Дело №2-526/2011 Решение о признании незаконным представления прокурора



РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Журилиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 14 февраля 2011 года гражданское дело по заявлению директора Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» Синюковой И.В. о признании незаконным представления прокурора Ленинского района г.Пензы от дата обезличена номер обезличен,

УСТАНОВИЛ:

Директор МКП «Теплоснабжение» Синюкова И.В. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что дата обезличена прокурором Ленинского района г.Пензы по итогам проведения проверки по обращению председателя ЖСК «Бытовик» было вынесено представление в адрес и.о. директора МКП «Теплоснабжение» г.Пензы П.С. об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Считала данное представление прокурора Ленинского района г.Пензы от дата обезличена номер обезличен вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушающими ее права, как директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы», поскольку на нее возложена обязанность во выполнению незаконных требований, содержащихся в оспариваемом представлении.

По указанным основаниям просила суд: 1) восстановить срок для обращения с данным заявлением, 2) признать незаконным и недействительным представление прокурора Ленинского района г.Пензы от дата обезличена номер обезличен.

В судебном заседании представитель Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» - Алексина Г.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в заявлении и дополнении к нему, просила признать недействительным представление прокурора Ленинского района г. Пензы. Считала, что представлением прокурора незаконно возложена обязанность на директора МКП «Теплоснабжение г.Пензы» принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства РФ, причин и условий им способствующих. Представление было исполнено в установленный срок, в прокуратуру направлен ответ об устранении нарушений. Однако суд должен проверить законность и обоснованность представления прокурора. Полагала, что выводы прокурора, на основании которых вынесено представление, не соответствуют положениям гражданского и жилищного законодательства. Законодательство РФ определяет, что количество потребленной энергии определяется по прибору учета. Все действующие нормативно-правовые акты исходят из обязанности абонента оплачивать фактически принятое количество энергии в соответствии с данными учета абонента (ГК РФ, ФЗ «О теплоснабжении»). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, определенных при помощи учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, полученное потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за период, определенный договором. Правила учета тепловой энергии и теплоносителя действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими отпуск, транспорт, распределение и потребление тепловой энергии и теплоносителей. Таким образом, тепловая энергия, потребляемая абонентом, должна быть им полностью оплачена в соответствии с представленными им данными узла учета. Нарушений законодательства РФ со стороны МКП «Теплоснабжение г. Пензы» при расчете с ЖСК «Бытовик» не имелось, в связи с чем, представление прокурора является незаконным.

Помощник прокурора Ленинского района г. Пензы – Дрындина Н.М., действующая на основании доверенности, не согласившись с заявлением, просила отказать в его удовлетворении, т.к. представление прокурора соответствует закону. В соответствии с действующим законодательством размер платы за горячее водоснабжение для потребителей МКП «Теплоснабжение г. Пензы» рассчитывается по тарифам, установленным постановлением администрации г. Пензы от 27.11.2009 № 1463 «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г. Пензы», исходя из показаний коллективного прибора учета. Иного порядка расчета за горячее водоснабжение законодательством не предусматривается. В настоящее время МКП «Теплоснабжение г. Пензы» исполнило представление прокурора, предмет спора отсутствует. В представлении содержится требование рассмотреть его и о результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру района, что соответствует Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации».

Представитель заинтересованного лица ЖСК «Бытовик» - Кудряшова Л.М., действующая на основании доверенности, считала заявление директора МКП «Теплоснабжение г.Пензы» необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что после проведения прокуратурой Ленинского района г. Пензы проверки в отношении правильности включения в счета дополнительной платы за «теплоэнергию на ГВС» и внесения соответствующего представления в адрес МКП «Теплоснабжение г. Пензы», предприятие прекратило выставлять незаконные счета на дополнительную плату за «теплоэнергию на ГВС», кроме того, произведен перерасчет за январь – май 2010.

Представители заинтересованных лиц ЖСК «Росток» и ЖСК «Дачный» в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что по обращению председателя ЖСК «Бытовик» прокуратурой Ленинского района г.Пензы была проведена проверка по вопросу исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

В ходе проверки было установлено, что в счетах-фактурах МКП «Теплоснабжение г.Пензы» выставлено ЖСК «Бытовик» помимо платы за горячее водоснабжение и отопление, рассчитанной по тарифам, плата за теплоэнергию на горячее водоснабжение.

По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Пензы было вынесено представление в адрес директора МКП «Теплоснабжение г.Пензы» с требованием безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.

Обращаясь в суд с заявлением о признании недействительным представления прокурора, директор МКП «Теплоснабжение г.Пензы» считала его незаконным и необоснованным, поскольку нарушения законодательства, отмеченные в акте прокурорского реагирования, на предприятии отсутствовали, полагала, что расчеты с потребителями за горячее водоснабжение соответствовали нормам ст. 544 ГК РФ, ФЗ «О теплоснабжении», ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.5 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 24.02.2005 года № 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

В названном определении Конституционного Суда РФ также указано, что заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора.

В соответствии с разъяснением Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в порядке гл.25 ГПК РФ могут быть оспорены в судебном порядке решения, действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).

