Дело №2-376/2011 Решение о понуждении к предоставлению жилого помещения



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Степанова М.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Степанов М.М. обратился в суд с названным иском, указывая, что он является лицом, оставшимся без попечения родителей. Его мать С.М., умерла Дата Отец С.М., Дата года рождения, решением Наровчатского районного суда Пензенской области от Дата лишен родительских прав в отношении детей. Ему был назначен опекун, который занимался его воспитанием, материальным содержанием до его совершеннолетия. В собственности жилья не имеет, поэтому до ухода на военную службу он проживал в доме своего опекуна. В связи с этим Дата администрацией Виляйского сельсовета Наровчатского района он был поставлен на учет для внеочередного получения жилого помещения. До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, так как денежные средства на его приобретение из областного бюджета не выделены.

Просит обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающие требованиям законодательства, расположенное на территории Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области.

В судебном заседании истец Степанов М.М. поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился.

Представители привлеченных судом к участию в качестве третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Правительства Пензенской области, Министерства образования Пензенской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, с согласия истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения истца, исследовав матери­алы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении Степанов М.М. родился Дата .

Постановлением администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области Номер от Дата Д.Т. назначена опекуном над несовершеннолетним Степановым М.М. и его имущества.

Согласно представленным документам Степанов М.М. с Дата зарегистрирован и проживает по адресу: Адрес .

Родители Степанова М.М. – С.М. и С.М. решением Наровчатского районного суда Пензенской области от Дата лишены родительских прав в отношении троих детей, в том числе в отношении Степанова М.М.

Решением Комитета местного самоуправления Виляйского сельсовета Наровчатского района Номер от Дата , Степанов М.М. поставлен на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.

Согласно справки Наровчатского производственного участка Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным архива Наровчатского производственного участка Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в Наровчатском районе, Степанов М.М. недвижимым имуществом не владеет, в приватизации жилого фонда не участвовал.

В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права отсутствует информация о правах Степанова М.М., Дата на объекты недвижимого имущества.

Согласно справки администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области Номер от Дата , Степанов М.М. стоит на очереди в администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области по предоставлении жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. Номер льготной очереди- Номер .

Указанные выше обстоятельства подтверждаются следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении Степанова М.М., копией паспорта Степанова М.М., копией решения Наровчатского районного суда Пензенской области от Дата , копией постановления администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области Номер от Дата , копией решением Комитета местного самоуправления Виляйского сельсовета Наровчатского района Номер от Дата , копией справки Наровчатского производственного участка Нижнеломовского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , копией уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , копией справки администрации Виляйского сельсовета Наровчатского района Пензенской области Номер от Дата

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Учитывая вышеизложенное, и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Степанова М.М. о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры обоснованы по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В соответствии с Законом Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» от 27.02.2010 №1865-ЗПО и Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2010 №195-Пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП, исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.

Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 г. «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.

Согласно Закону Пензенской области от 17.12.2009 №1843-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец Степанов М.М., состоящий на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так как данное право на жилое помещение предусмотрено Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.

Правомерность существующего учета истца как нуждающегося в улучшении жилищных условий никем не оспорена.

Исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования Степанова Михаила Михайловича к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Степанова М.М. удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Степанову М.М. благоустроенное жилое помещение с нормой жилой площади на состав семьи один человек на территории Вилейского сельсовета Наровчатского района Пензенской области.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья