Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2011 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Копыловой Н.В.
при секретаре Иевлевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыновского В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской
области и МЧС России о понуждении к включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ивыдаче удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Мартыновский В.А. обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним право на меры социальной поддержки, установленные законом для граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области принять документы, подтверждающие его право и направить их в МЧС РФ, а также обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В обоснование указал, что он проживал в г. Семипалатинске, бывшей Казахской ССР, с Дата по Дата . В этот период было произведено 87 ядерных испытаний. На основании данных, полученных в результате исследований в г. Семипалатинске и с соблюдением порядка предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 года № 1787-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» ему были выданы документы, подтверждающие получение дозы облучения превышающей 25 сЗв (бэр). Дата он обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о выдаче удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К заявлению им были приложены документы, подтверждающие факт нахождения в период ядерных испытаний в зоне радиоактивного излучения и уровень радиационного воздействия, однако ответчик отказал в выдаче удостоверения на том основании, что г. Семипалатинск не входит в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний утвержденный распоряжением Правительства РФ № 356-р от 15.03.1995 года. Считает, что наличие удостоверения Республики Казахстан, подтверждающего право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне без дополнительного документального подтверждения является основанием для признания его права на соответствующие льготы на территории РФ.
В судебном заседании Мартыновский В.А. исковые требования уточнил и просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и обязать МЧС России выдать удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В обоснование сослался на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по доверенности Халайджи Л.В. исковые требования не признала, пояснив, что в соответствии с документами, представленными истцом, он с Дата по Дата проживал в г. Семипалатинске бывшей Казахской ССР. Согласно Перечню населённых пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р, г. Семипалатинск не входит в число населённых пунктов, население которых получило вследствие указанных ядерных испытаний суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв либо превышающую 25 сЗв. В связи с чем он не был включен в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
Представитель МЧС России в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в период с Дата по Дата Мартыновский В.А. проживал в г. Семипалатинск Казахской ССР, где проходил обучение в наименование учреждение (л.д. 20, 21, 30).
Дата Мартыновскому В.А. ГУ «наименование учреждение» Республика Казахстан выдано удостоверение подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне (л.д. 29).
В апреле 2010 года истец обратился в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о постановке на учете и выдаче удостоверения единого образца, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Сообщением Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от Дата заявление истца оставлено без удовлетворения в связи с тем, что согласно перечню населённых пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённому распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р, г. Семипалатинск не входит в число населённых пунктов, население которых получило вследствие указанных ядерных испытаний суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв либо превышающую 25 сЗв (л.д. 32).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 года № 2-ФЗ гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Как следует из вышеназванной нормы, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-63 гг. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной ( накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв(бэр).
Статьей 5 названного закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную ( накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв ( бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 г. № 634 утверждены Правила отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, п.2 которых предусмотрено, что отнесение граждан к указанной категории лиц, получивших эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр) осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопительную) эффективную дозу более 5сЗв осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.( п.3)
Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые МЧС России.( п.5).
Постановлением Правительства РФ № 849 от 27.12.2004 года утверждены Правила оформления и выдачи удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в соответствии с которыми для получения удостоверения гражданин предъявляет по месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ соответствующее заявление с приложением документа, удостоверяющего личность гражданина и содержащий указание на гражданство, а также документы, подтверждающие факт проживания в населенном пункте, включенном в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденные Правительством РФ, в периоды радиационного воздействия, включая день проведения ядерного испытания ( выписки из похозяйственной или домовой книги, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни)( п.3).
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют прием документов, указанных в п.3 Правил, снимают копии с представленных документов и заверяют их, проводят проверку представленных документов, вносят сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, форма и правила ведения которого утверждаются МЧС России в месячный срок со дня подачи документов, представления о выдаче удостоверений, к которым прилагаются выписки из реестра, а также копии представленных документов.
Выдача удостоверений осуществляется МЧС России не позднее 3 месяцев со дня подачи документов, указанных в п.3 настоящих Правил, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 года № 356-р с последующими изменениями утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно названному перечню населенные пункты дифференцированы в зависимости от полученной населением суммарной ( накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний Дата и Дата .
Данным Перечнем г. Семипалатинск не предусмотрен.
В данном случае требования истца основаны на законодательстве республики Казахстан, которым г. Семипалатинск отнесен к «зоне повышенного радиационного риска» с дозой радиационного воздействия 7-35 бэр за весь период ядерных испытаний, в подтверждение чего истцу выдана справка и удостоверение. Данные документы не свидетельствуют о размере индивидуальной дозы облучения, полученной истцом, а потому не могут являться доказательством подтверждения полученной им дозы облучения. Определение суммарной ( накопительной) дозы облучения осуществляется в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010, утв. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного санитарного врача РФ Дата .
Ссылка истца на закон республики Казахстан в качестве правового обоснования заявленных требований несостоятельна, поскольку меры социальной поддержки предоставляются гражданам РФ в соответствии с внутренним национальным законодательством. Ссылка истца на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года также несостоятельна, поскольку предоставление правовой защиты гражданам и лицам, проживающим в государствах-участниках Конвенции, на территории других государств-участников не подразумевает наделение их всеми правами, которыми обладают « местные» граждане. Речь идет только о способах защиты уже имеющихся прав. На территории РФ в соответствии со ст.1 Конвенции правовая защита может требоваться только в объеме, предоставляемом РФ своим гражданам. Конвенция распространяется только на транснациональные отношения-возникающие на территории одного государства, но затрагивающие права граждан других государств. Из чего следует, что Конвенция не дает гражданам РФ права требовать на территории РФ предоставления им льгот, установленных законодательством Республики Казахстан. Что касается ст. 13 Конвенции,на которую ссылается истец, то она всего лишь обеспечивает признание аутентичности документов, исходящих от органов власти, должностных лиц или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения ( консульской легализации или проставления апостиля). Признание аутентичности документа не означает его исполнения и подтверждения права на льготы.
Ссылка истца на определение Конституционного Суда РФ № 960-О-П от 4.12.2007 года как на основание отнесения его к лицам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, также несостоятельна, ибо это определение является обязательным для правоприменительных органов в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение конкретным лицом суммарной ( накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на что указал Конституционный Суд РФ в определении от 16.12.2010 г. № 1614-0-0. В данном случае истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих получение суммарной эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв, а вышеуказанные представленные истцом документы к таковым не относятся по основаниям, изложенным выше.
При таких обстоятельствах, оснований для отнесения истца к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, поскольку отсутствует обязательное условие, с наличием которых закон связывает наступление соответствующих правовых последствий. В связи с чем заявленные требования суд находит необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Мартыновскому В.А. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к включению в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2011 года.
Судья Н.В. Копылова