Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составепредседательствующего судьи Селиверстова А.В.,при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. к Социальному управлению г.Пензы о понуждении к выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья дополнительно на сумму 372000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Белоусов С.Н., Белоусова Н.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. обратились в суд с названным иском, указав, что Дата их семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., они имели право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках указанной подпрограммы. Как им пояснили в Дата в отделе реализации целевых программ, в отсутствии надлежащего финансирования выдача указанных выплат молодым семьям будет производиться в порядке очередности, однако они могут самостоятельно найти и приобрести жилье (в том числе с помощью кредита на приобретение недвижимости ), это даже приветствуется, а затем, когда подойдет их очередь, им обязательно выдадут полагающуюся субсидию, чтобы они могли компенсировать свои затраты. В Дата они нашли вариант приобретения жилья, у них имелись свои собственные средства, они взяли на работе займ, а на недостающую сумму вынуждены были взять кредит. Они обратились в банк участник - программы (С.Б.). При этом в нем было два варианта жилищного кредита - ипотечный и кредит на приобретение недвижимости. И в банке, и в отделе реализации целевых программ им сказали, что оба кредитных договора равнозначны (т.к. оба они на приобретение недвижимости), в праве получения потом социальной выплаты. Им также не было ни какой разницы, какой договор заключать, так как, процентная станка по ним была одинаковой. Таким образом ими был заключен кредитный договор на недвижимость Номер oт Дата ., Дата заключен договор купли-продажи квартиры, которую они приобрели на свою семью 3-х человек; кредитный договор и документы па приобретенную квартиру были сданы в отдел реализации целевых программ, написано заявление об изменении места жительства в связи с приобретением квартиры, никаких замечаний оттуда не было.
В Дата Социальным управлением г. Пензы почтовой рассылкой набывшее место проживания им было отправлено уведомление, что они в списках на получение социальной выплаты в Дата под Номер , однако, Дата в устном разговоре в отделе реализации целевых пpoграмм сообщили, что социальная выплата им не будет выдана, они исключаются из списков участников подпрограммы, т.к. они жилье приобрели, а по их кредитному договору невозможно погасить остаток суммы и проценты социальной выплатой, так как он не ипотечный, а на недвижимость. В ответ на претензию относительно разъяснений им в Дата о том, что их кредитный договор подлежит покрытию социальной выплатой, сказали, что они не могли им такое говорить. Однако и в С.Б., а затем в Департаменте градостроительства Пензенской области им подтвердили, что им не могут отказать в выдаче социальной выплаты. В ответ на требования предоставить письменный отказ в выдаче социальной выплаты, им неоднократно отказывали, поясняя, что пока официально они стоят и списке на получение социальной выплаты, официально решение об отказе будет выдано позднее (т.е. фактически уже после формирования окончательного списка молодых семей получение социальной выплаты, вследствие чего в этом году денежные средства они уже не смогли бы получить); такой ответ фактически получен на письменное обращение вСоциальное управление г. Пензы. Приобретая квартиру, находясь при этом в очереди на получение социальной выплаты как молодая семья, включая договор на приобретение недвижимости идоговор займа, они в силу выше указанных причин, закона и разъяснений должностных лиц, рассчитывали на получение социальной выплаты, размер которой на Дата с учетом их семьи на 3-х человек составляет 567 000 рублей. В Социальном управлении находились справки об остатке займа по договору целевого беспроцентного займа Номер от 22.12 2008 г. па сумму 195 000 руб. и об остатке основного долга по кредитному договору Номер от Дата на сумму 581 389. 72 руб. и начисленные проценты в сумме 582,82 руб. Однако, Дата им выдано свидетельство о получении социальной выплаты только на сумму 195 000 рублей, то есть в погашение остатка займа по договору целевого беспроцентного займа Номер от Дата , а в представлении социальной выплаты на сумму 372 000 рублей (561 000-195 000) им отказано, со ссылкой на то, что согласно условий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 гг.» социальная выплата может бытьиспользована молодой семьей на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам. Таким образом, фактически Социальным управлением г. Пензы было вынесено решение об отказе в предоставлении им социальной выплаты в размере 372 000 рублей. Считают вышеуказанное решение (действие) Социального управления подлежащим как не основанное на законе, нарушающее ихправа
Просят признать незаконным действие (решение) Социального Управления г. Пензы об отказе в предоставлении им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на сумму 372 000 рублей, обязать Социальное управление г. Пензы выдать им свидетельство о праве на получение в Дата социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья дополнительно на сумму 372 000 рублей в течение 10-ти рабочих дней.
Истцы Белоусов С.Н., Белоусова Н.В., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. уточнили исковые требования, просили суд обязать Социальное управление г.Пензы выдать семье Белоусовых в составе Белоусов Сергей Николаевич, Белоусова Наталья Васильевна, Белоусов Никита Сергеевич, являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями данной целевой программы свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья дополнительно на сумму 372000 рублей, а также пояснили обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Социального управления г. Пензы Измайлова Е.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Вельдин А.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 г. № 638 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2005-2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В рамках указанной выше подпрограммы Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 139-12/4 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» (в ред. Решения Пензенской городской Думы от 28.03.2008 N 928-44/4), согласно которой участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);
в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Применительно к условиям настоящей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 также предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
В соответствии со п. 18 вышеуказанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. состоят в браке с Дата и имеют сына Белоусова Н.С., Дата года рождения.
Дата семья Белоусовых была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечении жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Постановлением главы администрации г. Пензы от Дата Номер «О признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2005-2010 годы» семья Белоусовых признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Размер социальной выплаты на семью Белоусовых в Дата составлял 567 тысяч рублей, что не отрицалось в ходе судебного заседания представителем ответчика и третьего лица.
Полагая, что могут самостоятельно выбрать и приобрести жилье, в том числе и с помощью кредита на приобретение недвижимости, а в последствие, когда подойдет их очередь, получить полагающуюся им субсидию на приобретение жилья в рамках указанной выше программы, Дата Белоусова Н.В., как работник П. заключила договор Номер целевого беспроцентного займа на 300 000 рублей.
Дата Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. заключили со Сберегательным банком РФ кредитный договор Номер от Дата на покупку недвижимости, квартиры расположенной по адресу: Адрес , на сумму 650 000 рублей.
Дата Белоусов С.Н. и Белоусова Н.В. заключили договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: Адрес . Указанная квартира приобретена Белоусовыми за 1 700 000 рублей.
Дата Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области на имя Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В. и Белоусова Н.С. выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности на 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес .
Копию кредитного договора и документы па приобретенную квартиру были сданы Белоусовыми в отдел реализации целевых программ. Также ими написано заявление об изменении места жительства в связи с приобретением квартиры.
Приказом начальника Социального управления г. Пензы от Дата Номер утвержден список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программ «Жилище» на 2002 - 2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в Дата по городу Пензе на 1105 семей.
Семья Белоусовых была включена в данный список согласно дате подачи заявления Дата на участие в данной подпрограмме под Номер , о чем была уведомлена письменно.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами гражданского дела, и обозревавшимся в ходе судебного заседания материалами учетного дела.
Также в соответствии с п. 44 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв, постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285) молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами.
Согласно ст. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. социальная выплата может быть использована распорядителем счета на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома. Использование социальных выплат на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.
Из справки С.Б. от Дата следует, что остаток основного долга по кредитному договору Номер от Дата на Дата составляет 581 389, 72 руб., начисленные проценты на Дата составляют 5829,82 руб.
Согласно справки П. от Дата , остаток займа на Дата по договору целевого беспроцентного займа Номер от Дата у Белоусовой Н.В. составляет 195 000 рублей.
Дата Социальным управлением г.Пензы семье Белоусовых с составом три человека - Белоусов С.Н., Белоусова Н.В. и Белоусов Н.С., выдан жилищный сертификат на сумму 195 000 рублей на приобретение жилья (в том числе на уплату последнего платежа в счет оплаты паевого взноса), создание объекта индивидуального жилищного строительства. Сертификат действителен до Дата .
В сообщении Социального управления г. Пензы от Дата на обращение Белоусовой Н.В., указывается, что в соответствии с условиями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы социальная выплата может быть использована молодой семьей на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого лома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство и индивидуального жилого дома.
Согласно сообщению С.Б., в соответствии с нормативными документами Сбербанка России на приобретение, строительство, реконструкцию и ремонт объектов недвижимости банк предоставляет физическим лицам «Жилищные кредиты». Наименование «Жилищный кредит» является обобщающим и включает в себя следующие кредитные программы: «Кредит на недвижимость» - программа кредитования под различные виды обеспечения, предусмотренные нормативными документами банка, зa исключением залога кредитуемого объекта недвижимости; «Ипотечный кредит» - программа кредитования под залог кредитуемого объекта недвижимости; кредит «Ипотечный+» выделяется в составе «Ипотечного кредита» и выдается на цели строительства/приобретения объекта недвижимости, строящегося/построенного с участием кредитных средств банка.
При предоставлении «Жилищных кредитов» по условиям кредитования банка свидетельство на предоставление социальной выплаты принимается в качестве подтверждения наличия собственных средств у заемщика. Выдача кредита осуществляется до перечислении продавцу денежных средств социальной выплаты.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что социальная выплата может быть направлена только на погашение основной суммы долга по кредитному договору Номер целевого беспроцентного займа от Дата , направить социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору Номер от Дата не представляется возможным, так как данный кредит не ипотечный по следующим основаниям.
Согласно паспорту подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса, создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Аналогичные цели и задачи были у подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, то есть, улучшение жилищных условий молодых семей с привлечением их собственных и заемных средств, ипотечных кредитов путем оказания им государственной поддержки в решении жилищной проблемы.
Таким образом, учитывая, что указанные подпрограммы не содержат запрета на решение жилищной проблемы путем получения жилищного кредита, суд находит требования истцов обоснованными.
Кроме того суд учитывает, что в соответствии с п. 1 ст.807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой (заемщику) деньги или другие вещи определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Согласно ст.819 ГК РФ:
1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
2. К отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
Согласно ст.50 Федерального закона от 16.07.1998 г. №102-ФЗ «Об ипотеке» залогодатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства, в частности неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, различие между договором займа и кредитным договором заключается в том, что на стороне займодавца выступает банк или иная кредитная организация(кредитор), но по-существу это отношения по займу денежных средств.
Ипотечный жилищный кредит представляет собой жилищный кредит, обеспеченный договором о залоге недвижимого имущества, истцам же предоставлен жилищный кредит под поручительство других физических лиц, что не может само по себе являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным суд считает, что оснований для отказа истцам в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья дополнительно на сумму 372000 рублей не имелось, поскольку жилищный кредит имел целевое назначение - приобретение квартиры, следовательно, его получение не противоречило ст. 46 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.
Таким образом, учитывая, что социальная выплата может быть использована не только на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам, суд считает, что требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Белоусова С.Н., Белоусовой Н.В., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белоусова Н.С. удовлетворить.
Обязать Социальное управление г.Пензы выдать семье Белоусовых в составе: Белоусов С.Н., Белоусова Н.В., Белоусов Н.С. являющиеся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в соответствии с условиями данной целевой программы свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилья дополнительно на сумму 372000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней.
Судья