Дело №2-3945/2010 о понуждении к устранению нарушений пенсионных прав



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 27 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3945/2010 по иску Остроухова А.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о понуждении к устранению нарушений пенсионных прав, установлению пенсии с 01 апреля 1992 года исходя из покупательной способности пенсии, назначенной в марте 1990 года, и выплате недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Остроухов А.В. обратился в суд с названным иском, указав, что в марте 1990 года ему была назначена пенсия в размере 132 руб. С 01 января 1992 года пенсия выплачивается по нормам Закона №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». Объем товаров и услуг, которые он мог приобрести на пенсию в размере 132 руб., в разы превышает объем товаров и услуг, которые возможно приобрести за получаемую с 01 января 1992 года по настоящее время пенсию. Так, с марта 1990 года по март 2009 года квартплата с 19 руб. изменилась до 2193 руб., а пенсия со 132 руб. изменилась до 5172 руб. За 132 руб. в 1990 году можно было оплатить коммунальные услуги за 7 месяцев. За 2193 руб. в 2009 году можно оплатить коммунальные услуги за 2,4 месяца. Таким образом, с момента введения в действие Закона №340-1 он получает часть положенной по закону пенсии. Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области письмом от 12 ноября 2007 года №23/6427 ответило отказом на его заявление о перерасчете размера пенсии по нормам ст. 133 вышеуказанного Закона. Считал, что доводы ответчика, изложенные в письме, не являются основанием для отказа в перерасчете пенсии. В частности, вывод ответчика о том, что покупательная способность пенсии не могла являться основополагающей при определении ее размера, поскольку не предусматривалась пенсионным законодательством как норма, противоречит понятию о пенсии. Согласно толковому словарю, пенсия - это денежное обеспечение, получаемое из общественных фондов в старости; обеспечение - деньги, материальные средства к жизни, предоставляемые кому-либо с целью обеспечить его существование. Таким образом, размер пенсии - это денежное обеспечение материальных средств к жизни. На пенсию можно приобрести определенный объем материальных средств (пища, одежда, жилище и т.д.) к жизни, а это и является покупательной способностью пенсии, которая является основополагающей при начислении размера пенсии. Другого толкования пенсии не существует. В преамбуле к Закону № 340-1 указано, что настоящий закон устанавливает единую систему республиканских пенсий в РСФСР, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышение его по мере роста благосостояния трудящихся. Стоимость денег величина переменная, поэтому стабильность пенсионного обеспечения возможна только при условии, что покупательная способность пенсии в любой период времени будет равна или больше покупательной способности ранее назначенной пенсии. Кроме того, ответчик в названном письме указал, что в 1991 году размер его пенсии составлял 137 руб. С 01 января 1992 года минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 342 руб., соответственно и минимальный размер пенсии составил указанную сумму. В этой связи и его пенсия была увеличена до 342 руб., т.е. в соответствии с нормами ст. 133 Закона РФ от 20 ноября 1990 года. С данным выводом ответчика он также не согласен, поскольку считал, что если ранее назначенная пенсия меньше пенсии по нормам Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года, пенсия назначается по ст. 131, а не по ст. 133 этого Закона. Кроме того, 342 руб. в январе 1992 года больше 137 руб. в декабре 1991 года, но меньше 132 руб. в марте 1990 года. Статья 133 Закона требует сохранить ему пенсионное обеспечение, равное пенсионному обеспечению в марте 1990 года. Считал, что именно методика сравнения размеров пенсий по их денежным формам, а не по покупательной способности исходит от Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, что дает право предъявить к этому органу иск о нарушении его пенсионных прав.

По указанным основаниям Остроухов А.В. просил суд: 1) установить, что размер пенсии это не сумма ежемесячной выплаты в рублях, а покупательная способность этой суммы; 2) признать, что покупательная способность пенсии, назначенной в марте 1990 года больше покупательной способности любой пенсии, выплачиваемой с 01 января 1992 года; 3) обязать ответчика устранить последствия нарушения пенсионными органами норм ст. 133 Закона 340-1: с 01 апреля 1992 года установить пенсию, покупательная способность которой должна быть не ниже покупательной способности назначенной в марте 1990 года пенсии размером 132 руб., неполученные за период с 01 апреля 1992 года по настоящее время суммы пенсии выплатить.

