№3230/2010 о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 08 октября 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3230/2010 по иску Дзятковской В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Дзятковская В.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что она обратилась в УПФР г. Пензы с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ею были предоставлены все необходимые документы, однако, решением комиссии от Дата Номер ей отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, поскольку не был засчитан период с Дата по Дата - в должности заведующей 6 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО со ссылкой на то, что Списками и Правилами учреждение ТМО не предусмотрено. Данное решение комиссии считала незаконным и необоснованным. В указанный период менялось лишь название медицинского учреждения, но функции, связанные с лечебной деятельностью, место работы, должностные обязанности, характер и объем работы за эти годы не менялись. Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа в лечебно-профилактических структурах, подразделениях ТМО. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 177-ФЗ, период работы с Дата по Дата может быть исчислен на основании ранее действующих нормативных актов. Пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Включение спорного периода в специальный стаж не противоречит действующему в настоящее время Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которым предусмотрены больницы всех наименований и должность врача-фтизиатра.

По указанным основаниям Дзятковская В.А. просила суд: 1) признать решение комиссии от Дата Номер об отказе ей в назначении пенсии - незаконным; 2) засчитать в льготный стаж период работы с Дата по Дата в должности заведующей 6 фтизиатрическим отделением, врача-фтизиатра ТМО 3) признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии; 4) обязать ответчика назначить ей пенсию с момента наступления льготного стажа, необходимого для начисления досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании истица Дзятковская В.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности заведующей 9 фтизиатрического отделения ТМО с Дата по Дата .

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Бубнова А.Ю., действующая на основании доверенности, с иском Дзятковской В.А. не согласилась по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .

Представитель третьего лица - ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» в судебное заседание не явился.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Дзятковская В.А. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Дзятковской В.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Указанным решением в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не был зачтен период работы истицы в должности заведующей 9 фтизиатрического отделения ТМО с Дата по Дата , т.к. согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж засчитывается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. По ранее действовавшему законодательству работа в структурных подразделениях ТМО засчитывалась в специальный стаж (выслуга лет) на основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14 мая 2001 года № 38. Согласно представленным документам вышеуказанное отделение не является структурным подразделением ТМО. Кроме того, п. 6 Правил в числе структурных подразделений государственных и муниципальных организаций (воинских частей) данное отделение не поименовано. По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 20 лет 3 дня.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, которое применялось до 01 ноября 1999 года, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года № 395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО.

Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 года № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Как следует из копии Устава ТМО (л.д. 14-26), ТМО является государственным учреждением здравоохранения. Основной целью ТМО является улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу: снижение заболеваемости туберкулезом населения области, а также предупреждение инфицированности. Согласно п. 2.2 Устава ТМО в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению и т.п. Областной противотуберкулезный диспансер является головным учреждением ТМО и осуществляет функции вышестоящего органа управления по отношению к филиалам и подразделениям, входящим в его состав (п. 2.5).

Согласно копии Устава ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» (л.д. 27-35), ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» является лечебно-профилактическим учреждением Пензенской области. Основной задачей Учреждения является оказание специализированной противотуберкулезной помощи населению в Пензенской области. Основными видами деятельности Учреждения являются: лечебно-диагностическая, профилактическая помощь населению; оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической противотуберкулезной помощи и т.п. (п. 2.2).

В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, не повлекло изменение его медицинского профиля, а обязанности, выполняемые Дзятковской В.А., остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан, что подтверждается показаниями допрошенных по делу свидетелей.

Свидетель Л.Е. пояснила суду, что она работает в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» с Дата по настоящее время в должностях палатной, а затем старшей медсестры. Истица работает в указанном учреждении заведующей отделением. ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» в Дата было переименовано в ТМО, однако лечебный профиль учреждения и функции, выполняемые медицинским персоналом, оставались неизменными. В данном учреждении оказывалась медицинская помощь больным открытой формой туберкулеза.

Согласно показаниям свидетеля А.Л., она работает в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» с Дата по настоящее время в должностях медсестры и рентгенлаборанта. Истица с 1980 года работает в данном учреждении в должности заведующей отделением. В Дата ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер» было переименовано в ТМО при этом лечебный профиль учреждения и функции медицинского персонала остались неизменными. В ТМО так же, как и в ГУЗ «Областной противотуберкулезный диспансер», осуществлялись все виды лечения больных туберкулезом: стационарное и амбулаторное.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются записями в их трудовых книжках.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Дзятковской В.А. в должности заведующей 9 фтизиатрического отделения ТМО с Дата по Дата подлежит включению в ее специальный стаж.

При разрешении спора суд учитывает, что формальное несоответствие наименования учреждения здравоохранения, где работала истица, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права Дзятковской В.А. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Дзятковской В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.

При этом, суд исходит из того, что ограничение права Дзятковской В.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно материалам пенсионного дела, Дзятковская В.А. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Дзятковской В.А. с учетом оспариваемого ответчиком периода на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд считает необходимым назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с Дата .

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дзятковской В.А. удовлетворить.

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер об отказе Дзятковской В.А. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Дзятковской В.А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности заведующей 9 фтизиатрического отделения ТМО с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 18 октября 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко