Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 ФИО10 2011 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.А.
при секретаре Гориной Л.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастухова А.Б, к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах»,
У С Т А Н О В И Л :
Пастухов А.Б. обратился в суд с названным иском, указав, что является инвалидом Данные изъяты группы и имеет право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Данные изъяты от Дата был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет. Дата он обратился в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением об обеспечении его жильем в соответствии с Федеральным законом «О Ветеранах» и Законом Пензенской области «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области», а также постановлением Правительства Пензенской области от 31.03.2010 года № 160-пП. Однако, письмом от Дата ему было отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет после 1 января 2005 года. Полагает, что ему необоснованно отказано в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, т.к. по его мнению, на него распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Просил суд признать за ним как за ним, инвалидом Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обеспечить его как инвалида Великой Отечественной войны жильем за счет средств федерального бюджета.
Пастухов А.Б. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Его представитель адвокат Субочева Н.Д., действующая на основании ордера и доверенности, изменила исковые требования и просила суд признать за Пастуховым А.Б. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», ссылаясь на что, что истец в соответствии с Положением о льготах инвалидов Великой Отечественной войны, утвержденным постановлением Совмина СССР № 209 от 23.02.1981 года в льготах приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны, поскольку является инвалидом вследствие военной травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы. В связи с этим, по мнению представителя, он должен обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Памфилов Б.А., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, указав, что в силу части 3 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» на истца распространяются меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий. В связи с чем постановление Совмина СССР, на которое ссылается представитель истца не может применяться в данной ситуации. На основании п.4 части 1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» истец подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством, поскольку встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1.01.2005 года. Кроме того, Пастухов А.Б. с заявлением об обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» в Министерство здравоохранения не обращался. Оспариваемый отказ был дан Департаментом градостроительства Пензенской области. Полномочия по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны и боевых действий переданы Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области только с Дата
Выслушав объяснения лиц. участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что Пастухов А.Б.. Дата года рождения, является инвалидом вследствие травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы. Решением Белинского районного суда Пензенской области от Дата он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с Дата .
Дата Пастухов А.Б. обратился в Департамент градостроительства Пензенской области с заявлением об обеспечении его жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Дата Департамент градостроительства Пензенской области отказал в удовлетворении его заявления, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для обеспечения его жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалиды боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статья 23.2 того же закона предусматривает, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан (к числу, которых истец не относится), нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Однако, в силу части 3 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам боевых действий, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
В связи с чем, на Пастухова А.Б. не могут распространяться меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны, поскольку он родился после окончания Великой Отечественной войны и его инвалидность обусловлена военной травмой, полученной при исполнении обязанностей военной службы в 1982 году и не связана с участием в боевых действиях.
При таких обстоятельствах Пастухов А.Б. имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных для инвалидов боевых действий.
Поскольку Пастухов А.Б. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то в силу пункта 14 части 1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» его обеспечение жилым помещением осуществляется не за счет средств федерального бюджета, а в соответствии с жилищным законодательством.
Жилищное законодательство предполагает несколько способов обеспечения граждан истца помещениями: приобретение им жилья за счет собственных средств, предоставление жилых помещений по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда в порядке очередности и др. Однако, не предусматривает такого способа как обеспечение жилыми помещениями на безвозмездной основе за счет средств федерального бюджета или выплат на его приобретение за счет средств того же бюджета.
Доводы представителя истца о том, что Пастухов А.Б. имеет право на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны в силу постановления Совета Министров СССР № 209 от 23.02.1981 года основаны на неправильном применении норм материального права.
Указанным выше постановлением Совета Министров СССР было утверждено Положение о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, в пункте 27, которого указано, что льготы, предусмотренные настоящим Положением для инвалидов Отечественной войны, включая инвалидов из числа партизан Отечественной войны и рабочих и служащих соответствующих категорий, ставших инвалидами в связи с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученными в период Отечественной войны в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, на сооружении оборонительных рубежей, военно - морских баз и аэродромов, и приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим согласно специальным постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, предоставляются также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.
Таким образом, на основании данного нормативного акта имеет право на получение льгот, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны только этим Положением, а не Федеральным законом «О ветеранах».
Положение о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 года № 209, предусматривает для инвалидов Великой Отечественной войны такую меру социальной поддержки как первоочередное обеспечение жилыми помещениями, в том числе за счет жилой площади, передаваемой министерствами и ведомствами в распоряжение исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.
В настоящее время полномочия местных Советов народных депутатов по предоставлению жилых помещений осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, Пастухов А.Б. на основании постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981 года № 209 имеет право лишь на обеспечение жилым помещением органами местного самоуправления.
Доводы, представителя истца о том, что часть 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» противоречит Конституции РФ, поскольку уменьшает объем льгот истца в сравнении с ранее действующим законодательством, также несостоятельна.
До внесения изменений в часть 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.06.2009 года истцу действительно предоставлялись меры социальной поддержки, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
Однако, в этот период времени с 2004 года в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона за счет средств федерального бюджета жильем обеспечивались лишь инвалиды войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечивались жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, то он не мог быть обеспечен жильем в порядке, установленном ст.23.2 названного закона за счет средств федерального бюджета.
Изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», которые приравняли истца в мерах социальной поддержки к инвалидам боевых действий, были внесены одновременно с установлением такой льготы для инвалидов Великой Отечественной войны как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах объем и характер мер социальной поддержки истца не изменился в связи с внесением изменений в часть 3 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.06.2009 года, в связи с чем последний закон не может ухудшать его положение.
Таким образом, Пастухов А.Б. не может быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах», в связи с чем его исковые требования о признании за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пастухова А.Б. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней с 11 мая 2011 года.
Судья: Е.А.Мартынова