Дело №2-4049/2010 Решение о признании незаконным действие (решение) об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жиля в рамках программы `Обеспечение жильем молодых семей` федеральной целевой программы `Жилище`.



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Пензы в составепредседательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. к Социальному управлению г.Пензы, Департаменту градостроительства Пензенской области о признании незаконным действие (решение) Социального Управления г. Пензы об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, понуждении к выдаче свидетельства о праве на получение в 2010 году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Белоусов С.Н., Белоусова Н.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. обратились в суд с названным иском, указав, что 25. 10.2006 года их семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., они имели право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках указанной подпрограммы. Как им пояснили в 2008 году в отделе реализации целевых программ, в отсутствии надлежащего финансирования выдача указанных выплат молодым семьям будет производиться в порядке очередности, однако они могут самостоятельно найти и приобрести жилье (в том числе с помощью кредита на приобретение недвижимости ), это даже приветствуется, а затем, когда подойдет их очередь, им обязательно выдадут полагающуюся субсидию, чтобы они могли компенсировать свои затраты. В январе 2009 года они нашли вариант приобретения жилья, у них имелись свои собственные средства, они взяли на работе займ, а на недостающую сумму вынуждены были взять кредит. Они обратились в банк участник - программы (АК Сберегательный банк РФ). При этом в нем было два варианта жилищного кредита - ипотечный и кредит на приобретение недвижимости. И в банке, и в отделе реализации целевых программ им сказали, что оба кредитных договора равнозначны (т.к. оба они на приобретение недвижимости), в праве получения потом социальной выплаты. Им также не было ни какой разницы, какой договор заключать, так как, процентная станка по ним была одинаковой. Таким образом ими был заключен кредитный договор на недвижимость Номер обезличен oт Дата обезличена Дата обезличена заключен договор купли-продажи квартиры, которую они приобрели на свою семью 3-х человек; кредитный договор и документы па приобретенную квартиру были сданы в отдел реализации целевых программ, написано заявление об изменении места жительства в связи с приобретением квартиры, никаких замечаний оттуда не было.

В сентябре 2009 г. Социальным управлением г. Пензы почтовой рассылкой на бывшее место проживания им было отправлено уведомление, что они в списках на получение социальной выплаты в 2010 голу под - №40, однако в июне 2010 года в устном разговоре в отделе реализации целевых пpoграмм сообщили, что социальная выплата им не будет выдана, они исключаются из списков участников подпрограммы, т.к. они жилье приобрели, а по их кредитному договору невозможно погасить остаток суммы и проценты социальной выплатой, так как он не ипотечный, а на недвижимость. В ответ на претензию относительно разъяснений им в 2009 г. о том, что их кредитный договор подлежит покрытию социальной выплатой, сказали, что они не могли им такое говорить. Однако и в Сберегательном банке, а затем в Департаменте градостроительства Пензенской области им подтвердили, что им не могут отказать в выдаче социальной выплаты. В ответ на требования предоставить письменный отказ в выдаче социальной выплаты, им неоднократно отказывали, поясняя, что пока официально они стоят и списке на получение социальной выплаты, официально решение об отказе будет выдано позднее (т.е. фактически уже после формирования окончательного списка молодых семей получение социальной выплаты, вследствие чего в этом году денежные средства они уже не смогли бы получить); такой ответ фактически получен на письменное обращение в Социальное управление г. Пензы. Приобретая квартиру, находясь при этом в очереди на получение социальной выплаты как молодая семья, включая договор на приобретение недвижимости и договор займа, они в силу выше указанных причин, закона и разъяснений должностных лиц, рассчитывали на получение социальной выплаты, размер которой на 2010 год с учетом их семьи на 3-х человек составляет 567 000 рублей. В Социальном управлении находились справки об остатке займа по договору целевого беспроцентного займа Номер обезличен от Дата обезличена па сумму 195 000 руб. и об остатке основного долга по кредитному договору Номер обезличен от Дата обезличена на сумму 581 389. 72 руб. и начисленные проценты в сумме 582,82 руб. Однако Дата обезличена им выдано свидетельство о получении социальной выплаты только на сумму 195 000 рублей, то есть в погашение остатка займа по договору целевого беспроцентного займа Номер обезличен от Дата обезличена, а в представлении социальной выплаты на сумму 372 000 рублей (561 000-195 000) им отказано, со ссылкой на то, что согласно условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 гг.» социальная выплата может быть использована молодой семьей на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам. Таким образом, фактически Социальным управлением г. Пензы было вынесено решение об отказе в предоставлении им социальной выплаты в размере 372 000 рублей. Считают вышеуказанное решение (действие) Социального управления подлежащим как не основанное на законе, нарушающее их права

Просят признать незаконным действие (решение) Социального Управления г. Пензы об отказе в предоставлении им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 372000 рублей, обязать Социальное управление г. Пензы выдать им свидетельство о праве на получение в 2010 г. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья дополнительно на сумму 372000 рублей в течение 10-ти рабочих дней.

Истцы Белоусов С.Н., Белоусова Н.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. поддержали исковые требования, в обоснование ссылался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился.

Представитель ответчика Социального управления г. Пензы в судебное заседание не явился.

Суд, с согласия истцов, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной выше подпрограммы Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 139-12/4 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 928-44/4), согласно которой участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);

в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Применительно к условиям настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);

б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;

в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);

г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;

д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;

е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

В соответствии со п. 18 вышеуказанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:

а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании установлено, Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. состоят в браке с Дата обезличена и имеют сына Белоусова Н.С., Дата обезличена года рождения.

Дата обезличена семья Белоусовых была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Постановлением главы администрации г. Пензы от Дата обезличена Номер обезличен «О признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» семья Белоусовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Полагая, что могут самостоятельно выбрать и приобрести жилье, в том числе и с помощью кредита на приобретение недвижимости, а в последствие, когда подойдет их очередь, получить полагающуюся им субсидию на приобретение жилья в рамках указанной выше программы, Дата обезличена Белоусова Н.В., как работник ОАО «Пензхиммаш» заключила договор Номер обезличен целевого беспроцентного займа на 300000 рублей.

Дата обезличена Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. заключили со Сберегательным банком РФ кредитный договор Номер обезличен от Дата обезличена на покупку недвижимости, квартиры расположенной по адресу: Адрес обезличен на сумму 650000 рублей.

Дата обезличена Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. заключили договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: Адрес обезличен. Указанная квартира приобретена Белоусовыми за 1700000 рублей.

Дата обезличена Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области на имя Белоусова С.Н., Белоусову Н.В. и Белоусова Н.С. выданы свидетельства о государственной регистрации права на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес обезличен

Копию кредитного договора и документы па приобретенную квартиру были сданы Белоусовыми в отдел реализации целевых программ. Также ими написано заявление об изменении места жительства в связи с приобретением квартиры.

Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата обезличена Номер обезличен утвержден список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программ «Жилище» на 2002 – 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010 году по городу Пензе на 1105 семей.

Семья Белоусовых была включена в данный список согласно дате подачи заявления Дата обезличена на участие в данной подпрограмме под №40, о чем была уведомлена письменно.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела, и обозревавшимся в ходе судебного заседания материалами учетного дела.

Также в соответствии с п. 44 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв, постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285) молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами. Социальная выплата может быть направлена только на погашение основной суммы долга по кредитному договору Номер обезличен целевого беспроцентного займа от Дата обезличена, направить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору Номер обезличен от Дата обезличена не представляется возможным, так как данный кредит не ипотечный.

Согласно ст. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.

Распорядитель счета представляет в банк кредитный договор (договор займа), договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения, договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома (далее - документы на строительство).

В случае использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в банк также представляется свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство), а также справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом). При этом размер социальной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

Согласно Порядку формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, утвержденному приказом Департамента градостроительства Пензенской области от 19 июня 2008 год № 86/ОД «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году» орган местного самоуправления на основании решений о признании молодых семей участницами подпрограммы, на основании норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета муниципальной образования на планируемый год, формирует список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную; выплату в планируемом году.

Согласно справки Пензенского отделения Номер обезличен Сбербанка России от Дата обезличена, остаток основного долга по кредитному договору Номер обезличен от Дата обезличена на Дата обезличена составляет 581389, 72 руб., начисленные проценты на Дата обезличена составляют 5829,82 руб.

Согласно справки Пензенского завода «Пензхиммаш» от Дата обезличена, остаток займа на Дата обезличена по договору целевого беспроцентного займа Номер обезличен от Дата обезличена у Белоусовой Н.В. составляет 195000 рублей.

Дата обезличена Департаментом градостроительства Пензенской области семье Белоусовых с составом три человека – Белоусов С.Н., Белоусова Н.В. и Белоусов Н.С., выдан жилищный сертификат на сумму 195000 рублей на приобретение жилья (в том числе на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса), создание объекта индивидуального жилищного строительства. Сертификат действителен до Дата обезличена.

В сообщении Социального управления г. Пензы от Дата обезличена на обращение Белоусовой Н.В., указывается, что в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы социальная выплата может быть использована молодой семьей на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого лома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство и индивидуального жилого дома.

Согласно сообщению Пензенского отделения N8624 Дата обезличена Сбербанка России, рассмотрев обращение Белоусовой Н.В., указывает, что в соответствии с нормативными документами Сбербанка России на приобретение, строительство, реконструкцию и ремонт объектов недвижимости банк предоставляет физическим лицам «Жилищные кредиты». Наименование «Жилищный кредит» является обобщающим и включает в себя следующие кредитные программы: «Кредит на недвижимость» - программа кредитования под различные виды обеспечения, предусмотренные нормативными документами банка, зa исключением залога кредитуемого объекта недвижимости; «Ипотечный кредит» - программа кредитования под залог кредитуемого объекта недвижимости; кредит «Ипотечный+» выделяется в составе «Ипотечного кредита» и выдается на цели строительства/приобретения объекта недвижимости, строящегося/построенного с участием кредитных средств банка.

При предоставлении «Жилищных кредитов» по условиям кредитования банка свидетельство на предоставление социальной выплаты принимается в качестве подтверждения наличия собственных средств у заемщика. Выдача кредита осуществляется до перечислении продавцу денежных средств социальной выплаты.

Учитывая, что социальная выплата может быть использована не только на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам, суд считает, что требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 232-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. удовлетворить.

Обязать Социальное управление г.Пензы и Департамент градостроительства Пензенской области выдать семье Белоусовых в составе Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В., Белоусова Н.С., являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями данной целевой программы свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение(строительство) жилья дополнительно на сумму 372000 рублей.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья