Дело № 2-108/2011 решение о взыскании налога и пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 февраля 2011 г. г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Кудинова Р.И., при секретаре Черняевой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-108/11 по иску ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Герасимовой О.А. о взыскании налога и пени и встречному иску Герасимовой О.А. к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о признании незаконным требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о взыскании транспортного налога и пени,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным иском указав, что Герасимова О.А. имеет в собственности транспортные средства: - легковой автомобиль Авто 1, мощность двигателя *** л.с., дата возникновения собственности Дата , - грузовой автомобиль Авто 2, мощность двигателя *** л.с., дата возникновения собственности Дата , дата отчуждения Дата Расчет суммы налога за Дата г. выглядит следующим образом: *** л.с. * *** руб. (ставка налога) = *** руб. Расчет суммы налога за *** г. производится следующим образом: *** л.с. * *** руб. (ставка налога) = *** руб., *** л.с. * *** руб. (ставка налога) * *** (коэффициент) = *** руб. Ответчику было направлено требование Номер по состоянию на Дата об уплате транспортного налога и пени в срок до Дата В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнила. Инспекция обратилась с заявлением на выдачу судебного приказа на взыскание с Герасимовой О.А. задолженности по транспортному налогу и пени. Дата мировым судьей был вынесен судебный приказ, который в последствии был отменен в связи с поданными ответчиком возражениями относительно его исполнения. В связи с неисполнением требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, руководствуясь ст. 31 и 48 НК РФ, просила суд взыскать с Герасимовой О.А. задолженность по транспортному налогу за Дата г.г. в сумме *** руб. и пени в сумме *** руб.

Дата от ответчика Герасимовой О.А. поступило встречное исковое заявление к ИФНС России по Ленинскому району г. Пенза о признании незаконным требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о взыскании транспортного налога и пени. Во встречном иске Герасимова О.А. указала, что оспариваемое требование Номер от Дата не соответствует Налоговому кодексу РФ. Ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом № 63-РЗ не определены критерии, позволяющие отнести транспортные средства к категории грузовых или легковых автомобилей. Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению гл. 28 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 29 апреля 1994 г. № 359; Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в Приложении №3 к положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпрмэнерго России № 192, Минпромэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г. В таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8. Минфин России в Письме от 29 марта 2007 г. № 03-05-06-04/17 указал, если автомобиль, согласно паспорта транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые», исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства.

В связи с изложенным Герасимова О.А. просила признать требование ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Номер от Дата не соответствующим налоговому законодательству, обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы произвести перерасчет начисленного транспортного налога за вычетом суммы налога *** руб. и пени в сумме *** руб., возложить расходы по оплате госпошлины на ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы.

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата указанное встречное исковое заявление принято судом к производству для совместного рассмотрения с иском ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Герасимовой О.А. о взыскании налога и пени.

Дата от представителя истца по первоначальному иску и представителя ответчика по встречному иску ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Кирсановой Е.Н., действующей на основании доверенности, поступило возражение на исковое заявление Герасимовой О.А., согласно которому ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы исковые требования Герасимовой О.А. не признает, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего. В соответствии с ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса. Согласно ст. 358 Налогового Кодекса в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В целях администрирования транспортного налога, согласно ст. 362 Налогового кодекса, сведения о транспортных средствах и лицах, на которых транспортные средства зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, утвержденных Приказом ФНС России от 17 сентября 2007 № ММ-3-09/536), предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

Предусмотренное главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 г.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. № 134, по строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства заполняется категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении № 3 к вышеуказанному Приказу). К транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, кроме места водителя, так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому транспортному средству, грузовому транспортному средству или автобусу.

По строке 3 «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно названному Положению отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.

Аналогично, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 разд. II Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств по строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: «1» - легковой автомобиль; «2» - автобус; «3 » - грузовой автомобиль или пикап и т.д.

Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.

Согласно сведениям, представленным в Инспекцию из ГИБДД при УВД по Пензенской области, тип принадлежащего Герасимовой О.А. транспортного средства марки Авто 2 «грузовые автомобили фургоны», вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства также указывает на тип (вид) данного автомобиля - «*** » - грузовой автомобиль.

Законом Пензенской области от 21 апреля 2010 г. № 1897-ЗПО «О внесении изменений в статью 2 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» были изменены ставки транспортного налога по грузовым автомобилям, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009г.

