Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Ризина Н.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к замене транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Ризин Н.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, в котором просил обязать ответчика произвести замену принадлежащего ему автомобиля либо выплатить единовременную денежную компенсацию взамен данной льготы. В обоснование иска сослался на то, что в октябре 2010 года он обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области по вопросу замены легкового автомобиля марка обезличена, выданного ему согласно приказа Номер обезличен от Дата обезличена, однако ему было отказано в замене данного транспортного средства со ссылкой на отсутствие в бюджете Пензенской области средств на исполнение полномочий, не отнесенных в соответствии с действующим законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации. С данным отказом он не согласен и считает его незаконным.
Истец Ризин Н.М. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Костин В.А. исковые требования уточнил. Просил обязать ответчика произвести истцу замену транспортного средства, предоставленного в 2003 году. В обоснование иска ссылался на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по доверенности Медведкина Г.А. исковые требования не признала, пояснив, что обеспечение инвалидов транспортными средствами являлось обязательством РФ. В соответствии с нормативными актами, регулирующими данный вопрос, транспортными средствами обеспечивались те инвалиды, которые по состоянию на 1.01.2005 года стояли на учете по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты. Истец в 2003 году был обеспечен транспортным средством, после чего был снят с учета и больше на учете по обеспечению транспортным средством не стоял, в связи с чем право на замену транспортного средства не приобрел.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ризин Н.М. является участником Великой Отечественной войны и инвалидом Номер обезличен группы от общего заболевания (л.д.16).
На основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена Министра здравоохранения и социального развития Пензенской области Ризину Н.М. как инвалиду Великой Отечественной войны в безвозмездное временное пользование был представлен легковой автомобиль марка обезличена (л.д. 14,15).
В октябре 2010 года истец обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о замене транспортного средства в связи с истечением срока его эксплуатации, которое оставлено без удовлетворения ( л.д.9).
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 12.01.95 г. № 5-ФЗ«О ветеранах» (действовавшего до 22.08.2004 г.), инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливаются Правительством РФ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.
Пунктом 28 статьи 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.
Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортном по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".
Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.
Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.
В судебном заседании установлено и не отрицалось представителем истца, что по состоянию на 1.01.2005 года истец на учете по обеспечению автомобилем в органах социальной защиты населения не стоял. В связи с обеспечением его транспортным средством в 2003 году, он был снят с учета, а семилетний срок эксплуатации ранее предоставленного ему автомобиля истек только ......2010.
Поскольку Ризин Н.М. по состоянию на 01.01.2005 на учете по обеспечению транспортом как средством реабилитации не состоял, право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло и на Министерство здравоохранения и социального развития РФ не может быть возложена обязанность по замене ранее предоставленного истцу транспортного средства на новое.
Ссылку истца в обоснование заявленных требований на правовую позицию Конституционного Суда РФ, содержащуюся в Определении от 17.07.2007 №624-О-П, нельзя признать правомерной, т.к. толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах постановления Правительства РФ от 14.03.95 гг. № 244, предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3.02.2008 года в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 15. Кроме того, после Определения от 17.07.2007 были изданы Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №670 и Указ Президента РФ от 08.05.2008 №685, которые не предусматривают никакого права на замену автомобиля в связи с истечением срока его эксплуатации.
Таким образом, принятые уже после вынесения вышеуказанного Определения от 17.07.2007 №624-О-П правовые акты норм о возможности замены истцу транспортного средства после истечения срока его эксплуатации не содержат.
Кроме того, вышеуказанное определение не может обязательно учитываться судом общей юрисдикции при рассмотрении конкретного дела, поскольку Конституционный Суд РФ вынесением Определения от 17.07.2007 №624-О-П не признал неконституционной какую-либо конкретную правовую норму.
Вышеуказанный вывод суда подтверждается и толкованием, данным в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 №23, согласно которому суду общей юрисдикции при рассмотрении конкретного дела надлежит учитывать не все акты, принятые в рамках конституционного судопроизводства, а лишь постановления Конституционного Суда РФ о толковании положений Конституции РФ, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции РФ нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции РФ, на которых стороны основывают свои требования или возражения.
Нормативные акты, ранее регламентировавшие порядок и условия предоставления ветеранам транспортных средств, впоследствии были пересмотрены. Вышеуказанные вновь принятые нормативные акты не предусматривают возможности изъятия ранее предоставленных транспортных средств, таким образом, они по существу остаются в бессрочном пользовании у инвалидов.
При таких обстоятельствах, заявленные требования суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Ризина Н.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к замене транспортного средства отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 января 2011 года.
Судья Н.В. Копылова