З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по Гущина А.С . к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Гущин А.С., обратился в суд с названным иском, указав, что он является сиротой. Его мать – Г.Е. являлась одинокой матерью, умерла она Дата . Гущину А.С. Дата был назначен опекун, который занимался его воспитанием, материальным до его совершеннолетия. Жилья, принадлежащего на праве собственности, за ним не зарегистрировано, поэтому до ухода на военную службу, проживал в доме своего опекуна. В связи с данным обстоятельством, Дата администрацией Плесского сельсовета Гущин А.С. был поставлен на учет для внеочередного получения жилого помещения. До настоящего Гущин А.С. не обеспечен жилым помещением, так как денежные средства на его приобретение из областного бюджета не выделялись.
Просил суд обязать Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ему вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее требованиям законодательства, расположенное на территории администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Определением Ленинского районного суда г.Пензы 21 января 2011 года произведена замена ответчика Департамента градостроительства Пензенской области на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.
В судебном заседании истец Гущин А.С. иск поддержал, пояснил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, уточнил заявленные требования и просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ему как лицу из числа детей-сирот благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи одного человека, расположенное на территории администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.
Представители третьих лиц – Министерства образования Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области, администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области – в судебное заседание не явились, в письменных отзывах на иск просили рассмотреть дело в их отсутствие, решение по делу полагали на усмотрение суда.
В связи с неявкой представителя ответчика судом с согласия истца Гущина А.С. было определено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что родителями истца Гущина А.С., Дата года рождения, являются Г.Е., умершая Дата , и Г.С.
Постановлением Главы администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от Дата Номер опекуном несовершеннолетнего Гущина А.С. назначена М.М.
В настоящее время истец зарегистрирован по месту жительства своего бывшего опекуна по адресу: Адрес .
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Гущина А.С., Дата года рождения, не зарегистрированы. Жилые помещения в собственности у истца отсутствуют.
Согласно справки Мокшанского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от Дата , за Гущиным А.С. данных о праве собственности на квартиру или домовладения в материалах инвентаризации Мокшанского отделения не значится.
Постановлением Главы администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Номер от Дата , Гущин А.С. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставлен на учет для получения внеочередного получения жилья.
Согласно справки выданной администрацией Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Номер от Дата , номер льготной очереди Гущина А.С. соответствует Номер .
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении Гущина А.С., копией свидетельства о смерти Г.Е., копией паспорта М.М., копией паспорта Гущина А.С., копией постановления главы администрации Плесского сельсовета Мокшансокого района Пензенской области Номер от Дата , копией постановлением Главы администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Номер от Дата , копией справки Мокшанского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от Дата , копией справки администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области Номер от Дата
В соответствии с ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Преамбулой ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.Ж ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Согласно п.2 ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации – законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 № 1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01 апреля 2010 года.
Постановлением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2010 года №871-пП в Положение о Департаменте градостроительства Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 09 апреля 2007 года №228-пП, внесены изменения, согласно которым обязанность по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области исключена.
Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановлением Правительства Пензенской области от 28 декабря 2010 года №872-пП в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области, утвержденное Постановлением Правительства Пензенской области от 12 марта 2008 года №160-пП, внесены изменения, согласно которым с 01 января 2011 года в перечень полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области входит обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Закону Пензенской области от 22 декабря 2010 №1996-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на осуществление данных полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2013 годы.
Таким образом, учитывая, что указанным выше лицам, состоящим на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, суд приходит к выводу о том, что истец вправе требовать от данного органа предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г.
При таких обстоятельствах суд находит требования Гущина А.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Гущина А.С . удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Гущину А.С . благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры с нормой жилой площади на состав семьи один человек, расположенное на территории Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Судья