РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 1 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Логуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кониной Н.Х. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Конина Н.Х. обратилась в суд с названным иском, что она с Дата является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Ее мать К.Е. умерла Дата , местонахождение отца не установлено.
Она зарегистрирована по адресу: р.п. Исса, Адрес .
По сообщению Управления Росреестра по Пензенской области Лунинского отдела от Дата Номер она в собственности недвижимого имущества не имеет.
Согласно выписке из домовой и похозяйственной книги, она проживает по адресу: Адрес , Адрес , собственником жилья не является, в приватизации жилья не участвовала.
По указанным основаниям в соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ просила обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании истец Конина Н.Х. уточнила исковые требования, просила суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ей на территории Иссинского района Пензенской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека. В обоснование исковых требований пояснила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Громиков К.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований Кониной Н.Х..
Представители третьих лиц Данные изъяты в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Конина Н.Х. родилась Дата . Ее родители: мать - К.Е., отец - Б.Х. (л. д. 7, 9).
Из копии свидетельства о смерти усматривается, что К.Е. умерла Дата (л. д. 6).
В соответствии со справкой Номер от Дата местонахождение Б.Х. Дата года рождения не известно. По данным Иссинского РОВД данный гражданин на территории Пензенской области не зарегистрирован (л. д. 16).
Согласно справки начальника Управления образования Иссинского района Пензенской области М.А. Номер от Дата Конина Н.Х. с Дата до достижения ею совершеннолетия Дата являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, так как местонахождение ее отца Б.Х. не было установлено, а мать К.Е. умерла Дата (л. д. 15).
Как следует из справки начальника Территориального пункта УФМС России по Пензенской области в Иссинском районе С.А. Номер от Дата , Конина Н.Х. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Адрес Дата по Дата и с Дата по настоящее время (л. д. 12).
В соответствии с уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Кониной Н.Х. на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л. д. 11).
Постановлением главы администрации муниципального образования Адрес К.Н. Номер от Дата сирота Конина Н.Х. Дата года рождения поставлена на очередь на получение жилой площади в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма (л. д. 10).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела: копией свидетельства о рождении Кониной Н.Х., копией паспорта Кониной Н.Х., копией свидетельства о смерти К.Е. I-ИЗ Номер от Дата , копией свидетельства о расторжении брака, копией постановления главы администрации муниципального образования «Рабочий поселок Исса» К.Н. Номер от Дата , копией справки Номер от Дата , выпиской из домовой книги, выпиской из похозяйственной книги Номер справкой Номер от Дата , справкой Номер от Дата , и не оспариваются сторонами.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Согласно Закону Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» №1865-ЗПО от 27.02.2010 года и Постановлению Правительства Пензенской области «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП», №195-Пп от 08.04.2010 года исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010.
Пунктом 2 Постановления Правительства Пензенской области «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» №758 пП от 24 ноября 2010 года постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.
Согласно Закону Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» №1843-ЗПО от 17.12.2009 года на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Правомерность существующего учета истца Кониной Н.Х. как нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
В силу вышеприведенных правовых норм, истец Конина Н.Х., состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченная жилой площадью, вправе требовать от Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставления ей на территории Иссинского района Пензенской области благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кониной Н.Х. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Кониной Н.Х. на территории Иссинского района Пензенской области благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы, начиная с 5 марта 2011 года.
Судья О.М. Липатов