Дело №2-1155/2011 Решение о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию в части отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и понуждении к постановке на учет



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 апреля 2011 года

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симаковой О.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Дубровина А.Е. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Дубровин А.Е. обратился в суд с названным иском, указывая, что он, Дата года рождения, является бывшим воспитанником государственного бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома №3 г.Пензы, в который был направлен на основании постановления главы Каменской городской администрации от Дата Номер «О направлении в детский дом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей». Постановлением главы Крюковского сельсовета Белинского района Пензенской области от Дата «О закреплении за детьми жилой площади» за мной было сохранено право пользоваться жилым помещением/квартирой тов. «Возрождение», находящимся в с.Крюково Белинского района Пензенской области, по окончании срока пребывания в детском учреждении общественного воспитания. Его родители: мать С.Н. решением Каменского городского суда Пензенской области от Дата лишена родительских прав; отец Д.Е. умер в 1993 году. После выпуска из детского дома продолжил обучение в учреждении начального профессионального образования ПУ Номер Адрес , проживал в общежитии училища, но не закончил, находился в местах лишения свободы. Затем проживал на съемных квартирах. Был временно зарегистрирован по адресу; Адрес , но в последнее время фактически проживал по адресу: Адрес . В настоящее время отбываю наказание в учреждении ноименование колонии В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 пункта 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» он обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрацию города Пензы, но ему было отказано.

Просит обязать администрацию города Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Дубровин А.Е. находится в наименование колонии. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Мешкова И.В., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным приказ заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать администрацию г. Пензы поставить Дубровин А.Е. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование ссылалась на доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Кочетова С.В., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав матери­алы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Дубровин А.Е. родился Дата . Решением Каменского городского суда Пензенской области от Дата мать Дубровина А.Е. – С.Н. лишена родительских прав. Отец Д.Е. умер Дата .

Постановлением Каменской городской администрации Номер от Дата Дубровин А.Е. направлен в детский дом.

Согласно справки ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Номер от Дата Дубровин А.Е. являлся воспитанником детского дома №3 г. Пензы и находился на полном гособеспечении с Дата по Дата

Также в судебном заседании установлено, что, постановлением Крюковского сельсовета Белинского района Пензенской области от Дата за Дубровиным А.Е. сохранено право пользоваться жилым помещением, квартирой тов. «Возрождение», находящимся в с. Крюково, Белинского района Пензенской области, по окончании срока пребывания в детском учреждении.

Согласно справки Крюковского сельсовета Белинского района Пензенской области Номер от Дата , Дубровин А.Е. был зарегистрирован по адресу: Адрес . Во время регистрации это здание было правлением колхоза, для жилья оно не предназначено, в данное время это здание администрации, не пригодное для проживания.

Дата Дубровин А.Е. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Дубровину А.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан. Временно зарегистрирован по адресу: Адрес

Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Дубровина А.Е., Дата года рождения на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным электронного архива Дубровин А.Е., недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», не имеет.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетных дел, обозреваемых в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией паспорта, копией свидетельства о смерти Д.Е., копией заочного решения от Дата Каменского городского суда Пензенской области, копией постановления Крюковского сельсовета Белинского района Пензенской области от Дата , копией постановления Каменской городской администрации Номер от Дата , справкой Крюковского сельсовета Белинского района Пензенской области Номер от Дата , копией приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата , уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Номер от Дата , справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осу­ществляет суд.

Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществля­ется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения пра­ва и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания:

Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.";

В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, закрепленное за Дубровиным А.Е. по адресу: Адрес . для проживания не предназначено, в данное время это здание администрации.

Учитывая, что Дубровин А.Е. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 1993 г. воспитывался в детском доме, находился на полном государственном обеспечении, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, суд приходит к выводу о том, что Дубровину А.Е. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ он является нуждающимся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г.

Доводы представителя ответчика о том, что у истца нет регистрации в г.Пензе суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В ходе судебного заседания представитель истца пояснил и данное обстоятельство установлено в судебном заседании, что он постоянной регистрации никогда не имел, был зарегистрирован временно по месту пребывания по адресу: Адрес , жил также на съемных квартирах в г.Пензе.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, следовательно, в случае отказа Дубровину А.Е. в удовлетворении иска, будет нарушено его конституционное право на жилище, что является недопустимым.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Дубровина А.Е. к администрации города Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и понуждении к постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Дубровина А.Е. удовлетворить.

Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Дубровину А.Е. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Обязать администрацию города Пензы поставить Дубровина А.Е. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи один человек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский Областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы.

Судья