Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего Овчаренко А.Н.
при секретаре Власовой Н.В.,
рассмотрев 28 января 2011 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-268/2011 по иску Амелькиной Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Амелькина Л.И. обратилась в суд с названным иском, указав, что с Дата она работает в системе народного образования. Она проработала в народном образовании более 25 лет и получила право на пенсию, установленную подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Дата она подала заявление в ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Дата она получила ответ (протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от Дата Номер ), в котором ей сообщалось, что Комиссией ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области не засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды: с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата - работа в должности воспитателя МОУ «ЦРР» г. Пензы, т.к. списками должностей и учреждений данное учреждение не поименовано; учебные отпуска: с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата ; курсы повышения квалификации с Дата по Дата ; учебный отпуск с Дата по Дата . С решением ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области она не согласна по следующим основаниям. В период работы в должности воспитателя муниципального образовательного учреждения «ЦРР» г. Пензы она работала на соответствующей должности в учреждении для детей, реализующем образовательные программы и обеспечивающем обучение и воспитание воспитанников. Согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в определенных структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждениях и других государственных и муниципальных организациях, не предусмотренных Списком. Установление типа и вида производится на основании наименования образовательного учреждения и его Устава, т.к. в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование некоммерческих организаций, к которым относятся учреждения, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Функции ЦРР соответствовали уставу дошкольного образовательного учреждения. Исходя из вышеизложенного, считала, что период работы в должности воспитателя муниципального образовательного учреждения «ЦРР» г. Пензы подлежит включению в ее специальный стаж. Ранее действовавшее законодательство не содержало запрета на включение периодов нахождения в учебных отпусках в льготный стаж. В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике. Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время. Учебные отпуска и курсы повышения квалификации предоставлялись работникам с сохранением заработной платы. В соответствии с действовавшим на тот период законодательством из них производилась уплата страховых взносов на государственное социальное страхование. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, в оспариваемом протоколе период с Дата по Дата указан как период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, однако в данный период она также находилась в учебном отпуске, который был ей оплачен, в связи с чем, считала, что указанный период также подлежит включению в ее специальный стаж.
По указанным основаниям Амелькина Л.И. просила суд: 1) признать решение комиссии ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер незаконным и обязать ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости, периоды: с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата - работа в должности воспитателя МОУ «ЦРР» г. Пензы, т.к. списками должностей и учреждений данное учреждение не поименовано; учебные отпуска: с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата ; курсы повышения квалификации с Дата по Дата ; учебный отпуск с Дата по Дата ; 2) назначить ей пенсию с даты наступления права на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью; 3) взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
В судебном заседании истица Амелькина Л.И. иск поддержала, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя МОУ «ЦРР» г. Пензы с Дата по Дата , а также периоды нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата ; 2) взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Журлова Е.Ю., действующая на основании доверенности, иск не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер .
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Амелькина Л.И. Дата обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата Номер Амелькиной Л.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы период ее работы в должности воспитателя МОУ «ЦРР» г. Пензы с Дата по Дата , т.к. данное учреждение не предусмотрено Списками должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 29 октября 2002 года № 781. В указанный период работы Амелькина Л.И. находилась в отпуске без сохранения заработной платы Дата , Дата .Кроме того, в специальный стаж истицы не были включены периоды ее нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , в связи с тем, что согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, зачет таких периодов в специальный стаж не предусмотрен. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии составил 22 года 6 месяцев 7 дней.
Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности воспитателей в детских садах всех наименований.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Согласно трудовой книжке Амелькиной Л.И., копия которой имеется в материалах дела (л.д. 7-9), с Дата по дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истица работала воспитателем в ясли-саде Номер г. Пензы, который впоследствии неоднократно переименовывался.
Согласно уведомлению МДОУ ДС (л.д. 29), в период с Дата по Дата данное учреждение именовалось как МДОУ ясли-сад Номер г. Пензы; в период с Дата по Дата учреждение именовалось как муниципальное образовательное учреждение «ЦРР» г. Пензы на основании приказа Управления образования Администрации г. Пензы Номер от Дата ; в период с Дата по Дата учреждение именовалось как МДОУ «ЦРР-ДС» на основании приказа Управления образования Пензенской городской Администрации Номер от Дата ; в период с Дата по Дата учреждение именовалось как МДОУ ЦРР-ДС г. Пензы на основании приказа Управления образования г. Пензы Номер от Дата ; в настоящее время с Дата учреждение именуется как МДОУ ДС г. Пензы на основании приказа Управления образования г. Пензы Номер от Дата .
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что муниципальное образовательное учреждение «ЦРР» г. Пензы, в котором работала Амелькина Л.И. в должности воспитателя с Дата по Дата , по своему профилю и выполняемым функциям являлось тождественным детскому саду, предусмотренному в вышеназванном Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно копии Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «ЦРР» (л.д. 30-43), данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного образования. Центр обеспечивает воспитание и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет (п. 1.5). Деятельность Центра осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (п. 1.7). Согласно п. 2.1 Устава Центр осуществляет присмотр, уход, воспитание, обучение, оздоровление и коррекцию физического и психического развития всех воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. Центр имеет 13 групп дневного пребывания. Наполняемость групп детьми от 2 до 3 лет - 15 детей; от 3 до 7 лет - 20 детей.
Как следует из копии Устава МДОУ "ЦРР-ДС", согласованного председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы Дата , данное учреждение является дошкольным образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного образования. Центр обеспечивает воспитание и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет (п. 1.5). Деятельность Центра осуществляется в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (п. 1.7). Согласно п. 2.1 Устава Центр осуществляет присмотр, уход, воспитание, обучение, оздоровление и коррекцию физического и психического развития всех воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. Центр имеет 13 групп дневного пребывания. Наполняемость групп детьми от 2 до 3 лет - 15 детей; от 3 до 7 лет - 20 детей.
С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность между муниципальным образовательным учреждением «ЦРР» г. Пензы, в котором работала истица в должности воспитателя с Дата по Дата , и детским садом, поименованным в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Амелькиной Л.И. в должности воспитателя муниципального образовательного учреждения «ЦРР» г. Пензы с Дата по Дата (за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы Дата , Дата ) подлежит зачету в ее специальный стаж.
При разрешении спора суд учитывает, что изменение наименований образовательного учреждения, в котором работала Амелькина Л.И. в спорный период, осуществлялось на основании решений органов местного самоуправления (Администрации г. Пензы, Управления образования г. Пензы), данное обстоятельство не зависело от воли истицы и само по себе не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение. При этом, суд учитывает, что изменение наименования учреждения, в котором работала истица в спорный период, не повлекло изменение его образовательного профиля, а обязанности, выполняемые Амелькиной Л.И., остались неизменными и были связаны с осуществлением педагогической деятельности.
Кроме того, иные периоды работы истицы в данном учреждении были зачтены пенсионным органом в ее специальный стаж.
Формальное несоответствие наименования образовательного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, с наименованием образовательных учреждений, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации Амелькиной Л.И. права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24 июня 1974 года «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Основами законодательства Союза ССР и Союзных республик о труде, КЗоТ РСФСР, ТК РФ работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
Предоставление учебных отпусков в вышеуказанные периоды осуществлялось с сохранением заработной платы, откуда производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Согласно справке МДОУ ДСКВ от Дата Номер , Амелькиной Л.И. предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска с сохранением заработной платы на время ученических сессий в ППУ с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата .
При таких обстоятельствах, суд считает, что указанные периоды нахождения Амелькиной Л.И. в учебных отпусках в силу вышеприведенных правовых норм признаются ее трудовой деятельностью, которая подлежит зачету в специальный стаж.
При этом, суд исходит из того, что ограничение права Амелькиной Л.И. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Поскольку специальный стаж работы Амелькиной Л.И. с учетом оспариваемых ответчиком периодов по состоянию на Дата составил 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с указанной даты, т.е. с Дата (даты образования права). При этом, суд учитывает, что в период после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (Дата ) и до указанной даты образования права на назначение пенсии (Дата ) Амелькина Л.И. согласно справке МДОУ ДСКВ г. Пензы от Дата Номер продолжала осуществлять педагогическую деятельность в должности (воспитатель) и в образовательном учреждении (детский сад), предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которая также подлежит зачету в ее специальный стаж.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем, с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Пензе Пензенской области в пользу Амелькиной Л.И. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Амелькиной Л.И. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Амелькиной Л.И. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя МОУ «ЦРР» г. Пензы с Дата по Дата (за исключением времени нахождения в отпусках без сохранения заработной платы Дата , Дата ), а также периоды нахождения в учебных отпусках с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата , с Дата по Дата .
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в пользу Амелькиной Л.И. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 31 января 2011 года.
Судья: А.Н. Овчаренко