РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Бакановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 27 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Громовой М.В. к администрации г.Пензы о признании недействительным пункта 2 приказа номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Громова М.В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что ее родители на основании решения Пензенского районного суда г.Пензы от 1994 года лишены родительских прав в отношении нее. Она была передана на попечение органа опеки попечительства, воспитывалась в детском доме номер обезличен в период с дата обезличена по дата обезличена. С 2003 по 2003 годы она обучалась в ПТУ номер обезличен г.Пензы и проживала в студенческом общежитии. После окончания учебного заведения она вынуждена снимать жилье, поскольку своей жилплощади не имеет. В возрасте 22 года она обратилась с заявлением в администрацию г.Пензы о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставлении жилья вне очереди. Однако до настоящего времени ответ на заявление она не получила.
По указанным основаниям просила суд признать за ней право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди, понудить администрацию г.Пензы предоставить ей жилое помещение в виде отдельной квартиры по установленным нормам на состав семьи два человека.
В судебном заседании истица Громова М.В. уточнила исковые требования, просила суд признать недействительным пункт 2 приказа номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию и постановить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи два человека, пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г.Пензы – Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на те обстоятельства, что представленные Громовой М.В. документы не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, Громова М.В. достигла возраста 23 лет и обратилась в администрацию г. Пензы после указанного возраста. Таким образом, на момент обращения в администрацию она утратила права на обеспечение жилым помещением вне очереди.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Громовой М.В., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица Громова М.В. родилась дата обезличена (л.д.6).
На основании решения Пензенского районного суда Пензенской области от дата обезличена Громова М.В. была отобрана у своих родителей Г.Т. и Г.В.А. и передана органу опеки и попечительства (л.д.12).
С 1994 года 2003 Громова М.В. воспитывалась в Детском доме номер обезличен г.Пензы (л.д.14).
Решением Пензенского районного суда Пензенской области от дата обезличена ее родители Г.В.А. и Г.Т. лишены родительских прав в отношении своих пятерых детей, включая Громову М.В.
В период с дата обезличена по дата обезличена Громова М.В. обучалась в ГОУ НПО ПУ номер обезличен г.Пензы и находилась на полном государственном обеспечении (л.д.17).
дата обезличена у Громовой М.В. родился сын Г.В.О (л.д.7).
дата обезличена Громова М.В. обратилась к главе администрации г.Пензы с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в получении жилого помещения, что подтверждается соответствующей распиской в получении заявления (л.д.11).
Ответа на ее заявление не последовало.
дата обезличена Громова М.В. вновь обратилась в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из приказа от дата обезличена номер обезличен Громовой М.В. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч.2 ст.54 ЖК РФ, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.37).
Таким образом, Громова М.В. до настоящего времени жилым помещением, на которое она имеет право как сирота, до настоящего времени не обеспечена.
В настоящее время Громова М.В. имеет регистрацию по месту жительства вместе с сыном по адресу адрес обезличен, где на общей площади 35,1 кв.м., жилой - 18,3 кв.м. также зарегистрированы: ее сестра (основной квартиросъемщик) с мужем и сыном, а всего 5 человек.
За Громовой М.В. и ее сыном Г.В.О недвижимого имущества не зарегистрировано, что подтверждается соответствующими справками Управления Росреестра по Пензенской области от дата обезличена (л.д.18,19) и Пензенского городского отделения Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация"(л.д.20).
Жилой дом, где ранее проживала семья Громовых, расположенный в адрес обезличен, полностью уничтожен огнем в результате пожара в 1994 году (л.д.36).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем:
1) признания жилищного права;
2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;
3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;
5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;
6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 52 ЖК РФ:
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до 23 лет.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
В данном случае администрация г. Пензы отказала Громовой М.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что на момент обращения в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, истица достигла 23 летнего возраста.
Проанализировав нормы действующего законодательства, оценив доводы сторон в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации г. Пензы является незаконным по следующим основаниям.
Из материалов гражданского дела следует, что первоначально с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Громова М.В. обратилась 06.06.2009, на тот момент ей было полных 22 года.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Громова М.В. дата обезличена выразила свое намерение воспользоваться правом на получение меры социальной поддержки, гарантированное государством, в виде обеспечения вне очереди жилым помещением на основании договора социального найма.
Второе обращение в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении последовало дата обезличена, на указанную дату возраст Громовой М.В. также не превышал 23 лет.
При таком положении суд считает, что Громова М.В. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке на учет в сроки, предусмотренные действующим законодательством. Учитывая, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, не является собственником, членом собственника, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения, зарегистрирована по месту жительства с несовершеннолетним сыном по адресу: адрес обезличен в жилом помещении общей площадью 35,1 кв. м, где в общей сложности зарегистрированы пять человек и, следовательно, на одного проживающего приходится меньше учетной нормы, около 7 кв.м, имеются основания для признания Громовой М.В. нуждающейся в жилом помещении.
Таким образом, суд считает, что исковые требования Громовой М.В. к администрации г.Пензы о признании недействительным пункта 2 приказа номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Громовой М.В. удовлетворить.
Признать недействительным пункт 2 приказа номер обезличен от дата обезличена заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа Громовой М.В. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию города Пензы поставить Громову М.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи два человека.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 03 ноября 2010 года.
Судья Н.В.Белоглазова