Дело №2-298/2011 Решение о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным и понуждении к постановке на ует граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

4 февраля 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Зобова Н.С. к администрации г.Пензы о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным и понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,

У С Т А Н О В И Л:

Зобов Н.С., обратился в суд с названным иском, указав, что он является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и имеет вторую группу инвалидности, связанную с данной аварией. В 1987 году был призван Пензенским военкоматом для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В последствии получил лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, стал инвалидом второй группы. В настоящее время он проживает со своей семьёй в двухкомнатной квартире по адресу: Адрес , принадлежащей ему на праве собственности общей площадью 52,8 кв.м., жилой площадью 30,6 кв.м. В двухкомнатной квартире общей площадью 52,8 кв.м проживает и зарегистрированы семья из пяти человек. В состав семьи входят: Зобов Н.С., его жена и взрослые разнополые дети: дочь 1975 года рождения и сын 1982 года рождения со своей малолетней дочерью 2008 года рождения. Учитывая болезненное состояние своего здоровья, связанное с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС и стеснённую жилую площадь, что ниже нормы жилой площади на состав семьи из пяти человек, и на основании ч.3 ст.49 ч.3 ст.50 ЖКРФ, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995года № 179-ФЗ), п.п. 1п.3 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2004года № 866 (в редакции Федерального Закона от 22 августа 2004года № 122 ФЗ), постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище 2002-2010 годы», постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-п, ч.3 ст.40 Конституции РФ, постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, Дата он обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке на учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий, к которому были приложены все необходимые документы. Администрацией г.Пензы его документы не были рассмотрены должным образом, и в просьбе о постановки его на учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий, было отказано, мотивируя тем, что общая площадь его квартиры составляет 52,8 кв.м, где зарегистрировано 5 человек, что превышает учётную норму площади жилого помещения на одного члена семьи. Он проживает со своей семьёй в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности и размер субсидии, рассчитанный в соответствии с п.6 Постановления № 866 от 29 декабря 2007 года уменьшается на стоимость занимаемого жилого помещения, рассчитанную исходя из общей площади и средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья по Пензенской области на основании приказа №438 от 30 сентября 2010 года «О средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья субъектам РФ на 4 квартал 2010 года».

Просит суд обязать администрацию г.Пензы поставить его на учёт на очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Истец Зобов Н.С. в судебном заседании уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным отказ в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование заявленных требований ссылался на обстоятельства, изложенные в иске, просил исковые требования удовлетворить.

Представитель истца Зайцева Н.С., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г.Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями Зобова Н.С. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Привлечённые судом к участию в деле в качестве третьих лиц Зобова З.С., Зобов М.Н. и Семисаженова Т.Н., в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласны.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 вышеуказанного постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем за счет средств федерального бюджета.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства.

В судебном заседании установлено, что истец Зобов Н.С. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, что подтверждает удостоверением Номер , выданным Дата и инвалидом второй группы.

Согласно представленным документам Зобов Н.С. зарегистрирован и проживает по адресу: Адрес .

Основным квартиросъемщиком вышеуказанной квартиры является истец – Зобов Н.С., что подтверждается копией лицевого счета, выданного ЖСК «Октябрьский».

В квартире Номер дома Номер по Адрес кроме истца Зобова Н.С. зарегистрированы его жена Зобова З.В., сын Зобов М.Н., дочь Семисаженева Т.Н. и внучка З.Л., Дата года рождения. Общая площадь квартиры составляет 52,8 кв.м., жилая площадь – 30,6 кв.м.

Дата Зобов Н.С. обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав как основания: обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы; наличие в составе семьи больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Сообщением заместителя главы администрации г.Пензы Н.А. Номер от Дата Зобову Н.С. в удовлетворении его заявления было отказано по причине отсутствия основания в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Вышеуказанные обстоятельства установлены в судебном заседании и материалами учетного дела обозреваемого в судебном заседании и следующими материалами гражданского дела: копиями паспортов Зобова Н.С., Зобовой З.В., Зобова М.Н., Семисаженевой Т.Н., копией справки Сер. МСЭ-015 от Дата , копией удостоверения Номер выданным Дата , копией свидетельства о государственной регистрации права Адрес от Дата , копией лицевого счета Зобова Н.С. из ЖСК «О.», копией справки из ЖСК «О.» Номер от Дата , копией выписки из домовой книги, копией свидетельства о заключении брака Номер , копиями свидетельств о рождении Зобова М.Н., З.Т., копией свидетельства о рождении З.Л. Номер от Дата , копиями пенсионных удостоверений Номер и Номер , копией решения межведомственного экспертного совета Номер от Дата , копией заявления Зобова Н.С. в администрацию г. Пензы от Дата , копией сообщения заместителя главы администрации г.Пензы Н.А. Номер от Дата

Анализ материалов дела, пояснения сторон и представленных ими доказательств, приводят суд к выводу о необоснованности исковых требований. Вывод суда основан на следующем.

