Р Е Ш Е Н И Е 07 апреля 2011 года Ленинский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В., при секретаре Симаковой О.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 3 г. Пензы в интересах несовершеннолетнего Нефедова П.В. к администрации города Пензы о признании недействительным подпункт 2.3 приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Адрес Номер понуждении к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с названным иском, указывая, что Нефедов П.В. Дата г.р., является воспитанником ГБОУ Детского дома №3 г.Пензы, в который был направлен Дата , путем перевода из ГОУ Детский дом №1 г.Пензы, на основании приказа главы администрации Первомайского района г.Пензы от Дата Номер -р «О направлении несовершеннолетних в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Родители несовершеннолетнего: Н.Л., Н.В. решением Первомайского районного суда г.Пензы от Дата были лишены родительских прав в отношении сына. До поступления в детский дом несовершеннолетний Нефедов П.В. проживал с родителями и десятью братьями и сестрами по адресу: Адрес . Согласно копии лицевого счета Номер , выданной администрацией Первомайского района г.Пензы Дата в настоящее время по вышеуказанному адресу на жилой площади 38,6 кв.м. (общая площадь 50,2 кв.м.) зарегистрированы и проживают 14 (четырнадцать) человек. На праве собственности несовершеннолетний Нефедов П.В. жилья не имеет, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от Дата №Ф-58/01/62, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от Дата №Ф-333, а так же выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество из Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области от Дата Номер , справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата Номер . В декабре 2010 года обратились в отдел по распределению муниципального жилищного фонда администрации города Пензы, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося Нефедова П.В. в жилом помещении. Приказом заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» п.2.3 было в этом отказано, сославшись на то, что не представлены документы об отсутствии жилых помещений на праве собственности. В настоящее время Нефедов П.В. зарегистрирован по месту пребывания в детском доме №3 г.Пензы, а в соответствии с п.2 ст.20 Гражданского кодекса РФ местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей, опекунов. П.4 ст. 35 ГК РФ указывает, что опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения. Согласно ст.52 Жилищного Кодекса РФ, Нефедов П.В. имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.5 ст.75 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства, местом жительства Нефедова П.В. является Детский дом №3 в г. Пензе. Просит признать право Нефедова П.В. на постановку на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Удовлетворить требования Нефедова П.В. о признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Признать недействительным п.2.3, приказа заместителя главы администрации г.Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п «Об учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Нефедова П.В., временно зарегистрированного по адресу: Адрес Детский дом №3. В судебном заседании представитель Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 3 г. Пензы Зотова Н.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Несовершеннолетний Нефедов П.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика администрации г. Пензы, действующая на основании доверенности Кочетова С.В., исковые требования не признала и суду пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Просила отказать в удовлетворении иска. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В силу ч.3 ст. 11ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем: 1) признания жилищного права; 2)восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; 3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу; 5) прекращения или изменения жилищного правоотношения; 6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Нефедов П.В. родился Дата . Решением Первомайского районного суда г. Пензы от Дата родители Нефедова П.В. – Н.В., Н.Л. лишены родительских прав. Нефедов П.В. с Дата является воспитанником государственного бюджетного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №3., куда был направлен из ГОУ Детский дом №1 г. Пензы. Согласно приказа администрации Первомайского района г. Пензы Номер -р от Дата , за несовершеннолетним Нефедовым П.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: г. Пенза, Ленинский Лесхоз, 53-1, по выпуску из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно сообщению ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата , по данным электронного архива Нефедов П.В. недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», не имеется. Дата Нефедов П.В. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Приказом заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата Нефедову П.В. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан. Зарегистрирован по адресу: Адрес . Не предоставлены документы об отсутствии жилых помещений на праве собственности. Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами учетного дела, обозреваемого в судебном заседании, а также следующими материалами дела: копией свидетельства о рождении, копией паспорта, копией приказа администрации Первомайского района г. Пензы Номер -р от Дата , копией заочного решения Первомайского районного суда г. Пензы от Дата , копией справки ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №3 от Дата Номер , копией свидетельства Номер о регистрации по месту пребывания от Дата , копией сообщения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата копией приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд. Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В соответствии с п.1 статьи 49 ЖК РФ, действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. (абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 2 настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6октября2003года N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Законом Пензенской области от 28 февраля 2011 года №2040-ЗПО «О внесении изменений в отдельные законы (положения законов) Пензенской области», вступившим в силу 10 марта 2011 года, внесены изменения в Закон Пензенской области от 22 декабря 2006 года N 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области», согласно ст.2 которого ст.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" дополнена частью 3 следующего содержания: Органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области": 1) приобретение жилых помещений; 2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения; 3) заключение договора социального найма."; В соответствии с частью 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО отдельными государственными полномочиями, предусмотренными частью 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления, в том числе г.Пензы. Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены: учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 10 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – в размере не менее 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Как установлено в судебном заседании, в жилом помещении, закрепленном за Нефедовым П.В. по адресу: Адрес , зарегистрировано 14 человек. Общая площадь квартиры составляет 50,2 кв.м., жилая 38,6 кв.м. Таким образом, на каждого проживающего по указанному адресу, приходится менее учетной нормы жилой площади. Учитывая, что Нифедов П.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, с 2004 г. воспитывается в детском доме, находится на полном государственном обеспечении, в закрепленном за ним жилым помещении на общей площади 50,2 кв.м. зарегистрировано 14 человек, что значительно меньше установленной учетной нормы на одного человека, в собственности другого жилого помещения он не имеет, суд приходит к выводу о том, что Нефедов П.В. неправомерно было отказано администрацией г. Пензы в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и в соответствии со ст. 51 ГК РФ он является нуждающимся в жилом помещении, и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ вправе требовать от органа местного самоуправления предоставления ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как, данная гарантия на жилое помещение предусмотрена Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 4 декабря 1996г. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 3 г. Пензы в интересах несовершеннолетнего Нефедова П.В. к администрации города Пензы о признании недействительным подпункта 2.3 приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер п, понуждении к постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Государственного бюджетного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом № 3 г. Пензы в интересах несовершеннолетнего Нефедова П.В. удовлетворить. Признать подпункт 2.3 пункта 2 постановления главы администрации г. Пензы от Дата Номер в части отказа Нефедову П.В. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным Признать за Нефедовым П.В. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Обязать администрацию г. Пензы поставить Нефедова П.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий льготной очереди выпускников детских домов, имеющих право на внеочередное получение жилья. Решение может быть обжаловано в Пензенский Областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Пензы. Судья