РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Бакановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе 09 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению Дулина П.А., Колесниковой Л.Н., Симкиной Ю.Ю. к администрации г. Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен и понуждении к прекращению действий по изъятию земельного участка площадью 544 кв.м. по адресу: адрес обезличен,
УСТАНОВИЛ:
Дулин П.А., Колесникова Л.Н. и Симкина Ю.Ю. обратились в суд с заявлением, указав, что они имеют в общей долевой собственности земельный участок для размещения жилого дома площадью 544 кв.м., кадастровый номер номер обезличен, местоположение: адрес обезличен. Согласно постановлению главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» указанный земельный участок подлежит изъятию в собственность г. Пензы. В качестве одного из оснований для принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления послужило постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения». Данными ненормативными актами органа местного самоуправления нарушено право собственности заявителей на земельный участок и объекты недвижимости, которые расположены на нем, сами акты изданы с нарушением действующего законодательства. Кроме того, земельный участок заявителей изымается не в пользу г.Пензы, а коммерческой организации ООО «Горводоканал», который и будет осуществлять строительство водопровода. Заявители не были надлежащим образом информированы о возможном выкупе своего земельного участка. Инвестиционная программа ООО «Горводоканал» на 2007 - 2009 г.г. не может служить основанием для издания постановления главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения», так как мероприятия по реализации этой программы в районе нахождения изымаемого земельного участка должны быть реализованы еще в 2007-2008 г.г.
По указанным основаниям просили признать незаконным постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения», признать незаконными постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода», обязать администрацию г. Пензы прекратить все действия по изъятию земельного участка площадью 544 кв.м., кадастровый номер номер обезличен, местоположение: адрес обезличен, производимые ею на основании постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода».
В письменном заявлении от дата обезличена заявители уточнили требования, просили суд: 1) признать недействительным постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения», 2) признать недействительным постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода», 3) обязать администрацию г.Пензы прекратить все действия по изъятию земельного участка площадью 544 кв.м., кадастровый номер номер обезличен, местоположение: адрес обезличен, производимые ею на основании постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода».
В письменном заявлении от дата обезличена Дулин П.А., Симкина Ю.Ю. и Колесникова Л.Н. просили суд прекратить производство по делу в части требований о признании недействительным постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения», в связи с отказом от заявления в данной части.
Определением Ленинского районного суда г.Пензы от дата обезличена производство по делу прекращено в части требований Дулина П.А., Симкиной Ю.Ю. и Колесниковой Л.Н. о признании недействительным постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «О разрешении разработки проектной документации для строительства объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения», в связи с отказом от заявления в данной части.
Заявитель Дулин П.А. заявленные требования в оставшейся части поддержал, в обоснование ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении. Просил заявление удовлетворить.
Представитель Дулина П.А. – Иконников А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал. Считал, что постановление главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» нарушает права заявителей тем, что не были соблюдены процедура и порядок изъятия земельного участка, не было проведено предварительное согласование по размещению объектов строительства, изъятие проведено на основании постановления, прекратившего свое действие, цели изъятия не относятся к муниципальным нуждам, поскольку планируется строительство «Новой площади», а конкретно на пересечении улиц Бакунина и Толстого будет построен объект культурно-социального назначения – киноконцертный зал на 1500 мест.
Заявители Колесникова Л.Н. и Симкина Ю.Ю. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть заявление в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Пензы Депутатов А.С., действующий на основании доверенности, не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что вынесенное постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода», соответствует нормам действующего законодательства. Ненормативные акты органов местного самоуправления могут быть признаны незаконными, если такие акты не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителей. Каких-либо ограничений постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» не накладывает ни на земельный участок, ни на недвижимое имущество, находящееся на данном земельном участке. К компетенции администрации г. Пензы относится решение вопросов местного значения в области использования земель, в том числе в праве в предусмотренных законом случаях осуществлять изъятие земельных участков для муниципальных нужд. В данном случае земельный участок изымается для муниципальных нужд – для размещения объекта водоснабжения муниципального значения, следовательно, изъятие данного участка относится к компетенции администрации г. Пензы. Предусмотренное инвестиционной программой ООО «Горводоканал», на 2007-2009 г.г., утвержденной решением городской Думы от дата обезличена номер обезличен, строительство водопровода от насосной станции «Коллективная» адрес обезличен не было выполнено, в связи с чем, решением Пензенской городской Думы от дата обезличена номер обезличен была утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» по развитию, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Пензы на 2010-2014 годы. Проектирование и строительство новых сетей водоснабжения вызвана износом существующих сетей и недостаточностью их мощности для обеспечения водоснабжением строящихся и планируемых к строительству объектов жилого и социально-культурного назначения. Данные действия осуществляются в интересах муниципального образования и в целях реализации принятой инвестиционной программы, они не нарушают действующего законодательства. Ссылка представителя заявителя на то обстоятельство, что согласно проекту планировки территории «Новая площадь», ограниченной улицами адрес обезличен, на земельном участке заявителей будет построен киноконцертный зал является несостоятельной, поскольку отсутствует детальная планировка застройки и указание в проекте носит ориентировочный характер. Предусмотрен порядок компенсации за изымаемый земельный участок и строения, сооружения находящиеся на нем, в размер которой включаются убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. Имеется отчет об оценке номер обезличен от дата обезличена, согласно которому выкупная стоимость объектов недвижимости, принадлежащих заявителям, составила 8290000 руб., размер убытков 48819 руб. Считал, что право собственности заявителей не нарушается, и в случае несогласия с оценочной стоимостью в указанном размере они имеют право оспорить ее в судебном порядке. Просил в удовлетворении заявления отказать.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО «Горводоканал» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Таким образом, согласно данной статьи и ст.31 Устава г.Пензы администрация г.Пензы вправе, в случаях, предусмотренных законом осуществлять изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
В силу ст. 55 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ предусмотрено изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения.
Статья 279 ГК РФ предусматривает, что:
1. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
2. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
3. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
4. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
В судебном заседании установлено, что Дулин П.А., Дулин Н.П., Колесникова Л.Н. и Симкина Ю.Ю. имеют в общей долевой собственности земельный участок для размещения жилого дома площадью 544 кв.м., кадастровый номер номер обезличен, расположенный по адресу: адрес обезличен.
На вышеуказанном земельном участке адрес обезличен, расположен жилой дом номер обезличен, общей площадью 199,8 кв.м., находящийся в общей долевой собственности Дулина П.А., Дулина Н.П., Колесниковой Л.Н. и Симкиной Ю.Ю.
Согласно постановлению администрации г. Пензы номер обезличен от дата обезличена «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства сетей водопровода» земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью 544 кв.м. (кадастровый номер номер обезличен) при жилом доме адрес обезличен, находящийся в общей долевой собственности у Дулина П.А., Дулина Н.П., Симкиной Ю.Ю. и Колесниковой Л.Н. подлежит изъятию для муниципальных нужд с целью строительства сетей водопровода. Вышеуказанное постановление направлялось сособственникам земельного участка адрес обезличен дата обезличена и дата обезличена
Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области дата обезличена проведена государственная регистрация ограничения на земельный участок, площадью 544 кв.м. расположенного в границах участка, адрес ориентира: адрес обезличен; кадастровый номер номер обезличен.
Постановлением администрации г. Пензы дата обезличена номер обезличен были внесены изменения в вышеуказанное постановление, в которое включены пункты, касающиеся изъятия наряду с земельным участком жилого дома, расположенного на нем, путем выкупа.
Также в судебном заседании установлено, что решением Пензенской городской Думы номер обезличен от дата обезличена была утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» на 2007 – 2009 годы.
Постановлением администрации г. Пензы номер обезличен от дата обезличена ООО «Горводоканал» и ЗАО «П.» разрешена разработка проектной документации на реконструкцию и строительство муниципальных сетей центральной части города согласно утвержденным инвестиционным программам на 2007 – 2009 годы.
Срок действия указанной инвестиционной программы истек, в связи с чем решением Пензенской городской Думы от дата обезличена номер обезличен утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» по развитию, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Пензы на 2010-2014 годы согласно приложению.
Данным решением на администрацию г.Пензы возложена обязанность по разработке механизма контроля за реализацией данной инвестиционной программы и предусмотреть в договоре, определяющем условия реализации инвестиционной программы, право муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, построенные за счет тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.
Целью программы является обеспечение устойчивого функционирования и развития систем водоснабжения г.Пензы.
Задачи программы:
- повышение надежности работы систем водоснабжения и канализации в соответствии с нормативными требованиями;
-обеспечение инженерными коммуникациями новых строительных площадок в соответствии с Генеральным планом развития города Пензы;
- обеспечение сбалансированности работы систем водоснабжения и водоотведения;
- повышение эффективности деятельности предприятия.
Согласно приложению к данной программе запланировано строительство магистральных водопроводных сетей к перспективным площадкам номер обезличен, комплекс административных зданий и жилые дома в границах адрес обезличен («данные изъяты») 15-ти этажный жилой дом адрес обезличен ООО «С.» d 400 мм L=450 м., от НСВ «К.».
Земельный участок адрес обезличен, площадью 544 кв.м, располагается на пересечении адрес обезличен, в пределах поперечного профиля указанных улиц и красных линий застройки, согласно исследованной в судебном заседании схемы транспорта и организации улично-дорожной сети.
Согласно проектной документации «Строительство системы инженерных коммуникаций на территории ограниченной улицами адрес обезличен» (водоснабжение), разработанной «ООО В.», по земельному участку адрес обезличен планируется прокладка трубопровода диаметром 400 мм, для транспортирования хозяйственно-питьевой воды и для противопожарных целей.
Выбор места прохождения трассы инженерных коммуникаций определяется заданием на проектирование, в котором имеются требования к технологии и архитектурно-строительным решениям проектируемого объекта, разработка которых осуществляется на основании сложившейся градостроительной ситуации, генерального плана города, дальнейшего рационального подключения пользователей к инженерным системам. Также при разработке проектной документации руководствовались рядом требований, приведенных в соответствующих разделах строительных норм и правил.
Указанная проектная документация была предметом исследования Управления государственной экспертизы по Пензенской области. Дано положительное заключение государственной экспертизы номер обезличен от дата обезличена, согласно которому проектная документация соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий, которые также соответствуют требованиям нормативных технических документов.
Проект планировки территории, ограниченной адрес обезличен был утвержден постановлением администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен.
В проекте планировки указанной территории также предусмотрено водоснабжение застройки проектируемой территории, ограниченной названными улицами, от городского напорного водопровода, идущего от НСВ «К.», с точками подключения к проектируемому водопроводу адрес обезличен.
В рамках рассмотрения настоящего дела определением Ленинского районного суда г.Пензы от дата обезличена назначалась строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту АНО «Н.» М.А. На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1) Является ли исключительным вариант строительства системы инженерных коммуникаций на территории, ограниченной адрес обезличен (водоснабжения), представленный в проектной документации, разработанной «ООО В.», затрагивающий участок адрес обезличен, с учетом сложившейся градостроительной ситуации, генерального плана г. Пензы, дальнейшего рационального подключения пользователей к системе водопровода, а также существующих технологических коридоров?
2) Возможны ли иные варианты строительства системы водоснабжения без использования земельного участка адрес обезличен с учетом сложившейся градостроительной ситуации, генерального плана г. Пензы, дальнейшего рационального подключения пользователей к системе водопровода, а также существующих технологических коридоров? Если возможно, то какие схематические варианты его проведения?
Согласно выводам эксперта М.А. (заключение номер обезличен от дата обезличена) вариант строительства системы инженерных коммуникаций на территории, ограниченной улицами адрес обезличен (водоснабжения), представленный в проектной документации, разработанной ООО «В.», затрагивающий участок адрес обезличен, с учетом сложившейся градостроительной ситуации, генерального плана г.Пензы, дальнейшего радиационного подключения пользователей к системе водопровода, а также существующих технологических коридоров является исключительным, в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84* [3] и СНиП 2.07.01-89*[4]. Варианты строительства системы водоснабжения без использования земельного участка адрес обезличен с учетом сложившейся градостроительной ситуации, генерального плана г.Пензы, дальнейшего рационального подключения пользователей к системе водопровода, а также существующих технологических коридоров, в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84* [3] и СНиП 2.07.01-89*[4] отсутствуют.
Допрошенный в судебном заседании эксперт М.А. составленное им заключение номер обезличен от дата обезличена поддержал. Пояснил, что при проведении экспертизы им была исследована вся проектная документация, схемы, исходно-разрешительная документация. Вариант строительства системы инженерных коммуникаций на территории, ограниченной ул. адрес обезличен (водоснабжения), представленный в проектной документации, разработанной «ООО В.», затрагивающий участок адрес обезличен, является экономически выгодным, поскольку протяженность коммуникаций в данном случае наименьшая, что также приведет к сокращению расходов материальных ресурсов, трудозатрат, электроэнергии и топлива. Согласно п. 7.20* СНиП 2.07.01-89* (4) инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог: под тротуарами или разделительными полосами. СНип 2.04.02-84* (3) п.1.1. предусматривает, что водоснабжение объектов надлежит планировать на основе утвержденных схем развития, генеральных планов городов. П.1.4 устанавливает, что оптимальный вариант определяется наименьшей величиной приведенных затрат с учетом сокращения расходов материальных ресурсов, трудозатрат, электроэнергии и топлива. Проведенный анализ проектной документации, планировки и застройки исследуемой территории позволил сделать вывод, что основой выбора месторасположения трассы проектируемого водопровода являлся охват всех потребителей водопроводными линиями –жилые и общественные здания, располагаемые адрес обезличен, с учетом изношенности существующих коммуникаций. Эксперт указал, что направление трассы водопровода обусловлено заданием на проектирование, увязанным с генеральным планом города Пензы, планировкой территории, расположение улиц и проездов, поскольку планируется размещение водопровода в пределах поперечных профилей улиц и дорог, местами расположения на генеральном плане наиболее крупных потребителей – многоквартирных жилых зданий, общественных зданий регионального и местного значения, наличием технологических коридоров, которые в дальнейшем не будут застраиваться, располагаемых.
По заказу Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г.Пензы МУП «У.» составлен отчет об оценке номер обезличен от дата обезличена, согласно которому выкупная (оценочная) стоимость жилого дома и земельного участка адрес обезличен составляет 8338 819 руб., рыночная стоимость объектов недвижимости – 8 290 000 руб.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом главой администрации г.Пензы, предстоящее изъятие земельного участка и жилого дома путем выкупа в соответствии со ст.49 ЗК РФ осуществляется в исключительном случае, связанным с размещением объекта муниципального значения водопровода, при отсутствии других вариантов возможного размещения этого объекта - объекта водоснабжения муниципального значения, следовательно, оснований для признаний незаконным постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» не имеется.
Доводы заявителя и его представителя о том, что указанными ненормативными актами нарушено право собственности заявителей на земельный участок и объекты недвижимости, которые расположены на нем, также необоснованны по следующим основаниям.
Суд считает, что защита права собственности заявителей в данном случае будет осуществляться согласно ст. 55 ЗК РФ путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд на основании соглашения о выкупе земельного участка.
Пунктом 3.4 оспариваемого постановления предусмотрено направление заявителям соглашения о выкупе земельного участка и объектов недвижимости. Как было указано выше, отчет об оценке составлен и определена выкупная стоимость в размере 8338819 руб.
В соответствии со ст. 281 ГК РФ:
1. Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
2. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
3. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно ст. 282 ГК РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Кроме того, согласно ч.3 ст.279 ГК РФ собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии, выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
При таких обстоятельствах суд считает, что права заявителей как собственников недвижимости не нарушены.
Суд также не принимает во внимание доводы Дулина П.А. и его представителя о том, что на основании постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен произведена государственная регистрация прав на земельный участок, принадлежащий заявителям, так как согласно копии уведомления о проведенной регистрации ограничения(обременения) права УФРС по Пензенской области от дата обезличена произведена государственная регистрация ограничения на земельный участок площадью 544 кв.м, которая представляет собой, предусмотренную ч. 4 ст.279 ГК РФ государственную регистрацию постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, и не ограничивает заявителей во владении, пользовании и распоряжении принадлежащим им имуществом по своему усмотрению.
Доводы представителя Дулина П.А. – Иконникова А.А. о том, что не было получено предварительное согласование по размещению объектов строительства, изъятие проведено на основании постановления, прекратившего свое действие, цели изъятия не относятся к муниципальным нуждам, поскольку планируется строительство «Новой площади», а конкретно на пересечении улиц Бакунина и Толстого будет построен объект культурно-социального назначения – киноконцертный зал на 1500 мест являются несостоятельными и не могут служить основанием для признания незаконным постановления. Оспариваемое постановление было принято на основании действующего постановления администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен, на сегодняшний день решением Пензенской городской Думы от дата обезличена номер обезличен утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» по развитию, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г. Пензы на 2010-2014 годы.
Факт изъятия земельного участка и жилого дома в муниципальных нуждах для строительства сетей водопровода муниципального значения нашел подтверждение в судебном заседании. Отсутствие других вариантов возможного размещения этого объекта, как это предусмотрено ст. 49 ЗК РФ, установлен заключением экспертизы, не доверять которому у суда не имеется оснований. Эксперт М.А. предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, имеет высшее образование, квалификацию инженера-строителя по специальности «Городское строительство и хозяйство», квалификацию судебного эксперта по специальности «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», стаж работы по экспертной специальности с 2004 года.
В ходе судебного заседания Дулин П.А. и его представитель в обоснование заявленных требований пояснили, что никакого водопровода строиться не будет, а планируется возведение новой площади для г.Пензы.
Факт планировки и строительства в дальнейшем территории «данные изъяты», ограниченной адрес обезличен не свидетельствует о том, что не будет произведено строительство сетей водопровода, поскольку проектная документация разработана и прошла государственную экспертизу, в соответствии с которой водопроводные сети проходят, в том числе, по земельному участку адрес обезличен. Доводы о том, что именно на земельном участке заявителей будет построен киноконцертный зал не нашел своего подтверждения, поскольку отсутствует детальная планировка строительства названного культурно-социального объекта и имеется только ориентировочная привязка к местности.
Доводы Дулина П.А. и его представителя о том, что срок действия инвестиционной программы ООО «Горводоканал» на 2007-2009 годы, утвержденной решением Пензенской городской Думы от дата обезличена номер обезличен в настоящее время истек также не могут служить основанием для удовлетворения заявления, так как оспариваемое постановление принималось в 2009 году. Кроме того, решением Пензенской городской Думы от дата обезличена номер обезличен утверждена инвестиционная программа ООО «Горводоканал» по развитию, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения г.Пензы на 2010-2014 годы.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что заявление Дулина П.А., Колесниковой Л.Н., Симкиной Ю.Ю. к администрации г.Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» и понуждении к прекращению действий по изъятию земельного участка площадью 544 кв.м по адресу: адрес обезличен является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Дулину П.А., Колесниковой Л.Н., Симкиной Ю.Ю. в удовлетворении заявления к администрации г.Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от дата обезличена номер обезличен «Об изъятии земельного участка адрес обезличен для муниципальных нужд с целью строительства водопровода» в редакции постановления от дата обезличена номер обезличен и понуждении к прекращению действий по изъятию земельного участка площадью 544 кв.м по адресу: адрес обезличен отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Пензы, начиная с 15 декабря 2010 года.
Судья Н.В.Белоглазова