В судебном заседании истец Остроухов А.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в письменных объяснениях от 27 декабря 2010 года, приобщенных к материалам дела. Считал, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, т.к. по указанию данного пенсионного органа ему отказывают в перерасчете пенсии исходя из уровня ее покупательской способности.

Представители ответчика - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области - Герасимова А.А. и Сараева Н.В., действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями Остроухова А.В. не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 16 декабря 2010 года, представленном в материалы дела, считали, что законом не предусмотрено исчисление и перерасчет пенсии исходя уровня ее покупательской способности, как того требует истец. Кроме того, считали, что Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области является ненадлежащим ответчиком, т.к. в его полномочия не входят функции по назначению, перерасчету и выплате пенсий.

Представитель третьего лица - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области - Васякина Г.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска Остроухова А.В. по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 29 ноября 2010 года (л.д. 13-14).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что с 01 марта 1990 года Остроухову А.В. была назначена пенсия в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» в размере 132 руб.

С 01 января 1991 года размер пенсии Остроухову А.В. был увеличен до 137 руб.

В соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии Остроухову А.В. был увеличен и составил на 01 января 1992 года - 406, 98 руб., а с 01 мая 1992 года - 2142 руб.

Впоследствии пенсионным органом неоднократно производилась индексация размера пенсии Остроухова А.В. и ее перерасчет, в том числе, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенным в действие с 01 января 2002 года. При этом, общий размер пенсии истца на 01 июля 2010 года составил 11849,92 руб.

В настоящее время расчет и выплата трудовой пенсии Остроухову А.В. производится территориальным пенсионным органом по месту его жительства - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области.

Указанные обстоятельства, подтверждаются объяснениями сторон, имеющимися в деле документами, а также материалами пенсионного дела Остроухова А.В.

Как следует из обстоятельств дела, Остроухов А.В. не согласен с вышеуказанным расчетом его пенсии по тем основаниям, что при введении в действие Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установленный ему размер пенсии должен был соответствовать уровню покупательной способности пенсии, ранее назначенной ему с 01 марта 1990 года, что не было обеспечено пенсионным органом.

Однако, суд считает данную позицию истца не основанной на законе, исходя из следующего.

В соответствии с преамбулой к Закону РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» настоящий Закон устанавливает единую систему республиканских государственных пенсий в Российской Федерации, обеспечивает стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается труд и его результаты.

Положениями ст. 7 данного Закона предусматривалось исчисление и увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

При этом, индивидуальный коэффициент пенсионера определялся путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливалось путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.

При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывалось в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.

Увеличение назначенных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране должно было проводиться четыре раза в год - с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября.

Для увеличения пенсии индивидуальный коэффициент пенсионера применялся к среднемесячной заработной плате в стране за период с 1 января по 31 марта, если увеличение производится с 1 мая; с 1 апреля по 30 июня, если увеличение производится с 1 августа; с 1 июля по 30 сентября, если увеличение производится с 1 ноября; с 1 октября по 31 декабря предшествующего года, если увеличение производится с 1 февраля следующего года.

При этом, среднемесячная заработная плата в стране за указанные периоды, должна была утверждаться Правительством Российской Федерации по представлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября соответствующего года.

В тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигал размера, предусмотренного другими нормами Закона, пенсионер вправе был выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

Увеличение пенсий, исчисленных по нормам Закона без применения индивидуального коэффициента, производилось в сроки, предусмотренные пунктом "в" настоящей статьи, путем индексации в соответствии с ростом среднемесячной заработной платы в стране.

В соответствии со ст. 16 данного Закона пенсия устанавливалась в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и, сверх того, один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона).

При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производилось также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии.

Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не мог превышать 75 процентов заработка.

Согласно ст. 130 данного Закона настоящий Закон вводится в действие: в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) - с 1 марта 1991 года; в остальной части - с 1 января 1992 года, при этом до 1 мая 1992 года пенсии выплачиваются в сумме не выше минимального размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 17 Закона, не считая надбавок к ним.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ гражданам, имеющим по условиям и нормам настоящего Закона право на более высокую пенсию, пенсия назначается (пересчитывается) в соответствии с Законом.

Перерасчет пенсии производится по документам, имеющимся в пенсионном деле, исходя из того заработка, из которого исчислена пенсия. Порядок увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда устанавливается Законом.

Если ко времени перерасчета представлены дополнительные документы, в частности о заработке, отвечающие требованиям Закона, то перерасчет пенсии производится с учетом таких документов.

