Дело №2-981/2011 Решение о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г.Пензы

в составе председательствующего Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Кистеневой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 04 апреля 2011 года в г.Пензе гражданское дело по иску Кирюшиной В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Кирюшина В.В. обратилась в суд с названным иском, указав, что Дата за Номер Управление Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области вынесло решение, согласно которому ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. В обосновании принятого решения пенсионный фонд указал, что у нее недостаточный трудовой стаж на соответствующих видах работ. В стаж ее работы не был включен период с Дата по Дата в качестве медицинской сестры учреждения Номер г. Пензы, так как списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, должность медицинской сестры не поименована. Стаж ее работы составил 22 года 6 месяцев и 17 дней. Считала, что принятое УПФ РФ по г. Пензе Пензенской области решение незаконно и подлежит отмене. На основании выписки из ее трудовой книжки с Дата по Дата она работала в должности медицинской сестры учреждения Номер г.Пензы. Согласно приказу Номер от Дата Минздрава СССР и приказа горздравотдела за Номер от Дата должность сестры переименована в должность воспитателя с Дата Хотя по приказу ее должность и была наименована как медсестра, фактически ею выполнялись функции воспитателя по воспитанию и образованию детей: занятия физкультурой, развитием речи, лепкой, рисованием. В учреждении Номер работали 4 медсестры, которые выполняли обязанности воспитателей. Считала, что в ее трудовой книжке была неправильно указана должность медсестры, так как она фактически выполняла функции воспитателя.

На основании изложенного просила суд: 1) признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Пензе Пензенской области от Дата за Номер об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, 2) включить в льготный стаж ее работы период работы в качестве медицинской сестры учреждения Номер г.Пензы с Дата по Дата , 3) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области произвести начисление и выплату ей льготной пенсии по старости в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В судебном заседании истица Кирюшина В.В. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд: 1) признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период ее работы в учреждении Номер г.Пензы в должности медицинской сестры с Дата по Дата . Пояснила, что фактически она работала в учреждении Номер г.Пензы в должности воспитателя в период с Дата по Дата . Утром она принимала детей с 7 часов, занимались зарядкой, физкультурой, развитием речи, лепкой, рисованием и др. Истица имеет среднее педагогическое образование, медицинское образование у нее отсутствует. В яслях имелось 2 группы маленьких детей, она работала в группе с воспитанниками от 2-х до 3-х лет. На две группы было 4 воспитателя, должности которых первоначально именовались как медицинские сестры. В 1985 году занимаемая ею должность была переименована и стала значиться как «воспитатель». Медицинскую деятельность она не осуществляла, занималась воспитанием и развитием детей. Медицинскую помощь оказывала медсестра, имевшаяся у них в штате.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области – Торкина В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, пенсионное дело, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Дата Кирюшина В.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области Кирюшиной В.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия у нее льготного стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Принимая указанное решение, Комиссия не включила в специальный стаж истицы период ее работы в должности медицинской сестры учреждения Номер г.Пензы с Дата по Дата , т.к. данная должность не предусмотрена Списками должностей, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, от 29 октября 2002 года № 781. По мнению Комиссии, специальный стаж истицы на дату обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составил 22 года 6 месяцев 17 дней.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области в назначении досрочной трудовой пенсии истице незаконным, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 19 п. 1 и п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, засчитывается работа в должности воспитателей в детских садах всех наименований.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 предусмотрено, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно трудовой книжке Кирюшиной В.В., копия которой имеется в материалах дела (л.д. 12-14), в период с Дата по Дата она работала в должности медсестры учреждения Номер г. Пензы.

В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что Кирюшина В.В. в указанный период времени выполняла функциональные обязанности тождественные тем, которые выполняют воспитатели детских садов, поименованные в вышеназванном Списке.

Согласно копии приказа учреждения Номер г.Пензы от Дата Номер (л.д. 8) во исполнение приказа Министерства здравоохранения № 666 от 12 июля 1984 года "О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовки детей к обучению в школе" и приказа Горздравотдела № 9 от 21 января 1985 года должность медсестры была переименована на должность воспитателя. Соответствующая запись была внесена в трудовую книжку истицы.

Данные обстоятельства подтвердила также допрошенные в судебном заседании свидетели.

Так, свидетель П.Л. суду показала, что она работала вместе с истицей в учреждении Номер г. Пензы. Свидетель работала в данном учреждении с Дата , занимала должность медсестры. Однако фактически была воспитателем. В яслях имелось 2 группы малолетних детей, на каждую группу приходилось по 2 воспитателя. Она с истицей работала в одной группе посменно, они принимали утром детей, кормили их, гуляли с детьми, занимались их физическим и духовным развитием. Должностные обязанности свидетеля и истицы были идентичными. Медицинского образования у свидетеля не имеется.

Свидетель З.Л. суду показала, что с Дата по 1985 год работала вместе с Кирюшиной В.В. в учреждении Номер г.Пензы воспитателем ясельной группы. При этом в трудовой книжке их должность указана как медсестра, хотя фактически они с истицей исполняли обязанности воспитателя, занимались развитием и воспитанием детей. Медицинскую помощь детям они не оказывали, поскольку не имели соответствующего образования. С учреждении имелась медицинская сестра, которая непосредственно этим занималась.

У суда отсутствуют основания подвергать сомнению названные свидетелями обстоятельства, поскольку их показания последовательны, в исходе дела указанные свидетели не заинтересованы. Кроме того, показания свидетелей подтверждаются копиями их трудовых книжек, приобщенных к материалам дела.

С учетом вышеизложенного, учитывая тождественность выполняемых истицей функций с должностью воспитателя, суд считает, что период работы Кирюшиной В.В. в должности медицинской сестры учреждения Номер г. Пензы с Дата по Дата подлежит зачету в ее специальный стаж.

С учетом изложенного, оспариваемое решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области об отказе Кирюшиной В.В. в назначении досрочной трудовой пенсии является незаконным, и не может порождать правовых последствий для истицы со дня его принятия.

При этом, суд исходит из того, что ограничение права Кирюшиной В.В. на пенсионное обеспечение не оправдывается ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно материалам пенсионного дела, Кирюшина В.В. обратилась с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Дата .

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Поскольку специальный стаж работы Кирюшиной В.В. с учетом оспариваемых ответчиком периодов, на момент обращения за пенсией составил более 25 лет, суд считает возможным удовлетворить заявленный иск, обязав ответчика назначить истице трудовую пенсию с Дата .

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кирюшиной В.В. удовлетворить.

Признать за Кирюшиной В.В. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г.Пензе Пензенской области назначить Кирюшиной В.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с Дата , включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период ее работы в учреждении Номер г.Пензы в должности медицинской сестры с Дата по Дата .

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года.

Судья Н.В.Белоглазова