительной, из-за чего ходатайство налоговой инспекции о восстановлении данного срока суд считает подлежащим удовлетворению, а сам срок - подлежащим восстановлению.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Дементьеву В.А. о взыскании земельного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с Дементьева В.А. земельный налог за 2008 год в размере 198 (сто девяносто восемь) рублей 90 коп и пени в размере 08 (восемь) рублей 22 коп.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 1 октября 2010 года.
Судья О.М. Липатов