Изначально Инспекцией был начислен налог за автомобиль Авто 2 по ставкам легкового автомобиля. При загрузке представленных сведений в базу данных Инспекции, транспортные средства с наименованием (типом) «грузовые», «грузовые фургоны», «грузовые бортовые», в результате сбоя программного обеспечения, ошибочно были загружены как транспортные средства наименования (типа) «легковой», в результате чего транспортный налог начислялся по ставкам, установленным для легковых автомобилей.

В связи с этим, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в Дата г. произведен перерасчет и доначисления транспортного налога за Дата , Дата , Дата гг. Герасимовой О.А. по ставкам, установленным для грузовых автомобилей, утвержденным Законом от 21 апреля 2010 г. № 1897-ЗПО. Инспекцией в адрес Герасимовой О.А. направлялись своевременно налоговые уведомления с новым сроком уплаты Дата , требование, однако налог до настоящего времени Герасимовой О.А не оплачен.

В связи с изложенным ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просило суд в удовлетворении искового заявления Герасимовой О.А. отказать.

В судебном заседании представитель истца по первоначальному иску, ответчика по встречному иску Кирсанова Е.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Ответчик по первоначальному иску, истец по встречному иску Герасимова О.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.Заслушав объяснения представителя истца, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Герасимова О.А. имеет в собственности транспортные средства: - легковой автомобиль Авто 1, мощность двигателя *** л.с., дата возникновения собственности Дата , - грузовой автомобиль Авто 2, мощность двигателя *** л.с., дата возникновения собственности Дата , дата отчуждения Дата

В соответствии с представленными УГИБДД УВД по Пензенской области сведениями, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы произведено начисление транспортного налога за Дата г., Дата г.

В адрес ответчика налоговым органом было направлены налоговые уведомления об оплате транспортного налога за Дата г. в размере *** руб., за Дата г. в размере *** руб. со сроком уплаты до Дата

В связи с неоплатой ответчиком транспортного налога в срок, указанный в уведомлении, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в его адрес было направлено требование Номер по состоянию на Дата об оплате транспортного налога и пени в срок до Дата

Ввиду неисполнения ответчиком требования, Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в соответствии со ст. 48 НК РФ было принято решение Номер от Дата о взыскании с ответчика транспортного налога и пени.

Дата мировым судьей по заявлению Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы был выдан судебный приказ на взыскание с ответчика задолженности по налогу, который по заявлению ответчика определением мирового судьи от Дата отменен, после чего, Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области № 397-ЗПО от 18 сентября 2002 г. «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно (с года выпуска которых прошло свыше 15 лет) устанавливается в размере 8,00 руб. за лошадиную силу. На основании п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно пояснений специалиста С.С. - госинспектора МРЭО ГИБДД при УВД по Пензенской области, данных на основании ГОСТ 52051-2003, автомобиль Авто 2, мощность двигателя *** л.с., относится к категории Номер - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более *** т. Тип транспортного средства следует расценивать как грузовой.

Таким образом, размер транспортного налога, подлежащий уплате Герасимовой О.А. в соответствии с указанными правовыми нормами, составит: за Дата г. - *** л.с. * *** руб. (ставка налога) = *** руб.; за Дата г. - *** л.с. * *** руб. (ставка налога) = *** руб., *** л.с. * *** руб. (ставка налога) * *** (коэффициент) = *** руб.

Герасимова О.А. оплатила налог в сумме *** руб. В остальной части налог в установленные сроки оплачен не был, доказательств обратного ей не представлено. В связи с изложенным, сумма в размере *** руб. подлежит взысканию с ответчика.

По этим же основаниям суд находит доводы ответчика Герасимовой О.А. несостоятельными.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку в установленные в налоговом уведомлении сроки оплата транспортного налога не была произведена, налоговый орган правомерно произвел начисление пени, размер которой составил 196,36 руб. Расчет пени подробно приведен в заявлении, проверен судом и признан правильным, соответствующим требованиям вышеназванной нормы.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу названной нормы с Герасимовой О.А. подлежит взысканию госпошлина в федеральный бюджет в сумме *** руб., исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ исходя из взысканной суммы налога и пени.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Герасимовой О.А. о взыскании транспортного налога и пени удовлетворить.

Взыскать с Герасимовой О.А транспортный налог в сумме *** руб. и пени в сумме *** руб., а всего *** руб.

Взыскать с Герасимовой О.А. государственную пошлину в размере *** руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством российской Федерации.

Встречный иск Герасимовой О.А. к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о признании незаконным требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о взыскании транспортного налога и пени - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Кудинов Р.И.