№2-2989/2010 о понуждении к предоставлению жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 05 октября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2989/2010 по иску прокурора ЗАТО г. Заречный в интересах Родикова Р.Н. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЗАТО г. Заречного, действуя в интересах Родикова Р.Н., обратился в суд с названным иском, указав, что Родиков Р.Н. имеет статус гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в связи с лишением отца родительских прав на основании решения Пензенского районного суда от Дата обезличена и смерти матери Дата обезличена, до Дата обезличена года, момента установления опеки, находился в детских воспитательных учреждениях на полном государственном обеспечении. Согласно данным А.С. Родиков Р.Н. зарегистрирован по адресу: Адрес обезличен, вместе с отцом, лишенным в отношении него родительских прав. В настоящее время Родиков Р.Н. зарегистрирован по месту жительства опекуна по адресу: Адрес обезличен. Дата обезличена на основании заявления Родикова Р.Н. от Дата обезличена с учетом его статуса согласно постановлению Администрации города Номер обезличен он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включен в соответствующий список, однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

По указанным основаниям, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 5 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 45 ГПК РФ, прокурор ЗАТО г. Заречного просил суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить за счет средств бюджета Пензенской области Родикову Р.Н. вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом действующих норм предоставления и состава семьи.

В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО г. Заречный - Крылова О.М., действующая на основании доверенности, иск поддержала, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Родикову Р.Н. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

Истец Родиков Р.Н. поддержал исковые требования, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также пояснил, что в настоящее время он является учащимся общеобразовательной школы и временно проживает у бывших опекунов по адресу: Адрес обезличен.

Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области - Павлов А.К., действующий на основании доверенности, решение по делу полагал на усмотрение суда. Также пояснил, что решение суда будет исполнено лишь в 2011 году, т.к. лимит бюджетных средств, выделенных в текущем году, предусмотрен на исполнение ранее вынесенных судебных решений. Не оспаривал нуждаемость истца в улучшении жилищных условий и его право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Представители третьих лиц - Министерства образования Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области - в судебное заседание не явились, в письменных отзывах на иск просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу полагали на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Правительства Пензенской области - в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что родителями истца Родикова Р.Н., Дата обезличена рождения, являются Р.Н. и Р.В., умершая Дата обезличена.

Распоряжением Главы администрации г. Заречного Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 25) опекуном Родикова Р.Н. была назначена Б.М. До установления опекунства истец находился на воспитании в детских воспитательных учреждениях.

Решением Пензенского районного суда Пензенской области от Дата обезличена (л.д. 21-23) Р.Н. лишен родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына Родикова Р.Н. Указанным решением Родиков Р.Н. был передан на воспитание опекуну Б.М.

В период с Дата обезличена по Дата обезличена истец был временно зарегистрирован по месту жительства своего опекуна по адресу: Адрес обезличен, где проживает в настоящее время.

Согласно копии справки А.С. от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 45) Родиков Р.Н. зарегистрирован по адресу: Адрес обезличен вместе с Р.Н., лишенным в отношении него родительских прав.

Постановлением Главы администрации г. Заречный Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен истец принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, возвращение которых в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (проживание в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав) и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон и имеющимися в деле документами.

Анализируя доводы сторон спора, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Закона полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования представляют собой предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 № 1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01 апреля 2010 года.

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10 марта 2010 года № 108-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09 апреля 2007 года № 228-пП, внесены изменения, согласно которым с 01 апреля 2010 года в перечень полномочий Департамента градостроительства Пензенской области входит обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление данных полномочий Департаменту градостроительства Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

В силу вышеприведенных правовых норм, на Департамент градостроительства Пензенской области должна быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения Родикову Р.Н., как лицу из числа детей-сирот, не обеспеченному жилой площадью.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Родиков Р.Н. проходит обучение в МОУ СОШ220 само по себе не может послужить основанием для отказа в предоставлении истцу жилого помещения, поскольку исходя из смысла ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление указанной категории лиц бесплатного общежития на время обучения гарантировано в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к числу которых общеобразовательные учреждения (школы) не относятся, что следует из содержания ст. 12 Закона РФ "Об образовании".

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению иск прокурора ЗАТО г. Заречный в интересах Родикова Р.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ЗАТО г. Заречный в интересах Родикова Р.Н. удовлетворить.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить Родикову Р.Н. как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.

На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 13 октября 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко