Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 01 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3640/2010 по иску Гаранина В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к перерасчету и выплате недополученной пенсии за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года, понуждении к перерасчету пенсии с 01 января 2010 года, включении периодов работы в специальный стаж, взыскании компенсации морального вреда, понуждении к назначению ежемесячной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Гаранин В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области, указав, что он, проработавший более пятидесяти лет, из которых свыше 39-ти лет в тяжелых условиях на соответствующих видах работ (список №2), с Дата обезличена по Дата обезличена непрерывно работал в литейном цехе ООО «П». При осуществлении перерасчета трудовой пенсии с Дата обезличена в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года им было написано заявление о перерасчете пенсии в соответствии с трудовым стажем работы в тяжелых условиях (список №2), то есть на соответствующих видах работ. Управлением Пенсионного фонда при перерасчете его пенсии было допущено нарушение его пенсионных прав при исчислении расчетного пенсионного капитала, что, в свою очередь, привело к резкому снижению размера страховой части (СЧ) пенсии, так как СЧ=ПК/Т, где ПК (пенсионный капитал), Т - ожидаемый период выплаты пенсии (далее ОПВП). В соответствии с порядком, определявшимся п.5 ст.30 Закона (старая реакция) конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п.1 ст.27 и п.п.7-13 ст.28 настоящего Федерального Закона, может осуществляться по выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала (РПК) застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости (ОПВП), определяемый в соответствии с п.1 настоящей статьи увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возврата, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона (для мужчин и женщин соответственно). Управление не сделало необходимого увеличения РПК. Как усматривается из ответа на его обращение Ш.В., хотя ссылка на 5 пункт статьи 30 Закона имеется, но касается только первой части этого пункта, формула увеличения должна была выглядеть так: ПК= СЧх(Т+Ту), где Т= 144 месяцам - ОПВП, а Ту- увлечение ОПВП (в месяцах). Расчетный размер пенсии, произведенный по п.2 ст.30 Закона (старая реакция) при максимальных коэффициентах составил 1503,9 руб., то есть этот размер пенсии должен соответствовать Дата обезличена, но в распечатке (лист №29) в графе Дата обезличена стоит размер пенсии 1443,74 руб., исчисленной из общего стажа с коэффициентом 0,72. Из ответа И.В. Номер обезличен от Дата обезличена видно, что пенсия на Дата обезличена составляла 1883,61 руб. и рассчитана она была по формуле ст.30 Закона, п.4: РП=ЗРхСК где: ЗР- среднемесячный заработок застрахованного лица за Дата обезличена; СК - стажевый коэффициент - у него он максимальный 0,75. Разница в размерах пенсий на Дата обезличена составляет: 1883,61-1503,9руб. = 379,71 руб. Проиндексировав эту величину по настоящее время, получается: 379,71 х 3,91 (коэффициент индексации) = 1484,67 руб. за месяц. По его мнению, ежегодно ему недоплачивалось 17 816 руб. По настоящее время ему не выплачено более 138000 тысяч руб. П.4 ст.29 закона гласит: если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачиваются пенсия в прежнем более высоком размере. Считал, что нарушались и до сих пор нарушены его пенсионные права по исчислению стажа. Период на соответствующих видах работ (список №2) с Дата обезличена по Дата обезличена переводится в обычный период, несмотря на то, что Дата обезличена в Законе указаны как годы, из которых исчисляется ЗР- средне месячный заработок застрахованного лица. В то же время период работы кочегаром-машинистом в О.У.Б. с Дата обезличена по Дата обезличена (больница отапливалась углем - список №2) отмечен как обычный период работ, хотя на встрече с И.В. он указывал на это нарушение. В справке фактического исчисления стажа, выданной ему Дата обезличена, отсутствует Дата обезличена, Дата обезличена переведен в обычный период, а в Дата обезличена отсутствует период с Дата обезличена по Дата обезличена. Валоризация с Дата обезличена проведена с нарушением его пенсионных прав, п.4 ст.30.1 закона гласит, что сумма валоризации величины расчетного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного) определяется из продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Управление этот пункт истолковывает иначе и из 39 лет, занятых им на соответствующих видах работ используют при расчете 31 год. Ответчик стремится внушить ему, что стажевый коэффициент 0,72 лучше чем 0,75, В связи с тем, что при расчете валоризации необходим правильно рассчитанный РПК, а он рассчитан неправильно, то в сложившейся ситуации оптимальным будет выход - произвести перерасчет в соответствии с порядком и нормами определенными п.4 ст.30 и п.п. 1,2 ст. 29.1 3акона. Он является опекуном своей престарелой и больной матери - Г.М., Дата обезличена года рождения, ветерана ВОВ, и обязан защищать её права. По указу Президента РФ от 13 мая 2008 года №774 в целях усиления социальной защищенности с Дата обезличена установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1200 руб.
