Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации8 февраля 2010 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Черникина А.С. к администрации города Пензы, Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании недействительным приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и понуждении к предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Черникин А.С. обратился в суд с названным иском, указывая, что приказом Номер от Дата , администрация г. Пензы в лице заместителя главы администрации города по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Н.А., отказалась принять его на учет как нуждающегося в жилом помещении, указав, что им не предоставлены подтверждающие документы. С данным приказом он не согласен. Его отец Ч.С. умер Дата , о чем выдано свидетельство о смерти Дата Его мать Ч.М., Дата года рождения, решением Кузнецкого районного суда от Дата , вступившим в законную силу Дата , признана безвестно отсутствующей с Дата , в связи с этим он воспитывался в Я.Д.Д., куда был помещен на основании постановления главы администрации Неверкинского района Пензенской области от Дата за Номер .
Просит признать приказ Номер от Дата недействительным и его, как оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в жилом помещении, поставить на учет.
В судебном заседании истец Черникин А.С. уточнил исковые требования, просил суд признать недействительным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата в части отказа ему в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития предоставить ему благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек. В обоснование заявленных требований ссылался на доводы изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Сарайкина В.Н., в судебном заседании иск не признала.
Представитель ответчика, привлеченного судом к участию в деле, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, действующий на основании доверенности Памфилов Б.А., иск не признал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении Черникин А.С. родился Дата . Мать Черникина А.С. – Ч.М., Дата года рождения, решением Кузнецкого районного суда Пензенской области от Дата , признана безвестно отсутствующей. Отец Ч.С. умер Дата .
Постановлением главы администрации Неверкинского района Пензенской области Номер от Дата Черникин А.С. направлен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Черникин А.С. проходит обучение в ПУ и находится на полном государственном обеспечении.
В соответствии со свидетельством Номер о регистрации по месту пребывания от Дата , Черникин А.С. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Адрес , общежитие.
Согласно справки МУП от Дата , в электронной базе данных архива МУП сведений о принадлежности ему объектов недвижимого имущества не значиться.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права отсутствует информация о правах Черникина А.С., Дата на объекты недвижимого имущества.
Как установлено в судебном заседании, Дата Черникин А.С. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата . Черникину А.С., не имеющему регистрации по месту жительства в г. Пензе, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются следующими документами гражданского дела: копией свидетельства о рождении, копией свидетельства о смерти от Дата , копией решения Кузнецкого районного суда Пензенской области от Дата , копией паспорта Черникина А.С., копией постановления главы администрации Неверкинского района Пензенской области Номер от Дата , справкой ПУ от Дата Номер , копией справки МУП от Дата , копией расписки в получении заявления о постановке граждан на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от Дата , копией свидетельства Номер от Дата о регистрации по месту пребывания, копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки Министерства образования Пензенской области от Дата , копией выписки из приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата .
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», установлены меры по реализации дополнительных гарантий прав на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих закрепленное жилое помещение.
В соответствии с п. 1 данной статьи, вышеуказанные граждане могут обеспечиваться вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма при условий, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии определенных обстоятельств, в частности признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области», жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим закрепленное жилое помещение предоставляются в случае отсутствия лиц, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", т.е. лиц данной категории, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании Черникин А.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, в настоящее время проходит обучение в ПУ и имеет временную регистрацию в общежитии при учебном заведении, расположенном по адресу: Адрес в собственности, либо по договору социального найма жилья не имеет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что администрацией г. Пензы неправомерно было отказано Черникину А.С. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку, Черникин А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью не обеспечен, закрепленного жилого помещения не имеет.
С учётом вышеизложенного, суд считает возможным признать Приказ Номер от Дата заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в постановке Черникина А.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 г. «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.
Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Таким образом, учитывая, что Черникин А.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечен, закрепленного жилого помещения не имеет, временно проживает в общежитии по адресу: Адрес , и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, суд считает, что исковые требования Чирникина А.С. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Черникина А.С. удовлетворить.
Признать недействительным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата в части отказа в постановке Черникина А.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Черникину А.С. благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней.
Судья