В соответствии со ст. 133 данного Закона гражданам, которым пенсия назначена до введения в действие настоящего Закона, не имеющим по условиям и нормам Закона права на более высокую пенсию, она сохраняется в ранее установленном размере, но не ниже минимального размера пенсии по старости, установленного настоящим Законом.

Из вышеприведенных норм Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» можно установить, что данный закон не устанавливал механизма исчисления, сохранения и увеличения пенсий исходя из покупательной способности ранее установленной пенсии или заработка, принятого для исчисления пенсии, путем их сопоставления с уровнем потребительских цен (как того требует истец). Данные обязанности не возлагались законом на пенсионные органы. Размер пенсий в соответствии с данным Законом определялся исходя из денежного выражения заработка пенсионера, продолжительности его стажа, уровня увеличения среднемесячной заработной платы в стране, которая утверждалась Правительством Российской Федерации.

Последующее нормативное регулирование, установленное с 01 января 2002 года Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» также не предусматривает механизма установления или сохранения размера пенсии с учетом ее прежней покупательной способности, равно как не устанавливает обязанности пенсионных органов самостоятельно определять уровень покупательной способности пенсии применительно к каждому пенсионеру и увеличивать ее размер путем ее сопоставления с уровнем потребительских цен.

Индексация трудовых пенсий осуществляется в порядке, установленном ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», с учетом коэффициентов индексации размера страховой части трудовой пенсии, определяемых исходя из уровня роста цен за соответствующий период; годового индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и индекса роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, которые устанавливаются Правительством РФ.

Как следует из обстоятельств дела, при введении в действие Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» истцу была установлена пенсия в размере 406,98 руб. - с 01 января 1992 года, и в размере 2142 руб. - с 01 мая 1992 года, т.е. в денежном выражении в большем размере, чем он получал ранее (137 руб.); впоследствии размер пенсии истца неоднократно индексировался, что свидетельствует о соблюдении пенсионным органом вышеприведенных норм Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Правильность индексации пенсии истец при рассмотрении настоящего гражданского дела не оспаривал.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд не может согласиться с доводами Остроухова А.В. о нарушении его пенсионных прав и не находит оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований о понуждении к устранению нарушений пенсионных прав, установлению пенсии с 01 апреля 1992 года исходя из покупательной способности пенсии, назначенной в марте 1990 года, и выплате недополученной пенсии.

При этом, суд учитывает, что содержащиеся в исковом заявлении Остроухова А.В. требования: «установить, что размер пенсии это не сумма ежемесячной выплаты в рублях, а покупательная способность этой суммы», а также «признать, что покупательная способность пенсии, назначенной в марте 1990 года больше покупательной способности любой пенсии, выплачиваемой с 01 января 1992 года» не могут быть расценены судом как требования искового характера, подлежащие разрешению по существу.

Исходя из положений ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 12-14) и федеральными законами.

Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 (часть 2) Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными законами.

Указанные требования сводятся лишь к установлению юридически значимых с точки зрения истца обстоятельств, сами по себе не влекут восстановление прав истца, и не являются предусмотренными законом способами защиты прав.

Кроме того, суд считает, что исковые требования Остроухова А.В. о понуждении к устранению нарушений пенсионных прав, установлению пенсии с 01 апреля 1992 года исходя из покупательной способности пенсии, назначенной в марте 1990 года, и выплате недополученной пенсии, предъявлены им к ненадлежащему ответчику, поскольку в соответствии с Положением о государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда РФ по Пензенской области, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 06 декабря 2000 года № 155 (л.д. 20-22), Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области не предоставлены полномочия по назначению (перерасчету) и выплате пенсий гражданам. Такие функции возложены на территориальные (районные) управления Пенсионного фонда РФ. В данном случае, на Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области (л.д. 16-19).

Данное обстоятельство является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Остроухова А.В.

При этом, суд учитывает, что вступившими в законную силу решениями Зареченского районного суда Пензенской области от Дата и от Дата Остроухову А.В. было отказано в удовлетворении его исковых требований о сохранении ранее установленного размера пенсии и о перерасчете размера трудовой пенсии, предъявленных к надлежащему ответчику - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Заречному Пензенской области по аналогичным основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Остроухова А.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области о понуждении к устранению нарушений пенсионных прав, установлению пенсии с 01 апреля 1992 года исходя из покупательной способности пенсии, назначенной в марте 1990 года, и выплате недополученной пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с Дата .

Судья: А.Н. Овчаренко