РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 24 марта 2011 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Липатова О.М.,
при секретаре Логуновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилина Ю.А. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Данилин Ю.А. обратился в суд с названным иском, в котором просил обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить ему внеочередное жилье не ниже установленных социальных норм.
В обоснование своих исковых требований Данилин Ю.А. указал, что он воспитывался в детском Адрес в период с Дата по Дата . Согласно закону Пензенской области от 22 декабря 2005 г. №948-ЗПО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке учета указанной категории граждан в Пензенской области» и в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер и поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по списку граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья за Номер . Так как Дата он заканчивает обучение в Данные изъяты», жить ему негде.
Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 17 марта 2011 года произведена замена ответчика Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области на администрацию г. Пензы.
В судебном заседании истец Данилин Ю.А. исковые требования поддержал и уточнил, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил суд обязать администрацию г. Пензы предоставить ему как лицу, оставшемуся без попечения родителей, вне очереди на территории г. Пензы благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в их отсутствие, решение вынести на усмотрение суда.
Представители третьих лиц Министерства финансов Пензенской области, Министерства образования Пензенской области, Правительства Пензенской области, в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и вынести решение на усмотрение суда.
Выслушав истца Данилина Ю.А., изучив материалы дела, а также материалы учетного дела, полученного из администрации г. Пензы, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Данилин Ю.А. родился Дата . Его родители: мать – Д.О. и Д.А..
Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от Дата Д.О. и Д.А. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Данилина Ю.А. (л. д. 10-11 и материалы учетного дела).
Поскольку у несовершеннолетнего Данилина Ю.А. не было выявлено близких родственников, которые могли бы взять над ним опеку, приказом начальника Управления образования Адрес Номер от Дата Данилин Ю.А. направлен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетним Данилиным Ю.А. до его совершеннолетия было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: Адрес , на правах члена семьи (л. д. 8).
Как следует из справки Номер от Дата , Данилин Ю.А. с Дата по Дата являлся воспитанником Адрес и находился на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей (л. д. 12).
В соответствии с выпиской из приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Данные изъяты. Номер п от Дата воспитанник детского Адрес Данилин Ю.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях граждан, имеющих право на внеочередной предоставление жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 1 человек (л. д. 6 и материалы учетного дела).
Из сообщения начальника отделения по Пензенскому району Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» М.В. Номер от Дата за Данилиным Ю.А. недвижимого имущества не зарегистрировано (материалы учетного дела).
Согласно справке Номер от Дата Данилин Ю.А. является студентом очного обучения четвертого курса Данные изъяты (л. д. 9).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей и детей сирот, оставшихся без попечения родителей.
Преамбулой Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года установлено, что настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
На основании ст. 26.3 Федерального Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 года наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Согласно Закону Пензенской области «О прекращении исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Пензенской области» №1865-ЗПО от 27.02.2010 года и Постановлению Правительства Пензенской области «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 05.11.2008 №743-пП», №195-Пп от 08.04.2010 года исполнение мероприятий по обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору социального найма направления «Дети-сироты» программы «Дети и семья» возложено на Министерство образования Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области с 01.04.2010 г.
Постановлением Правительства Пензенской области № 758 пП от 24 ноября 2010 года «Вопросы исполнительных органов государственной власти Пензенской области» в п. 2 постановлено: Департаменту градостроительства Пензенской области от 01.01.2011 г. обеспечить передачу полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся по опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пензенской области.
Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области».
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области»:
1) приобретение жилых помещений;
2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;
3) заключение договора социального найма.
Согласно Закону Пензенской области «О бюджете Пензенской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» №1843-ЗПО от 17.12.2009 года на осуществление указанных выше полномочий Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области предусмотрены денежные средства в рамках Долгосрочной целевой программы «Дети Пензенской области» на 2009-2012 годы.
Правомерность существующего учета истца Данилина Ю.А. как нуждающегося в улучшении жилищных условий никем не оспорена.
То обстоятельство, что Данилин Ю.А. является студентом очного обучения четвертого курса Данные изъяты, не может явиться препятствием к реализации его права на обеспечение вне очереди жилым помещением, поскольку детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
У Данилина Ю.А., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним попечительства при выпуске из детского дома, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, обеспечение лица из числа детей и детей сирот, оставшихся без попечения родителей, временным жилым помещением, не свидетельствует о выполнении ответчиком требований закона о предоставлении вне очереди указанной категории лиц жилого помещения по договору социального найма на постоянной основе.
В силу вышеприведенных правовых норм, истец Данилин Ю.А., состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и не обеспеченный жилой площадью, вправе требовать от администрации г. Пензы внеочередного предоставления ему на территории г. Пензы благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Данилина Ю.А. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить Данилину Ю.А. на территории г. Пензы благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой жилой площади на состав семьи из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.
Судья О.М. Липатов