По указанным основаниям Гаранин В.В. просил суд: 1) обязать Управление произвести перерасчет заработной платы его пенсии в соответствии с нормами Закона по п.4 ст.30 и п.п. 1, 2 ст. 29.1; 2) принять справедливое решение по возмещению ему Управлением материального вреда за период 105 месяцев - 138 000 руб. и морального вреда - 50 000 руб.; обязать Управление выплачивать Г.М. ежемесячную компенсацию - 1 200 руб.
В письменном заявлении от 19 ноября 2010 года (л.д. 47), Гаранин В.В. изменил исковые требования и просил суд: 1) обязать ответчика произвести ему перерасчет и выплату недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена исходя из двукратного увеличения расчетного размера пенсии, в связи с тем, что его специальный стаж на соответствующих видах работ более чем в два раза превышает продолжительность специального стажа, установленного подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»; 2) обязать ответчика производить ему с Дата обезличена расчет и выплату пенсии исходя из двукратного увеличения расчетного размера пенсии с учетом валоризации; 3) взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб. в связи с неправильным расчетом пенсии, несмотря на его многократные обращения; 4) обязать ответчика установить ему с Дата обезличена ежемесячную компенсацию в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) в связи с осуществлением им ухода за его нетрудоспособной матерью - Г.М.
В судебном заседании Гаранин В.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и заявлении об изменении исковых требований, также дополнил исковые требования и просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы в качестве кочегара-машиниста с Дата обезличена по Дата обезличена, т.к. котельная в которой он работал, отапливалась каменным углем, и в качестве стерженщика чугунно-литейного цеха с Дата обезличена по Дата обезличена, с Дата обезличена по Дата обезличена. Считал, что ему должно быть произведено 2-кратное увеличение расчетного размера пенсии, т.к. он переработал специальный стаж, необходимый для назначения пенсии по Списку № 2 в особых условиях (12 лет и 6 месяцев) более чем в 2 раза. Данный вывод он основывает на положениях подп. 2 п. 1 ст. 27 и п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действовавшей редакции), п.4, 9 ст. 30 данного Закона (в действующей редакции), а также ответов действительного государственного советника - В.Ю. и государственного советника 1 класса - А.С. на вопросы читателей Российской Федерации от Дата обезличена. Кроме того, считал, что ответчиком в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действовавшей редакции) при исчислении расчетного пенсионного капитала должен быть увеличен ожидаемый период выплаты пенсии по старости. Пояснил суду, что заявленная в иске компенсация морального вреда обусловлена тем, что в связи с неправильным расчетом пенсии ответчиком, ему пришлось «обивать пороги» Пенсионного фонда. Также считал неправомерным отказ ответчика в установлении ему ежемесячной денежной компенсации в связи с осуществлением им ухода за его матерью - Г.М. Согласно Указу Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) данная компенсационная выплата устанавливается одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления за ним ухода. Он осуществляет уход за матерью, не работает и является трудоспособным, в связи с чем, ему должна быть установлена ежемесячная денежная компенсация в соответствии с названным указом Президента РФ. При этом, он не согласен с доводами ответчика о том, что мужчины с момента достижения возраста 60 лет считаются нетрудоспособными, т.к. трудовая деятельность может осуществляться и после этого возраста.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области - Торкина В.А., действующая на основании доверенности, с иском Гаранина В.В. не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 53-54). Также пояснила суду, что спорный период работы в качестве кочегара-машиниста не был включен в специальный стаж истца, т.к. в материалах пенсионного дела истца отсутствуют документы, подтверждающие льготный характер работы в этот период. Спорный период работы истца в качестве стерженщика с Дата обезличена по Дата обезличена был включен в специальный стаж истца после предоставления работодателем истца - ООО «П» по запросу пенсионного органа документов, подтверждающих льготный характер работы (справки от Дата обезличена). В ранее предоставленной выписке из индивидуального лицевого счета истца льготный стаж истца был указан лишь с Дата обезличена. Период работы с Дата обезличена по Дата обезличена не был включен в специальный стаж истца, по тем основаниям, что в выписке из индивидуального лицевого счета Гаранин В.В. по сведениям работодателя в Дата обезличена находился в отпуске без сохранения заработной платы общей продолжительностью 3 месяца и 11 дней. В связи с тем, что указанные сведения были даны работодателем без указания календарного периода, отпуск без сохранения заработной платы указанной продолжительности (3 месяца 11 дней) был исключен из страхового и специального стажа истца с конца Дата обезличена (т.е. за период с Дата обезличена по Дата обезличена).
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Гаранин В.В. с Дата обезличена является получателем пенсии по старости, назначенной ему в связи с работой в особых условиях в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ранее п. «б» ст. 12 Закона РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), расчет и выплата которой, производятся в настоящее время Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области.
Как следует из обстоятельств дела Гаранин В.В., обратился в суд с настоящим иском, полагая, что расчет его трудовой пенсии и исчисление его специального стажа произведены пенсионным органом с нарушением требований закона, однако суд не может согласиться с данными доводами истца, исходя из следующего.
Так, истец в процессе рассмотрения дела ссылался на необходимость увеличения его расчетного размера трудовой пенсии в 2 раза, мотивируя это тем, что он переработал специальный стаж в особых условиях, необходимый для назначения пенсии (12 лет и 6 месяцев) более чем в 2 раза.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции, действовавшей до Дата обезличена) расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за Дата обезличена по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с Дата обезличена по Дата обезличена для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.
Согласно п. 5 ст. 30 данной редакции Закона, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до Дата обезличена, определенная в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.
Из вышеприведенных правовых норм, распространявших свое действие на спорный период с Дата обезличена по Дата обезличена, можно сделать вывод о том, что величина расчетного размера трудовой пенсии (РП) является производной от стажевого коэффициента (СК), который определяется либо из продолжительности общего стажа либо из продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ (по выбору пенсионера) по состоянию на Дата обезличена.
Указанными нормами допускается увеличение базового значения стажевого коэффициента - 0,55 на 0,01 за каждый год общего или специального стажа на соответствующих видах работ, сверх установленной продолжительности данного стажа, однако законом установлен максимальный размер такого увеличения стажевого коэффициента не более чем на 0,20.
Как следует из имеющихся в деле документов и материалов пенсионного дела истца, с Дата обезличена конвертация пенсионных прав Гаранина В.В. была произведена пенсионным органом исходя из стажа на соответствующих видах работ, общая продолжительность которого по расчетам пенсионного органа составила 31 год 5 месяцев и 5 дней с применением стажевого коэффициента - 0,75.
Указанный стаж истца действительно более чем в 2 раза превышает продолжительность стажа на соответствующих видах работах по Списку № 2, установленного для досрочного назначения пенсии в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (12 лет и 6 месяцев).
Однако, возможности двукратного увеличения стажевого коэффициента (СК) или расчетного размера трудовой пенсии (РП) при наличии у пенсионера стажа на соответствующих видах работ сверх установленной продолжительности, как того требует истец, законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 2, 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в указанной редакции стажевый коэффициент для определения расчетного размера трудовой пенсии Гаранина В.В. должен быть увеличен лишь на 0,20, составить максимальную величину - 0,75, и, что повлечет дополнительное увеличение расчетного размера трудовой пенсии лишь на 20%, что и было произведено ответчиком.
