Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Кругловой Е.В.,
рассмотрев Дата обезличена в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3451/2010 по иску Петруниной С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и понуждении к включению периодов работы и времени нахождения в ученических отпусках в специальный стаж,
У С Т А Н О В И Л:
Петрунина С.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г.Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине недостаточного трудового стажа. В ее специальный стаж, в частности, не были засчитаны периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей ДС №137, так как согласно п. 8 Правил исчисления, утвержденных Постановлением № 781, работа в должностях заведующей и заместителя заведующей в дошкольных образовательных учреждениях засчитывается в стаж работы за период до Дата обезличена; с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена - ученические отпуска, так как зачет таких периодов согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не предусмотрен. Считала отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным. В отношении невключения в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках считала, что ответчиком неправомерно применен п. 5 Правил исчисления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516. Действовавшие до 01 ноября 1999 года Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а после 01 ноября 1999 года - Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, содержали наименование должностей заведующей и заместителя заведующей в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, указанные периоды работы подлежат включению в ее специальный стаж.
По указанным основаниям Петрунина С.В. просила суд: 1) признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с Дата обезличена, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды, с Дата обезличена по Дата обезличена - период работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена - ученический отпуск.
В судебном заседании истица Петрунина С.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что обязанности, выполняемые ею в период работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 являлись тождественными обязанностям старшего воспитателя.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Бубнова А.Ю., действующая на основании доверенности, иск Петруниной С.В. не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Петрунина С.В. Дата обезличена обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы, в частности, периоды ее работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена и в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена, т.к. согласно п. 8 Правил исчисления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях заведующей и заместителя заведующей в дошкольных образовательных учреждениях (п. 1.8) засчитывается в стаж работы до Дата обезличена. Также в специальный стаж истицы не были включены периоды ее нахождения в ученических отпусках с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена; с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, в связи с тем, что п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен. По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 16 лет 7 месяцев 10 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Предоставление учебных отпусков в вышеуказанные периоды осуществлялось с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Согласно справке Д.С. №143 от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 16-17), в периоды с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена; с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена Петрунина С.В. находилась в оплачиваемых ученических отпусках, отчисления в Пенсионный фонд РФ производились.
При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды нахождения Петруниной С.В. в ученических отпусках с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена; с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена в силу вышеприведенных правовых норм признаются ее трудовой деятельностью, которая подлежит зачету в специальный стаж.
Таким образом, исковые требования Петруниной С.В. в части зачета в специальный стаж указанных периодов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами Петруниной С.В. о необходимости включения в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена и в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, который в разделе "Наименование учреждений" содержал указание на детские дошкольные учреждения всех типов, а в разделе "Наименование должностей" - указание на директора (заведующего), заместителя директора (заведующего).
С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами, в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая дошкольные образовательные учреждения, в выслугу лет не засчитывается.
Согласно подп. «в» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" списка засчитывается в стаж за период до 1 ноября 1999 года.
В связи с тем, что работа истицы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена и в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена осуществлялась ею после 01 ноября 1999 года, периоды данной работы в силу вышеприведенных правовых норм не могут быть зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Отказ во включении в специальный стаж Петруниной С.В. указанных периодов работы с применением подп. «в» п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, не может расцениваться как нарушение права истицы на пенсионное обеспечение, что подтверждается правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 21 мая 2003 года № ГКПИ 03-439, в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, а также правовой позиции, изложенной в ряде определений Конституционного Суда РФ, (в частности, в определениях от 20 октября 2005 года № 392-О, от 15 июля 2010 года № 1014-О-О), согласно которой, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности руководителей (заместителей руководителей) дошкольных образовательных учреждений применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой допустимое внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
При разрешении спора, суд не может принять во внимание доводы истицы о тождественности выполняемой ею работы по должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 обязанностям старшего воспитателя, поскольку данное обстоятельство не нашло своего бесспорного подтверждения в судебном заседании.
Так, в частности, из показаний, допрошенных по делу свидетелей М.Т. и С.В., можно установить, что обязанности, выполняемые истицей в должности заместителя заведующей по учебно-воспитательной работе в Д.С. №143 являлись аналогичными обязанностям по должности заведующего детским садом, за исключением административно-хозяйственных функций. За весь период работы истицы в указанной должности ее обязанности всегда оставались неизменными. Должность старшего воспитателя в детском саде не была предусмотрена.
Обязанности заместителя заведующей по УВР и заведующего детским садом, описанные назваными свидетелями, соответствуют должностным инструкциям по данным должностям, копии которых имеются в материалах дела (л.д. 18-20, 21-23).
При этом, суд учитывает, что действующее законодательство, как и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25, не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.
В связи с тем, что у истицы на дату обращения в пенсионный орган, равно как и на момент разрешения судом спора, отсутствует требуемый 25-летний стаж педагогической работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками (без учета периодов ее работы в должностях заместителя заведующей по УВР и заведующей детского сада), у суда отсутствуют основания для признания за Петруниной С.В. права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, требования истицы в оставшейся части, а именно, в части признания права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и понуждения ответчика к включению в специальный стаж периодов е работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена и в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена, подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Петруниной С.В. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области включить Петруниной С.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды ее нахождения в ученических отпусках с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена; с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Петруниной С.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и понуждении к включению в специальный стаж периодов работы в должности заместителя заведующей по УВР Д.С. №143 с Дата обезличена по Дата обезличена и в должности заведующей ДС №137 с Дата обезличена по Дата обезличена отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 18 ноября 2010 года.
Судья: А.Н. Овчаренко