РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 1 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Логуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фирсова И.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Фирсов И.М. обратился в суд с названным иском, в котором просил предоставить ему жилое помещение в соответствии с нормами жилой площади, исходя из состава семьи 3 человека.
В обоснование своих требований указал, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец Ф.М. решением Тамалинского районного суда от Дата признан безвестно отсутствующим. Его мать Л.О. решением Тамалинского районного суда от Дата лишена родительских прав. Он был передан под опеку бабушке П.Н..
Постановлением Администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области Номер -П от Дата он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До февраля 2010 года он был зарегистрирован и временно проживал в квартире своей бабушки расположенной по адресу: Адрес Адрес . В результате пожара, произошедшего в феврале 2010 года, двухэтажный восьмиквартирный дом был полностью уничтожен.
Дата он заключил брак с М.С.. Дата у них родился сын - Ф.И..
На основании изложенного и в соответствии со ст. 40 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, предоставить ему жилое помещение в соответствии с нормами жилой площади, исходя из состава семьи трех человек.
В судебном заседании истец Фирсов И.М. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ему на территории Тамалинского района Пензенской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из трех человек. Пояснил, что в настоящее время он с супругой Ф.С. и несовершеннолетним ребенком Ф.И. проживают у родителей супруги Ф.С. по адресу: Адрес , р. Адрес . Ф.С. и Ф.И. зарегистрированы по месту жительства родителей жены.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Громиков К.В., действующий на основании доверенности, просил исковые требования Фирсова И.М. удовлетворить частично, не возражал против предоставления Фирсову И.М. на территории Тамалинского района Пензенской области благоустроенного жилого помещения в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
Представители третьих лиц Администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования Пензенской области, Правительства Пензенской области, в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Фирсов И.М. родился Дата . Его родители: мать - Ф.О., отец - Ф.М. (л. д. 10, 14).
Решением Тамалинского районного суда Пензенской области от Дата , вступившим в законную силу, Л.О. Ф.О. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Фирсова И.М. (л. д. 18).
Решением Тамалинского районного суда Пензенской области от Дата , вступившим в законную силу, Ф.М. признан безвестно отсутствующим (л. д. 19).
Постановлением главы администрации р.п. Тамала Номер от Дата опекуном несовершеннолетнего Фирсова И.М. назначена П.Н.. Постановлением главы администрации р.п. Тамала Номер от Дата опекунство с П.Н. снято (л. д. 16, 17)
Согласно справке главы администрации р.п. Адрес Фирсов И.М. зарегистрирован по месту жительства его бабушки по адресу: р.п. Тамала, Адрес (л. д. 20).
Из справки начальника ОГПН Тамалинского района В.А. следует, что Дата Адрес , р.п. Адрес сгорела (л. д. 9).
Дата Фирсов И.М. заключил брак с М.С. (л. д. 12), Дата у них родился сын Ф.И. (л. д. 13).
В соответствии с сообщением об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Фирсова И.М. не зарегистрированы (л. д. 21).
Постановлением Главы администрации рабочего поселка Адрес Номер -П от Дата Фирсов И.М. был постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л. д. 15).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Согласно Закону Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» №1865-ЗПО от 27.02.2010 года и Постановлению Правительства Пензенской области «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП», №195-Пп от 08.04.2010 года исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Пунктом 2 Постановления Правительства Пензенской области «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» №758 пП от 24 ноября 2010 года постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.
Согласно Закону Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» №1843-ЗПО от 17.12.2009 года на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Правомерность существующего учета истца Фирсова И.М. как нуждающегося в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
В силу вышеприведенных правовых норм, истец Фирсов И.М., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченный жилой площадью, вправе требовать от Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставления ему на территории Тамалинского района Пензенской области благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
Требование истца о предоставлении ему жилого помещения в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из двух человек: жены Ф.С. и сына Ф.И., суд находит не подлежащим удовлетворению, поскольку правом на предоставление жилого помещения по договору социального найма обладают только лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Этим правом обладает только истец Фирсов И.М.. Члены семьи указанной категории лиц, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, таким правом не обладают.
Более того, истец Фирсов И.М. в судебном заседании пояснил, что его жена и сын зарегистрированы по месту жительства родителей жены по адресу: Адрес , р. Адрес , не предоставил документов, свидетельствующих о том, что Ф.С. и Ф.И. нуждаются в жилом помещении и постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фирсова И.М. к Министерству здравоохранения и социального развития Адрес о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Фирсову И.М. на территории Тамалинского района Пензенской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 5 марта 2011 года.
Судья О.М. Липатов