Таким образом, требования истца о понуждении ответчика к перерасчету и выплате недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена исходя из двукратного увеличения расчетного размера трудовой пенсии, не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Доводы истца о необходимости увеличения ответчиком ожидаемого периода выплаты пенсии по старости в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действовавшей редакции) при исчислении расчетного пенсионного капитала суд находит необоснованными.
В силу абзаца четвертого статьи 2 этого Закона расчетным пенсионным капиталом признается учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на Дата обезличена определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, где присутствует такая величина как ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т), который принимается равным аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Положениями абз. 3 п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ, исключившего данный абзац) было предусмотрено, что в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с п. 1 настоящей статьи увеличивается на количество лет, недостающих при назначении пенсии до возраста установленного ст. 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Вместе с тем, в силу положений пункта 2 статьи 32 данного Закона, являющихся специальной нормой, для застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона (к числу которых относится Гаранин В.В.), особый порядок определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, согласно которому ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости будет увеличиваться на 1 год, при этом, общее количество лет такого увеличения не должно будет превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на пенсию, будет применяться только начиная с 1 января 2013 года.
Данная правовая позиция по вопросу применения абз. 3 п. 5 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ранее действовавшей редакции) приведена в абз. 3 подп. «б» п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Таким образом, правовых оснований для применения к истцу указанного особого порядка определения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на момент разрешения судом настоящего спора, еще не возникло.
Требования Гаранина В.В. о возложении на ответчика обязанности по расчету и выплате пенсии с Дата обезличена исходя из двукратного увеличения расчетного размера пенсии с учетом валоризации, суд также находит не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, действующей с Дата обезличена, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно абз. 1-4, 6 п. 3 ст. 30 данной редакции Закона, расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
Согласно абз. 1-5, 8, 40, п. 4 ст. 30 данной редакции Закона, расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за Дата обезличена по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
В соответствии с п. 9, 10 данной редакции Закона, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Указанные правовые нормы, которые распространяют свое действие на спорный период с 01 января 2010 года, также как и нормы ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в ранее действовавшей редакции, не предусматривают возможности двукратного увеличения стажевого коэффициента (СК) или расчетного размера трудовой пенсии (РП) при наличии у пенсионера стажа на соответствующих видах работ сверх установленной продолжительности, как того требует истец.
Для пенсионеров, из числа, лиц, указанных в подп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (к числу которых относится Гаранин В.В.), при наличии у них продолжительности специального стажа на соответствующих видах работ, превышающей, установленную для досрочного назначения пенсии, законом допускается максимальное увеличение стажевого коэффициента лишь на 0,20, т.е. до 0,75, и увеличение расчетного размера трудовой пенсии не более чем на 20%.
Как следует из имеющихся в деле документов и материалов пенсионного дела истца, с Дата обезличена конвертация пенсионных прав Гаранина В.В. в расчетный пенсионный капитал произведены пенсионным органом исходя из общего стажа на Дата обезличена продолжительностью 42 года 11 месяцев и 6 дней с применением стажевого коэффициента 0,72 и с учетом суммы валоризации исходя из общего трудового стажа до Дата обезличена - 31 год 11 месяцев и 6 дней.
Данные действия пенсионного органа суд находит правомерными, поскольку расчет пенсии Гаранина В.В. произведен в наиболее выгодном для него варианте.
В соответствии со ст. 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, действующей с 01 января 2010 года, величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
По смыслу данной статьи Закона определение суммы валоризации возможно в одном из двух вариантов, в зависимости от того из какого варианта произведена конвертация пенсионных прав получателя пенсии: либо из общего трудового стажа либо из льготного стажа на соответствующих видах работ.
Возможности исчисления расчетного пенсионного капитала из одного вида стажа (например, льготного стажа), а суммы валоризации из другого вида стажа (общего трудового стажа) законом не предусмотрено.
При этом, как следует из содержания абз. 2 п. 1 ст. 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» повышение базовой суммы валоризации (10% от величины расчетного пенсионного капитала) производится исходя из продолжительности стажа (общего или специального), приобретенного лишь до Дата обезличена, в отличие от конвертации пенсионных прав, которая производится исходя стажа (общего или специального), приобретенного до Дата обезличена.