При рассмотрении настоящего заявления судом установлено, что представление прокурора от дата обезличена об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере рассмотрено МКП «Теплоснабжение г. Пензы», о чем сообщено в прокуратуру Ленинского района г. Пензы в письменном виде дата обезличена. Сумма, предъявленная ЖСК «Бытовик» в период с января по май 2010 в графе «теплоэнергия на ГВС» в размере 53690,07 руб. была зачтена при выставлении счетов-фактур за июнь, июль 2010. Таким образом, представление прокурора исполнено в полном объеме.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от дата обезличена, которое было оставлено без изменения решением Арбитражного суда Пензенской области от дата обезличена, признаны незаконными действия МКП «Теплоснабжение г. Пензы», выразившиеся в предъявлении потребителям горячей воды необоснованной платы за «теплоэнергию на ГВС» и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о применении при расчетах с потребителями за горячее водоснабжение тарифа, утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства, без взимания дополнительной платы за тепловую энергию.

Согласно пояснениям представителя МКП «Теплоснабжение г.Пензы» в настоящее время в соответствии с решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области дополнительная плата за тепловую энергию на ГВС не взимается со всех потребителей, а не только ЖСК «Бытовик».

В судебном заседании установлено, что и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы, по результатам проверки обоснованности взимания МКП «Теплоснабжение г. Пензы» платы за теплоэнергию на ГВС с ЖСК «Бытовик» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы» Синюковой И.В. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (иное нарушение порядка образования ценообразования).

Постановлением начальника Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от дата обезличена Синюкова И.В., состоящая в должности директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы», признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ на нее наложен штраф в размере 50000 рублей.

Оценивая доводы участников процесса, анализируя нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого представления незаконным, исходя из следующего.

В силу п.п. 10,11 ч.1 ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги.

Согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

В ч. 1 ст.20 ЖК РФ указано, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия по принятию нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного контроля за порядком предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 3 Правил коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

В пункте 6 Правил указано, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно п.15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В силу п.4.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, относится к компетенции органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Постановлением администрации города Пензы от 27.11.2009 года №1463 «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г.Пензы» с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлены тарифы на горячую воду организациям коммунального комплекса, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем центрального водоснабжения г.Пензы, в том числе для МКП «Теплоснабжение г.Пензы» установлен тариф на горячую воду при закрытой системе теплоснабжения в размере 62,19 руб. за 1 куб.м. без учета НДС.

Таким образом, органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с действующим законодательством и учитывают при этом все затраты, необходимые ресурсоснабжающим организациям для производства горячей воды и оказания потребителям услуг горячего водоснабжения.

Утвержденный постановлением администрации г.Пензы тариф на горячую воду обязателен для применения всеми организациями коммунального комплекса, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению, в том числе и МКП «Теплоснабжение г.Пензы». Право производить расчеты стоимости горячего водоснабжения исходя из нормативов потребления тепловой энергии для подогрева горячей воды и дополнительно сверхнормативного расхода тепловой энергии нормативными правовыми документами ресурсоснабжающей организации не предоставлено.

Фактически расчеты между МКП «Теплоснабжение г. Пензы» и ЖСК «Бытовик» производятся по утвержденному постановлением Администрации города Пензы от 27.11.2009 года № 1463 тарифу, однако отдельной строкой в счет - фактурах выставляется плата за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды по расчету, произведенному МКП «Теплоснабжение г.Пензы».

Выставление МКП «Теплоснабжение г.Пензы» платы за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды действующим законодательством не предусмотрено.

Ссылка представителя МКП «Теплоснабжение г. Пензы» на положения ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплате подлежит фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета является несостоятельной, поскольку потребитель получает от ресурсоснабжающей организации не тепловую энергию, а горячую воду.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательств.

Пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).

Пунктом 7 Правил установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что договоры на оказание услуги по горячему водоснабжению между МКП «Теплоснабжение г. Пензы» и ЖСК «Бытовик», либо собственниками жилых помещений отсутствуют.

Таким образом, МКП «Теплоснабжение г. Пензы » в нарушение положений жилищного законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, незаконно выставляло плату за коммунальную услугу «теплоэнергия на ГВС», не предусмотренную действующим законодательством, что приводит к ущемлению интересов потребителей горячей воды.

Прокурор Ленинского района г. Пензы, установив в ходе проверки указанное нарушение норм действующего законодательства, в рамках своих полномочий, с соблюдением соответствующего порядка, вынес представление об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере.

В процессе рассмотрения заявления было установлено, что имелись законные основания для принятия оспариваемой меры прокурорского реагирования, что подтверждается также решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от дата обезличена, которое было оставлено без изменения решением Арбитражного суда Пензенской области от дата обезличена, постановлением о наложении штрафа в отношении Синюковой И.В. от дата обезличена.

При таком положении, вынесенное прокурором представление, оспариваемое директором МКП «Теплоснабжение г. Пензы», является законным и обоснованным, в связи с чем, требования о признании его незаконным не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Директору Муниципального казенного предприятия «Теплоснабжение г. Пензы» Синюковой И.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным представления прокурора Ленинского района г.Пензы от дата обезличена номер обезличен отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней, начиная с 18 февраля 2011 года.

Судья: Н.В.Белоглазова