№2-2968/2010 о понуждении к включению в список на получение жилищного сертификата



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 05 октября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-2965/2010 по иску Кабоскиной А.В., Кабоскина Д.В. к Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к включению в список на получение жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Кабоскина А.В. и Кабоскин Д.В. обратились в суд с названным иском, указав, что Дата ими были поданы заявление и документы на получение жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере". На момент подачи заявления их семья полностью соответствовала требованиям, предъявляемым данным Законом, к семьям, претендующим на получение государственного жилищного сертификата. В частности, их дочь К.Е. родилась Дата , на момент рождения дочери им было менее 30 лет, а также они являлись плательщиками по кредитному договору от Дата Номер со С.Б., в соответствии с которым банк предоставил им кредит на участие в долевом строительстве объекта недвижимости. В настоящее время квартира, на строительство которой были направлены кредитные средства, расположенная по адресу: Адрес, находится в их общей долевой собственности. С 01 января 2010 года вступило в силу Постановление Правительства Пензенской области от 10 декабря 2009 года № 953-пП, которым была утверждена подпрограмма "Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010-2015 годы. В рамках данной подпрограммы реализуется мера социальной поддержки молодым семьям, до 01 января 2010 года устанавливавшаяся Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО, который был признан утратившим силу. По действующим условиям подпрограммы их семья перестала удовлетворять требованиям, предусмотренным для получения жилищного сертификата, хотя их социальное положение не изменилось - они по-прежнему являются плательщиками ипотечного кредита. Письмом от Дата Номер ответчик уведомил их о том, что решением от Дата им было отказано в праве на получение социальной выплаты в размере ... руб. на строительство или приобретение жилого помещения в связи с тем, что их семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. В общей долевой собственности у супругов жилое помещение общей площадью 57,2 кв.м. Считали отказ ответчика незаконным в связи с тем, что на момент обращения в Департамент градостроительства Пензенской области их семья имела право на получение социальной выплаты; отказ, вынесенный на основании не действовавших на тот момент условий, является несправедливым. Их семья, как и раньше, нуждается в средствах социальной выплаты для погашения части кредита. Акты гражданского законодательства, по общему правилу, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ). Однако в порядке исключения действие закона может распространяться на отношения, возникшие до введения его в действие (только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом). В Постановлении Правительства Пензенской области № 953-пП не указано о том, какие правила должны применяться к гражданам, подавшим заявление на получение сертификата до его вступления в силу. Вместе с тем, в п. 7 подпрограммы указано, что молодые семьи, получившие жилищные сертификаты в соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области № 953-пП, имеют право на его реализацию по условиям, действовавшим на момент получения жилищного сертификата. Считали, что данная норма по аналогии должна применяться и к тем молодым семьям, которые не получили жилищные сертификаты, но подали документы на их получение в соответствии с Законом Пензенской области № 1374-ЗПО, т.е. по отношению к определению их нуждаемости и установлению их права на получение жилищного сертификата должны применяться те нормы, которые действовали на момент подачи документов.

По указанным основаниям Кабоскина А.В. и Кабоскин Д.В. просили суд: 1) признать отказ постоянно действующей комиссии при Департаменте градостроительства Пензенской области о включении их семьи в список на получение жилищного сертификата недействительным; 2) обязать ответчика включить их семью в список на получение жилищного сертификата.

В судебном заседании истцы Кабоскина А.В. и Кабоскин Д.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание - Павлов А.К., действующий на основании доверенности, решение по делу полагал на усмотрение суда. Также пояснил, что на всех лиц, подавших заявления о включении в список на получение жилищного сертификата в период действия Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере", в том числе истцов, после утверждения подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, стало распространяться действие данной Программы в связи с утратой силы названного Закона. В этой связи, заявление истцов о выдаче жилищного сертификата было рассмотрено Департаментом градостроительства Пензенской области по нормам указанной подпрограммы.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Кабоскин Д.В., Дата рождения, и Кабоскина А.В., Дата рождения, с Дата состоят в зарегистрированном браке, и являются родителями несовершеннолетней К.Е., Дата рождения (л.д. 12, 15).

Дата года между ЗАО "Б.И.", Кабоскиным Д.В. и Кабоскиной А.В. был заключен договор Номер участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома по строительному адресу: Адрес (л.д. 16-25), на сумму ... руб.

Как следует из копии кредитного договора Номер от Дата , заключенного между С.Б. и истцами (л.д. 26-28), банком созаемщикам был предоставлен ипотечный кредит в сумме ... руб. под 13,5% годовых на участие в долевом строительстве объекта недвижимости, расположенного по адресу: Адрес, на срок по Дата .

Согласно справке, выданной Кабоскиной А.В. заведующей С.Б. от Дата Номер , по состоянию на Дата остаток ссудной задолженности по кредитному договору Номер составляет ....

Также установлено, что Кабоскин Д.В. и Кабоскина А.В. Дата обратились в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением о включении их семьи в список получателей жилищного сертификата на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере".