В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Нормативного правового акта, предусматривающего отдельный порядок признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях в настоящее время, независимо от имущественного положения, не имеется. Поэтому, по мнению суда, при признании граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в жилых помещениях следует руководствоваться ч. 2 ст. 49, ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 54 ч. 1 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Законом Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО определен Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется на территории Пензенской области органами местного самоуправления городских округов, городских или сельских поселений

Для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин (его законный представитель) подает в уполномоченный орган (администрацию г. Пензы) заявление по форме, установленной приложением 2 к Закону Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области".

Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи (в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение), желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.

К заявлению прикладываются документы, перечень которых определен вышеуказанным Законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО, документы (справки) представляются в копиях с одновременным подтверждением их подлинности оригинала.

Копия документа (справки) после проверки ее соответствия оригиналу заверяется лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю.

Как установлено в судебном заседании, при обращении Зобова Н.С. в администрацию города не учтена процедура подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, установленная Законом Пензенской обл. от 22.12.2005 N 948-ЗПО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Пензенской области": документы поданы Зобовым Н.С. не в полном объеме – отсутствовали справки, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о постановке на учет. Поскольку обращение поступило в приемную граждан, то у специалистов отдела по распределению муниципального жилищного фонда администрации г. Пензы отсутствовала возможность проверки соответствия документов оригиналам.

Таким образом, Пензы при рассмотрении обращения Зобова Н.С. от Дата ответчик руководствовался требованиям действующего законодательства.

Кроме того, суд считает, что оснований для удовлетворения иска о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в жилой площади не имеется, поскольку истец не относится к категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Как установлено в судебном заседании истец Зобов Н.С. зарегистрирован и проживает в квартире Номер дома Номер по Адрес , принадлежащей ему на праве собственности. По вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: истец Зобов Н.С., жена Зобова З.В., сын Зобов М.Н., дочь Семисаженева Т.Н. и внучка З.Л., Дата года рождения. Общая полезная площадь квартиры составляет 52,8 кв.м., что подтверждается материалами учетного дела, следовательно, на каждого проживающего члена семьи приходится более учетной нормы площади жилого помещения. Вышеуказанное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Доказательств иного в судебное заседание истцом не представлено.

Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 утвержден Перечень тяжелых хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В судебном заседании установлено, что Зобов Н.С. является инвалидом второй группы. Как указывается в справке Сер. МСЭ-015 заболевание Зобовым Н.С. получено при исполнении обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС.

Как усматривается из представленного истцом решения межведомственного экспертного совета Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России Номер от Дата , Зобов Н.С. имеет следующие заболевания: гипертоническая болезнь П ст., церебро-кардиальная форма, ишемическая болезнь сердца: стенокардия напряжения ПФК, атеросклероз аорты коронарных и мозговых артерий, атеросклеротический кардиосклероз, НК-1, диструкторная энцефалопатия П ст. с микроорганической симптоматикой, астенодепрессивный синдром.

Согласно указанному Перечню заболевания Зобова Н.С. не относятся к хроническим заболеваниям, установленным Правительством Российской Федерации, следовательно, он не подпадает под ст.51 ЖК РФ.

Суд не принимает во внимание доводы истца и его представителя о том, что согласно п.6 Постановления Правительства РФ №866 и п.2, п.4 ст.51 ЖК РФ норма предоставления общей площади жилого помещения равна 18 кв.м на человека, поскольку, решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека, в связи с чем, данные доводы необоснованны.

Других доводов, в силу которых истец причислялся бы к категории граждан, которые имеют право на постановку на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, Зобов Н.С. в судебном заседании не заявлял.

Таким образом, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования Зобова Н. С. к администрации г.Пензы о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным и понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях не обоснованным и не подлежащими удовлетворению, поскольку, его заболевание не относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на каждого проживающего члена семьи приходится более 10 кв.м. площади жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Зобова Н.С. к администрации г.Пензы о признании отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконным и понуждении к постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней, начиная с 9 февраля 2011 года.

Судья