Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 10 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3770/2010 по иску Шаровой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Шарова Н.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что дата она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. С заявлением о назначении пенсии ею были представлены документы, согласно которым ее стаж педагогической деятельности превышает требуемые 25 лет на день обращения, а именно 25 лет 08 месяцев 4 дня. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от дата номер в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано по причине недостаточности стажа на соответствующих видах работ. По мнению ответчика, стаж педагогической деятельности составляет 13 лет 11 месяцев 18 дней. В специальный стаж ответчиком не засчитаны следующие периоды работы: с дата по дата в качестве секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ - 2 года 8 месяцев 16 дней; с дата по дата в качестве заведующего отделением Г педагогического училища - 9 лет. Всего не зачтено в специальный стаж 11 лет 8 месяцев 16 дней. При этом ответчик руководствовался пенсионным законодательством, действующим в настоящее время. Считала, что решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж. Названный Список не содержит такой должности как «секретарь» и такого учреждения как «райком ВЛКСМ». Однако, в период ее работы с дата по дата действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года 1397 (до 06 сентября 1991 года), которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно подп. "а" п.1 указанного Положения работникам просвещения в стаж по специальности засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Тот факт, что должность секретаря райкома ВЛКСМ относится к выборной работе в комсомольских органах, подтверждается записью в трудовой книжке и архивной справкой от дата номер. Невключение указанного периода выборной работы ставит ее в неравные условия с теми гражданами, которые выполняли аналогичную работу и достигли пенсионного возраста во время действия данного Положения, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, закрепленному в ст.19 Конституции РФ. Должность заведующего отделением, в которой она работала в период с дата по дата, действительно не предусмотрена Списками. Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463, была предусмотрена должность заведующей учебной частью; в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, была предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным процессом, а Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, предусмотрена должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом и заведующий учебной частью. В период работы в педагогическом училище до 1997 года должности заместителя директора по воспитательной (учебной) работе не вводилось, и она фактически выполняла обязанности по указанной должности. В ее должностные обязанности входило: непосредственное руководство учебной и воспитательной работой, подготовка материалов к составлению расписания учебных занятий и контроль за выполнением расписания, обеспечение выполнения учебных планов и программ, осуществление контроля за выполнением контрольных лабораторных работ, обеспечение руководства и контроля за качеством преподавания учебных предметов, организация учета успеваемости учащихся, обеспечение работы по предупреждению неуспеваемости учащихся, обеспечение контроля за дисциплиной учащихся, осуществление контроля за ведением документации: классных журналов, факультативов, ведомостей успеваемости, зачетных книжек, организация подготовки документации к аттестации учащихся-выпускников, оказание помощи в работе классных руководителей, ведение работы с родителями, осуществление контроля за работой классных руководителей (учебная работа, внеклассная), принятие отчетов, обеспечение контроля за дежурством групп, предоставление отчетности, составление планов работы, принятие участия в распределении, принятие участия в работе Педагогического Совета. В последующем, с введением соответствующих должностей, с дата она была переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе, а с дата - заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Документы, регулирующие вопросы штатного расписания, в Архиве администрации Г района не сохранилось.
По указанным основаниям Шарова Н.А. просила суд: 1) признать незаконным решение ответчика номер от дата об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; 2) обязать ответчика включить в стаж педагогической деятельности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды с дата по дата в качестве секретаря райкома ВЛКСМ Г РКВЛКСМ и с дата по дата в качестве заведующего отделением как заместителя директора по учебно-воспитательной работе Г педагогического училища; 3) обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с дата.
В судебном заседании истица Шарова Н.А. и ее представитель Синюков А.А., действующий на основании доверенности, иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истица Шарова Н.А. уточнила заявленные требования и просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище с дата по дата и в должностях секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, председателя районного совета пионерской организации ВЛКСМ с дата по дата.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Шарова Н.А. дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от дата номер Шаровой Н.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы период ее работы в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище с дата по дата, т.к. списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 29 октября 2002 года № 781, данная должность не предусмотрена. Также в специальный стаж истицы не был включен период ее работы в должностях секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, председателя районного совета пионерской организации ВЛКСМ с дата по дата, т.к. вышеуказанными списками данные должности и данное учреждение не предусмотрены. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составляет 13 лет 11 месяцев 18 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период работы Шаровой Н.А. в должностях секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, председателя районного совета пионерской организации ВЛКСМ с дата по дата действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпунктом «а» данного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
Министерство социального обеспечения РСФСР в Инструктивном письме от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъяснило, что при применении подп. «а» п. 1 названного Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Согласно трудовой книжке Шаровой Н.А. (л.д. 7-12), дата она была избрана на должность секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ. дата истица была освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на преподавательскую работу.
Как следует из копии архивной справки ГБУ государственный архив Пензенской области от дата номер (л.д. 18), в документах Г РК ВЛКСМ в протоколе номер организационного Пленума от дата указано: "Избрать секретарем райкома ВЛКСМ зав.учащейся молодежи и членом бюро райкома ВЛКСМ Шарову Н.А.". Таким образом, занимаемая истицей в спорный период времени должность являлась избираемой.
Согласно копиям финансовых отчетов Пензенской областной комсомольской организации за дата (л.д. 19-22), в спорные периоды работы Шаровой Н.А. начислялась заработная плата.
Из вышеприведенных доказательств можно сделать вывод о том, что должности секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, председателя районного совета пионерской организации ВЛКСМ, которые занимала истица в спорный период времени, являлись выборными, в связи с чем, данный период на основании подп. «а» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, подлежит включению в ее специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Также подлежит включению в специальный стаж Шаровой Н.А. и период ее работы в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище с дата по дата, исходя из следующего.
В указанный период работы истицы действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 (которое в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 применяется к периодам работы, имевшим место до 01 ноября 1999 года).
Данным Постановлением утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в соответствии с которым в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются периоды работы в должностях преподавателя и заместителя директора (заведующего) средних специальных учебных заведений, колледжей (кроме заместителя директора (заведующего) по административно-хозяйственной работе).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Шарова Н.А. в период работы в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище выполняла функциональные обязанности, тождественные тем, которые выполняют преподаватель и заместитель директора по учебно-воспитательной работе в среднем специальном учебном заведении, должности которых поименованы в вышеназванном Списке.
Указанные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании свидетель Л.О., которая пояснила суду, что она работала вместе с истицей в Г педагогическом училище. Она (Л.О.) работала преподавателем музыки с дата по дата. Истица за весь период работы в данном училище исполняла обязанности заместителя директора по воспитательной работе и преподавателя. В качестве заместителя директора по воспитательной работе она выполняла следующие функции: организовывала все воспитательные мероприятия, которые проводились в училище (концерты, конкурсы, заседания классных руководителей, проведение воспитательной работы с учащимися и т.п.). В качестве преподавателя истица проводила занятия по обществоведению и ей устанавливалась учебная нагрузка. По какой причине должность истицы именовалась как заведующая отделением, ей неизвестно. В указанный период в училище существовало только одно отделение - школьное, где проводилось обучение учителей начальных классов. Другого заместителя директора по воспитательной работе, кроме истицы, в педагогическом училище не было.
Согласно показаниям свидетеля П.А., она вместе с истицей работала в Г педагогическом училище. Она (П.А.) работала в училище преподавателем математики в период с дата по дата. Истица весь период своей работы преподавала историю и обществознание, имела учебную нагрузку, а также выполняла функции заместителя директора по воспитательной работе: организовывала и проводила различные мероприятия воспитательной направленности (КВН, праздничные концерты); проводила воспитательную работу с родителями, детьми, классными руководителями. По какой причине должность истицы была указана в документах как заведующая отделением, ей (П.А.) неизвестно; в педагогическом училище было только одно отделение - школьное.
У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются записями в их трудовых книжках, копии которых приобщены к материалам дела.
С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность выполняемых истицей функций с должностями преподавателя и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в среднем специальном учебном заведении, предусмотренными Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Шаровой Н.А. в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище с дата по дата подлежит зачету в ее специальный стаж.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Шаровой Н.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно материалам пенсионного дела Шарова Н.А. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости дата.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Шаровой Н.А. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с дата.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Шаровой Н.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Шаровой Н.А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в должности заведующей отделением в Г педагогическом училище с дата по дата и в должностях секретаря райкома ВЛКСМ Г РК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи РК ВЛКСМ, председателя районного совета пионерской организации ВЛКСМ с дата по дата.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 23 декабря 2010 года.
Судья: А.Н. Овчаренко