Однако, приказом Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата молодой семье Кабоскиных было отказано во включении в список на получение жилищного сертификата. Основанием для данного отказа послужило несоответствие молодой семьи требованиям подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, а именно, то обстоятельство, что члены молодой семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., в общей долевой собственности у супругов жилое помещение общей площадью 57,2 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле документами и материалами учетного дела Кабоскина Д.В. и Кабоскиной А.В., представленного Департаментом градостроительства Пензенской области.

Анализируя имеющиеся в деле доказательства и законодательство, подлежащее применение к рассматриваемому спору, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездной помощи (социальных выплат) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1) и рассматривая защиту прав и свобод человека и гражданина, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж" части 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации социальные выплаты на улучшение жилищных условий в рамках региональных долгосрочных целевых программ являются мерой социальной поддержки, осуществляемой за счет собственных средств бюджета субъекта РФ.

Как следует из обстоятельств дела истцы, подав Дата заявление о включении их семьи в список на получение жилищного сертификата и представив необходимые для этого документа, вступили в соответствующие правоотношения с Департаментом градостроительства по Пензенской области.

На момент подачи истцами указанного заявления на территории Пензенской области действовал Закон Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО «О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере», регулировавший указанные правоотношения.

Согласно ст. 3 данного Закона право на получение жилищного сертификата имеет семья после рождения первого в данной семье ребенка (детей) при условии, что:

ребенок рожден 1 января 2008 года и позднее;

возраст каждого из родителей не превышает 30 лет на момент рождения ребенка;

на момент обращения за получением сертификата:

1) члены семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) либо члены семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) либо один из родителей является плательщиком по заключенному с юридическим лицом договору кредита или займа, направленного на приобретение или строительство жилья, в том числе по областным жилищным программам, или плательщиком по договору займа или купли-продажи жилья в рассрочку, заключенному в рамках участия в областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы, утвержденной Законом Пензенской области от 27 ноября 2003 года N 546-ЗПО "Об областной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2001 - 2012 годы", или участия в долгосрочной целевой программе "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 года N 803-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дом для молодой семьи в Пензенской области" на 2009 - 2012 годы";

4) либо один из родителей является членом жилищного накопительного кооператива, для которого кооперативом приобретено жилое помещение, в случае, если средства социальной выплаты будут использованы молодой семьей в качестве последнего платежа в счет оплаты паевого взноса в полном размере.

Из материалов дела можно установить, что семья Кабоскиных полностью отвечала вышеуказанным требованиям закона и имела право на получение жилищного сертификата, поскольку ребенок родился у истцов после 01 января 2008 года, истцы на момент его рождения не достигли возраста 30 лет, а истцы являлись плательщиками по кредитному договору, заключенному ими в связи с участием в долевом строительстве жилья.

Вместе с тем, в соответствии с Законом Пензенской области от 27 февраля 2010 года № 1871 указанный Закон Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО «О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере» был признан утратившим силу.

Постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 N 953-пП утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 - 2015 годы», составной частью которой является подпрограмма «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы.

Положениями п. 6.1 Механизма реализации подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере" долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010 - 2015 годы (в редакции, действовавшей на момент признания Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО «О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере» утратившим силу), было предусмотрено, что молодые семьи, подавшие заявления и документы на получение жилищного сертификата в соответствии с Законом Пензенской области от 10 октября 2007 года N 1374-ЗПО "О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере" (с последующими изменениями) и не получившие жилищные сертификаты в связи с признанием указанного Закона утратившим силу, сохраняют право на получение жилищных сертификатов в соответствии с условиями настоящей Подпрограммы по документам, представленным в период действия указанного Закона.

Однако, вопреки требованиям вышеуказанных нормативных актов право истцов на получение жилищного сертификата, на основании документов, представленных ими в период действия Закона Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1374-ЗПО «О мерах социальной поддержки молодых семей в жилищной сфере», не было обеспечено государством в лице его уполномоченного органа, которым в спорных правоотношениях выступает Департамент градостроительства Пензенской области.

При этом, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в ряде его решений (в частности, в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П), согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации. Изменение законодателем ранее установленных условий предоставления социальных выплат, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в них и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части отказа Кабоскину Д.В. и Кабоскиной А.В. во включении в список на получение жилищного сертификата со ссылкой на несоответствие данной семьи условиям подпрограммы «Социальная поддержка молодых семей в жилищной сфере» на 2010-2015 годы долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010-2015 годы, не основан на законе и нарушает права истцов и их несовершеннолетней дочери.

В этой связи, суд находит заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кабоскиной А.В., Кабоскина Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента градостроительства Пензенской области Номер от Дата в части отказа Кабоскиной А.В., Кабоскину Д.В. во включении в список на получение жилищного сертификата.

Обязать Департамент градостроительства Пензенской области включить молодую семью в составе Кабоскиной А.В., Кабоскина Д.В. и несовершеннолетней К.Е. в список на получение жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 13 октября 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко