Дело № 2-3873/2010 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 23 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3873/2010 по иску Качкуркиной И.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Качкуркина И.А. обратилась в суд с названным иском, указав, что с Дата она работает в системе народного образования. На Дата она проработала в народном образовании более 25 лет, тем самым получила право на пенсию, установленную подп.19 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Дата ею было написано заявление в УПФР (ГУ) по г.Пензе. Дата она получила протокол, в котором ей сообщалось, что комиссией УПФР (ГУ) по г.Пензе (протокол Номер от Дата ) не засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения пенсии периоды работы: с Дата по Дата - отпуск по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет во время работы в МОУ СОШ Номер г.Пензы, с Дата по Дата - в должности педагога-организатора и одновременно работа в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ Номер г.Пензы. С решением УПФР (ГУ) по г.Пензе она не согласна. При вынесении решения комиссией по назначению пенсий о невключении в ее специальный стаж периодов отпусков по уходу за ребенком не были учтены рекомендации Пленума ВС РФ в Постановлении №25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в п. 15 которого разъяснено, что при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543 -1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, она, осуществляя с Дата педагогическую деятельность в учреждениях образования, находилась в отпуске по уходу за ребенком до выхода разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года, следовательно, названный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии. По документам, имеющимся в МОУ СОШ Номер г.Пензы, она находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Однако, ее ребенку на тот момент было 1,5 года. Ею собственноручно было написано заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет. Ее вины в том, что неверно были оформлены документы администрацией МОУ СОШ Номер г.Пензы на предоставление отпуска по уходу за ребенком нет. Считала, что она имеет право на включение периода отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж в полном объеме. Работа в должности педагога-организатора с Дата по Дата в МОУ СОШ Номер г.Пензы также должна быть засчитана в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, поскольку в указанный период она фактически выполняла должностные обязанности: организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в МОУ СОШ Номер г.Пензы. Данные обязанности были указаны в ее должностной инструкции педагога-организатора и заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и педагога-организатора Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 внесены в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

По указанным основаниям Качкуркина И.А. просила суд: 1) признать решение комиссии по назначению пенсии Номер от Дата незаконным и обязать УПФР (ГУ) по г.Пензе засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды времени: в должности педагога-организатора и одновременно работа в должности учителя русского языка и литературы в МОУ СОШ Номер г.Пензы с Дата по Дата , нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с Дата по Дата ; 2) назначить ей пенсию с Дата .

В судебном заседании истица Качкуркина И.А. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ Номер г. Пензы с Дата по Дата .

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Качкуркина И.А. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Качкуркиной И.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы период ее работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ Номер г. Пензы с Дата по Дата , т.к. данная должность не предусмотрена Списками должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 29 октября 2002 года № 781. Работа в качестве учителя русского языка и литературы в указанный период времени на неполную ставку (12 часов/0,66 ставки) не может быть засчитана в льготный стаж, т.к. согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, с 01 сентября 2000 года предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы только при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 23 года 10 месяцев 21 день.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1.1 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должностях учителя и заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований.

В соответствии с подп. «б» п. 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Качкуркина И.А. в период работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ Номер г. Пензы выполняла функциональные обязанности, тождественные тем, которые выполняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, поименованный в вышеназванном Списке.

Более того, как следует из материалов дела, истица в спорный период времени совмещала работу в должности заместителя директора по УВР с работой в должности учителя русского языка и литературы.

Указанные обстоятельства подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели, работавшие с истицей в спорный период времени в СОШ Номер г. Пензы.

Так, свидетель К.Т. пояснила суду, что она работает вместе с истицей в СОШ Номер г. Пензы. Она (К.Т.) работает в данной школе с Дата заместителем директора по воспитательной работе. С Дата по настоящее время, в том числе в Дата , истица постоянно выполняла функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Она занималась аттестацией учителей, организовывала проведение единого государственного экзамена, проводила методическую работу с учителями, организовывала олимпиады и конференции в школе. Функции педагога-организатора выполнялись другим лицом - З.О., которая находилась в ее (К.Т.) подчинении. Кроме того, истица выполняла функции учителя русского языка и литературы и имела учебную нагрузку. По какой причине должность истицы в Дата учебных годах была указана как педагог-организатор, ей неизвестно.

Согласно показаниям свидетеля С.Е., она работает вместе с истицей в СОШ Номер г. Пензы. Она (С.Е.) работает в данной школе около 25 лет учителем математики. Истица раньше работала учителем русского языка и литературы, а с Дата она была переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, после чего всегда выполняла обязанности по данной должности по настоящее время. В ее обязанности как заместителя директора входит: составление расписаний, проведение педсоветов, координация сдачи и проведения экзаменов, в том числе единого государственного экзамена, осуществление контроля за всем учебным процессом в школе. Кроме того, истица в качестве учителя проводила уроки по русскому языку и литературе и имела учебную нагрузку.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются копиями их трудовых книжек, имеющейся в материалах дела выпиской из тарификационных листов МОУ СОШ Номер г. Пензы от Дата Номер о педагогической нагрузке Качкуркиной И.А., а также копиями плана мероприятий по подготовке и проведению ЕГЭ в МОУ СОШ Номер г. Пензы на Дата учебный год, аналитической справки о проверке классных журналов 5-11 классов от Дата , в которых должность истицы указана как заместитель директора по УВР.

С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность выполняемых истицей функций с должностью заместителя директора по учебно-воспитательной работе, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Качкуркиной И.А. в должности педагога-организатора в МОУ СОШ Номер г. Пензы с Дата по Дата подлежит зачету в ее специальный стаж.

Формальное несоответствие наименования должности истицы, с наименованием должности, поименованной в вышеназванном Списке должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации Качкуркиной И.А. права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

При этом, суд исходит из того, что ограничение права Качкуркиной И.А. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку стаж работы Качкуркиной И.А. с учетом оспариваемого ответчиком периода, по состоянию на Дата составил 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с указанной даты, то есть с Дата (даты образования права).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Качкуркиной И.А. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Качкуркиной И.А. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности педагога-организатора в МОУ СОШ Номер г. Пензы с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 28 декабря 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко