Дело №2-3952/2010 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего Овчаренко А.Н.

при секретаре Власовой Н.В.,

рассмотрев 14 декабря 2010 года в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело № 2-3952/2010 по иску Карусевой Т.Б. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Карусева Т.Б. обратилась в суд с названным иском, указав, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен ей было отказано в назначении пенсии по причине недостаточного специального стажа. В льготный педагогический стаж не были засчитаны периоды работы с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве медсестры в Д.Я.17, т.к. данная должность не предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781; с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве воспитателя в Д.К.78, т.к. указанным Постановлением не предусмотрено данное учреждение. С решением ответчика она не согласна. В период работы в качестве медсестры в Д.Я.17 она выполняла обязанности воспитателя. Работать по должности медсестры она не могла, т.к. не имеет специального медицинского образования. Считала, что действия третьих лиц по внесению записей в ее трудовую книжку и изданию приказов по учреждению образования не должны влиять на ее право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. Со всех сумм, начисленных ей в спорный период, производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд. Считала, что период ее работы в качестве воспитателя в Д.К.78 также подлежит включению в ее специальный стаж, т.к. функции Д.К.78 соответствовали уставу дошкольного образовательного учреждения.

По указанным основаниям Карусева Т.Б. просила суд: 1) признать решение комиссии ГУ УПФР в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен незаконным и обязать ответчика засчитать в ее стаж, дающий право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости периоды: с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве медсестры в Д.Я.17 и с Дата обезличена по Дата обезличена в качестве воспитателя в Д.К.78; 2) назначить ей пенсию с Дата обезличена.

В судебном заседании истица Карусева Т.Б. иск поддержала, пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя в Д.К.78 с Дата обезличена по Дата обезличена.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области - Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск Карусевой Т.Б. не признала, по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Карусева Т.Б. Дата обезличена обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от Дата обезличена Номер обезличен истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы, в частности, период ее работы в должности воспитателя в Д.К.78 с Дата обезличена по Дата обезличена, т.к. данное учреждение не предусмотрено списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, Постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 29 октября 2002 года № 781. Комиссия пришла к выводу, что специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 19 лет 1 день.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста», действовавшим в период принятия истицы на работу в названное учреждение, предусматривалось в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, возможность объединения с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение. Данным Постановлением предписывалось руководство объединенными учреждениями, за исключением ведомственных, сосредоточить в министерствах просвещения союзных республик. Впредь все новое строительство детских учреждений проводить, как правило, по типовым проектам объединенных дошкольных учреждений (ясли-сад) с учетом приближения их к месту жительства детей, сокращая тем самым затраты времени родителей на сопровождение дошкольников в детские учреждения.

Согласно ст. 15 Закона СССР от 19 июля 1973 года № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказания необходимой помощи семье планомерно развивается сеть детских яслей, детских садов, детских яслей-садов общего и специального назначения и других детских дошкольных учреждений.

Детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.

Детские дошкольные учреждения осуществляют свою деятельность на основе Положения, утверждаемого в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Положением о детском дошкольном учреждении, введенным в действие Приказом Министерства просвещения СССР от 29 января 1985 года № 16, установлено, что детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли-сад) является учреждением общественного воспитания детей. Согласно п. 9 Положения, детские дошкольные учреждения могут быть следующих типов: детские ясли-сад (основной тип); детские ясли; детский сад.

Детские дошкольные учреждения создаются общего, специального и другого назначения.

Детские дошкольные учреждения любого назначения руководствуются в своей работе настоящим Положением, положениями и инструкциями о детских дошкольных учреждениях соответствующего профиля.

П. 17 Положения предусмотрено, что воспитание и обучение детей в детском дошкольном учреждении ведется по программе, утвержденной министерством просвещения союзной республики, созданной на основе Типовой общесоюзной программы, утвержденной Министерством просвещения СССР.