Как следует из имеющихся в деле документов и материалов пенсионного дела, на Дата обезличена продолжительность полных лет общего трудового стажа истца составляла - 31 год, в то время как, продолжительность полных лет специального стажа истца на указанную дату была меньше и составляла только 21 год.
В этой связи, сумма валоризации исходя из общего трудового стажа на Дата обезличена составляет 41% (10%+31%), а именно 58670, 41 руб., от величины расчетного пенсионного капитала - 143098,56 руб., исчисленного в соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя общего трудового стажа истца на Дата обезличена - 42 года с применением стажевого коэффициента 0,72 (л.д. 79, 79об, 80).
При данном варианте расчета, примененном пенсионным органом, размер пенсии Гаранина В.В. составляет 8946,64 руб. (л.д. 79), что превышает размер пенсии истца - 8870,94 руб. (л.д. 23об) при оценке его пенсионных прав с учетом валоризации исходя специального стажа, поскольку в последнем случае, сумма валоризации исходя из специального стажа на Дата обезличена составит меньшее значение - 31% (10%+21%), а именно 47046,10 руб., от величины расчетного пенсионного капитала - 151761,60 руб., исчисленного в соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя специального стажа истца на Дата обезличена -31 год с применением стажевого коэффициента 0,75 (л.д. 73).
При указанных обстоятельствах суд находит необоснованными доводы истца о нарушении его прав пенсионным органом при расчете пенсии с учетом суммы валоризации с Дата обезличена.
Также суд не может согласиться с доводами истца о недоплате ему ответчиком трудовой пенсии в размере, установленном до Дата обезличена, т.е. на момент введения в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Как следует из искового заявления Гаранина В.В., в обоснование указанных доводов истец ссылался на содержание ответа заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 17), считал, что размер его трудовой пенсии на Дата обезличена составлял 1883,61 руб., однако не выплачивался ему в данном размере.
Вместе с тем, в содержании вышеприведенного ответа заместителя начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен (л.д. 17) отсутствует указание на установление истцу пенсии в Дата обезличена в названном размере (1883,61 руб.).
Из содержания имеющихся в деле документов и материалов пенсионного дела истца, можно установить, что по состоянию на Дата обезличена расчет пенсии истца производился в соответствии с нормами Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», при этом, размер пенсии, установленной истцу в указанный период составлял 767,15 руб. и был определен с учетом ограничения максимального размера пенсии, предусмотренного ст. 18 названного Закона.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если при перерасчете размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.
Как следует из материалов пенсионного дела, в частности распоряжения на перерасчет и выплату пенсии от Дата обезличена Номер обезличен, истцу в соответствии с нормами ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 01 января 2002 года была установлена трудовая пенсия в размере 1503,90 руб., что превышает размер пенсии истца в декабре 2001 года, исчисленный в соответствии с Законом РФ от Дата обезличена Номер обезличен «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (767,15 руб.), и опровергает доводы истца о недоплате ему пенсии при введении в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» относительно ее ранее установленного размера.
Также суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Гаранина В.В. о включении в его специальный стаж периодов работы в качестве кочегара-машиниста с Дата обезличена по Дата обезличена, в качестве стерженщика чугунно-литейного цеха с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по Дата обезличена.
Согласно копии трудовой книжки истца, имеющейся в материалах пенсионного дела, Гаранин В.В. в период с Дата обезличена по Дата обезличена был принят на работу в качестве кочегара-машиниста на отопительный сезон в О.У.Б..
Из наименования производств и должностей, предусмотренных разделом XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» и разделом XXXII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, действовавшего в указанный период работы истца, можно сделать вывод о том, что правом на пенсию на льготных условиях обладали машинисты (кочегары) котельных, которые использовались в производственных целях.
Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, действующего на момент разрешения судом спора, правом на пенсию по старости на льготных условиях пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (код профессии 23200000-13786).
Однако, в материалах данного гражданского дела и пенсионного дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие льготный характер работы Гаранина В.В. в качестве кочегара-машиниста, а именно его занятость на котельной, используемой в производственных целях или отапливаемой углем и сланцем, что не позволяет суду включить спорный период работы истца в данной должности в Оржевской участковой больнице в его специальный стаж в соответствии с вышеприведенными правовыми актами.
Как следует из материалов дела (л.д. 82об-83, 84) и объяснений представителя ответчика период работы истца в качестве стерженщика с Дата обезличена по Дата обезличена был включен в специальный стаж истца после предоставления работодателем истца - ООО «П» по запросу пенсионного органа документов, подтверждающих льготный характер работы, а именно - справки от Дата обезличена (л.д. 87).
При таких обстоятельствах, права истца в части включения указанного периода в специальный стаж не нарушены ответчиком и не требуют судебной защиты.
Оснований для включения в специальный стаж истца периода работы в качестве стерженщика с Дата обезличена по Дата обезличена (продолжительностью 3 месяца и 11 дней) у суда не имеется, т.к. согласно выписке из индивидуального лицевого счета (л.д. 27, 80об) в Дата обезличена истец находился в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью 3 месяца 11 дней, который не подлежит зачету в специальный стаж в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен.
В связи с отказом в удовлетворении всех вышеперечисленных требований истца о понуждении ответчика к перерасчету и выплате недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена, понуждении к перерасчету пенсии с Дата обезличена, включении периодов работы в специальный стаж, подлежит оставлению без удовлетворения и производное от них требование Гаранина В.В. о взыскании с пенсионного органа компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., поскольку в данном случае отсутствует вина и противоправность действий ответчика, как условия для возложения указанной ответственности в соответствии со ст. ст. 1064, 1099 ГК РФ.
Кроме того, как следует из обстоятельств дела, требования истца о компенсации морального вреда, связаны с защитой его права на получение пенсии (которое является имущественным по своему содержанию), в связи с чем, взыскание компенсации морального вреда, в силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ может быть осуществлено судом только в случае, прямо установленном законом.
Однако, применительно к рассматриваемому спору, специального закона, допускающего возможность компенсации морального вреда, в связи с нарушением указанного имущественного права истца, не имеется, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований Гаранина В.В. о взыскании компенсации морального вреда.
При разрешении спора суд не находит оснований для удовлетворения требований Гаранина В.В. о понуждении ответчика к назначению ежемесячной компенсации в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) в связи с осуществлением ухода за Г.М., признанной недееспособной, опекуном которой является истец.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) с 1 июля 2008 г. установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Во исполнение данного Указа Президента РФ Правительство РФ своим Постановлением от 04 июня 2007 года № 343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
В соответствии с п. 2, 3, 4 данных Правил ежемесячная компенсационная выплата (далее - компенсационная выплата) назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - нетрудоспособные граждане).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
В соответствии с подп. «в» п. 6 данных Правил для назначения компенсационной выплаты среди прочих документов представляется справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась.
Согласно подп. «в» п. 9 данных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.
Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что право на получение компенсационных выплат имеют не все лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, а только те из них, которые являются неработающими и трудоспособными.
При этом, под "неработающими трудоспособными лицами" понимаются граждане, способные к труду, но оставившие работу (не поступившие на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия).
Таким образом, признание права на получение компенсационных выплат за гражданами, получающими пенсию (пособие), не согласуется с положениями вышеприведенных правовых норм, поскольку в них говорится о компенсационном, а не дополнительном характере выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в решении Верховного Суда РФ от 04 февраля 2008 года № ГКПИ07-1416, которым положения подп. «в» пунктов 6 и 9 названных Правил признаны соответствующими закону.
Таким образом, учитывая, что Гаранин В.В. является получателем пенсии по старости, установление ему ежемесячной компенсации в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) является невозможным.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд находит заявленный иск подлежащим оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гаранина В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к перерасчету и выплате недополученной пенсии за период с Дата обезличена по Дата обезличена, понуждении к перерасчету пенсии с Дата обезличена, включении периодов работы в специальный стаж, взыскании компенсации морального вреда в сумме 50000 руб., понуждении к назначению ежемесячной компенсации в соответствии с Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года № 1455 (в редакции Указа Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 13 декабря 2010 года.
Судья: А.Н. Овчаренко