Согласно п. п. 19, 20 Положения, основными задачами детского дошкольного учреждения в деле воспитания и обучения детей являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости и повышение выносливости детского организма; формирование гигиенических навыков и привычек; гармоничное физическое и нервно-психическое развитие;

воспитание нравственных чувств, привычек и представлений, в основе которых должны лежать любовь к Родине, своему народу, уважение к людям других национальностей, чувство коллективизма и товарищества, честности и справедливости, стремления ко всему доброму, прекрасному и нетерпимости к плохим поступкам;

воспитание уважения к старшим, навыков культурного поведения, волевых качеств, самостоятельности, организованности и дисциплинированности;

формирование трудовых умений и навыков, привычки к трудовому усилию, стремления к постоянной занятости, доступному самообслуживанию, желания трудиться на общую пользу;

уважение к труду людей разных профессий, бережное отношение к результатам их труда;

развитие умственных способностей детей, формирование простейших способов умственной деятельности;

комплексное решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач осуществляется воспитателем в различных видах организуемой им детской деятельности, в процессе проведения режимных моментов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

воспитатель всемерно развивает и обогащает игры детей, используя их как форму организации жизни дошкольников.

В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что детский комбинат Номер обезличен, в котором работала Карусева Т.Б. в должности воспитателя в спорный период времени, по своему профилю и выполняемым функциям являлся тождественным дошкольным образовательным учреждениям (детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренным Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от Дата обезличена Номер обезличен.

Допрошенная Энгельсским районным судом Саратовской области в порядке исполнения судебного поручения свидетель Б.Л. пояснила суду (л.д. 29-29об), что они вместе с истицей работали в Д.К.78 с момента его открытия. Она (Б.Л.) работала в данном комбинате в должностях няни, санитарки; с Дата обезличена по Дата обезличена и с Дата обезличена по настоящее время работает в должности воспитателя. Д.К.78 выполнял функции детского сада и яслей. Даже вывеска на детском комбинате всегда была "Д.С.78". Данный детский комбинат являлся образовательным учреждением и выполнял функции, тождественные дошкольным образовательным учреждениям. Его воспитанниками являлись дети дошкольного возраста. Работа Карусевой Т.Б. в Д.К.78 являлась педагогической по своему содержанию. Она работала в качестве воспитателя, воспитывала и обучала детей ясельной группы с двух до трех лет. Проводила обучающие и развивающие программы, работала с детьми по программе Васильевой.

Данные обстоятельства были подтверждены и свидетелем Ч.В. (л.д. 29об.-30).

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные лица не заинтересованы. Кроме того, факт совместной работы истицы и свидетелей подтверждаются записями в их трудовых книжках, копии которых приобщены к материалам дела.

С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность профиля, целей и задач Д.К.78 учреждениям (детские сады всех наименований; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли), предусмотренным в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781), руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25, суд считает, что период работы Карусевой Т.Б. в должности воспитателя в Д.К.78 с Дата обезличена по Дата обезличена подлежит зачету в ее специальный стаж.

Формальное несоответствие наименования образовательного учреждения, в котором работала истица в спорный период времени, с наименованием образовательных учреждений, указанных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации Карусевой Т.Б. права на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную педагогическую деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.

При этом, суд исходит из того, что ограничение права Карусевой Т.Б. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Карусевой Т.Б. с учетом оспариваемого ответчиком периода по состоянию на Дата обезличена составил 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с указанной даты, т.е. с Дата обезличена (даты образования права). При этом, суд учитывает, что в период после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (Дата обезличена) и до указанной даты образования права на назначение пенсии (Дата обезличена) Карусева Т.Б. согласно справке Д.С.148 от Дата обезличена Номер обезличен продолжала осуществлять педагогическую деятельность в должности (воспитателя) и в образовательном учреждении (детском саде), предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которая также подлежит зачету в ее специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Карусевой Т.Б. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Карусевой Т.Б. трудовую пенсию в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с Дата обезличена, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период ее работы в должности воспитателя в Д.К.78 с Дата обезличена по Дата обезличена.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 24 декабря 2010 года.

Судья: А.Н. Овчаренко