Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Симаковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Лысенкова А.Ю. к администрации г. Пензы о признании незаконным приказа заместителя главы администрации г. Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и понуждении к постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты обращения,
У С Т А Н О В И Л:
Лысенков А.Ю. обратился в суд с названным иском, указав, что Дата им и его супругой Лысенковой С.Ю., в соответствии с программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009-2015 годы» в Социальное управление г. Пензы было подано заявление и все предусмотренные данной программой документы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 3 приложения Номер к Постановлению главы администрации города Пензы от Дата Номер «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009-2015 годы» применительно к условиям механизма реализации Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до Дата , а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после Дата по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно представленным нами документам: ни он, ни его супруга не имели и не имеют в собственности какого-либо жилья, соответственно каких-либо сделок по его отчуждению они не совершали; ни он, ни его супруга не проживают совместно с родителями и не являются в соответствии со ст. 69 ЖК РФ членами их семей; их семья, состоящая из 3-х человек, проживает в квартире, принадлежащей матери супруги, общей площадью 29,8 кв.м., что составляет менее 10 кв.м. на 1 человека, т.е. подпадает под учетную норму площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, утвержденной Решением Пензенской городской Думы от Дата N 136-12/4. Таким образом, его семья полностью соответствует требованиям, изложенным в ст. 51 ЖК РФ и Постановлении главы администрации города Пензы от Дата Номер . Дата ими был получен запрос администрации г. Пензы о предоставлении дополнительных документов, необходимых для рассмотрения вышеуказанного заявления. Дата он представил в администрацию запрашиваемые документы. Специалист, рассматривающий заявление сказала ему, что им будет отказано в постановке на учет в связи с наличием жилья у их родителей, а также в связи с умышленным ухудшением жилищных условий. Дата он обратился к заместителю главы администрации с соответствующей жалобой. Однако приказом от Дата Номер п администрация в лице заместителя главы администрации отказала ему и его супруге в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий, и не истек 5-летний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Он считает данный приказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Смена регистрации мною и моей супругой не может считаться намеренным ухудшением жилищных условий, так как согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Смена им места регистрации связана с постоянной (с 2007г.) трудовой деятельностью и соответственно проживанием на территории г. Пензы, а также заключением брака и желанием проживать и вести совместное хозяйство отдельно от своих родителей. Смена места регистрации его супругой также связана с заключением брака и желанием проживать и вести совместное хозяйство отдельно от своих родителей. Таким образом, смена места регистрации им и его супругой продиктована жизнью, является правомерной, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам, и соответственно не может свидетельствовать о намеренном ухудшении жилищных условий.
Просит отменить приказ заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию от Дата Номер . Обязать администрацию города Пензы: осуществить постановку Лысенкова А.Ю. Дата г.р. и Лысенковой С.Ю. Дата г.р. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и признать их участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009-2015 годы с даты обращения, то есть, с Дата
Истец Лысенков А.Ю. уточнил исковые требования просил суд, признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Лысенковой С.Ю. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Обязать администрацию города Пензы поставить Лысенкова А.Ю. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека, в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы», с даты обращения, то есть, с Дата . В обоснование ссылался на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Социального управления г. Пензы Измайлова Е.И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица Лысенкова С.Ю. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Постановлением от 13.05.2006 г. №285 Утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Пунктами 4-7 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 предусмотрено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.
Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии;
е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
В соответствии с п. 18 вышеуказанных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием субсидии или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Постановлением главы администрации г. Пензы от 03.12.2008 №2055 утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в г. Пензе на 2008-2015 годы».
Основная цель Программы – государственная поддержка молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищных проблем.
Основными задачами Программы являются – предоставление молодым семьям – Участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим жилищным кредитам и займам; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В соответствии с приложением № 2 Постановления главы администрации г. Пензы от 03.12.2008 N 2055 (ред. от 17.11.2010) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы" -
Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти Пензенской области решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья);
в) наличие у семьи доходов либо денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к условиям механизма реализации Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, постоянно проживающие в городе Пензе, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
В целях реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы» утвержденной постановлением главы администрации г. Пензы №2055 от 03.12.2008 г., Правительством Пензенской области принято Постановление №953-пП от 10.12.2009 г., которым утверждена долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Адрес в жилищной сфере» на 2010 – 2015 годы».
В судебном заседании установлено, Лысенков А.Ю., Дата года рождения и Лысенкова С.Ю., Дата года рождения, состоят в браке с Дата и имеют дочь Л.О., Дата года рождения.
Семья Лысенковых зарегистрирована и проживает по адресу: Адрес , в квартире, принадлежащей на праве собственности матери Лысенковой С.Ю. – Л.Л. Квартира состоит из одной комнаты общей площадью 29,8 кв.м.
Дата Лысенковым А.Ю. и Лысенковой С.Ю. в Социальное управление г. Пензы было подано заявление и все необходимые документы в соответствии с программой «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 -2015 годы».
Приказом заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер от Дата Лысенковой С.Ю. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что не истек предусмотренный статьёй 53 ЖК РФ срок: Лысенкова С.Ю., с составом 3 человека, зарегистрирована и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности матери Л.Л. (без регистрации), по адресу: Адрес . Ранее Лысенкова С.Ю. была зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности матери Л.Л., по адресу: Адрес , где на площади 29,6 кв.м. было зарегистрировано 2 человека. Её муж Лысенков А.Ю. ранее был зарегистрирован в жилом доме, принадлежащем на праве собственности отцу Л.Ю., по адресу: Адрес , где на площади 69,0 кв.м. зарегистрировано 3 человека.
Указанные выше обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются материалами дела: копиями паспортов Лысенкова А.Ю. и Лысенковой С.Ю., копией свидетельства о заключении брака, копией свидетельства о рождении ребенка, копией договора дарения от Дата , копией лицевого счета от Дата , копией справки о составе семьи от Дата , выпиской из домовой книги от Дата , копией приказа заместителя главы администрации города Пензы по городскому хозяйству и транспортному обслуживанию Номер п от Дата
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Номер от Дата Лысенкова (Ланина) С.Ю., Лысенков А.Ю. и Л.О., недвижимого имущества, зарегистрированного в Пензенском городском отделении Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», не имеют.
В соответствии с уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений Номер , Номер , Номер от Дата в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Лысенковой С.Ю., Лысенкова А.Ю. и Л.О., не зарегистрированы.
Согласно справки Банка В от Дата , после предварительного рассмотрения документов Банк В подтверждает возможность получения кредита Лысенковым А.Ю. и Лысенковой С.Ю. на срок 30 лет в сумме 880 000 рублей, при участии поручителя – участника Л.О.
Согласно сообщению Пензенского филиала АБ « Р» Номер от Дата , на имя Лысенкова А.Ю. открыт вклад «До востребования» договор Номер от Дата , по состоянию на Дата остаток по вкладу составляет 50 000 рублей.
Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что молодая семья Лысенковых с составом 3 человека, соответствует положениям, предусмотренным Правилами предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 и в соответствии с Постановлением главы администрации г. Пензы от 03.12.2008 N 2055 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы" и имеет право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы», с даты обращения с Дата .
Регистрацию Лысенкова А.Ю. и Лысенковой С.Ю. в квартире, принадлежащей на праве собственности Л.Л. по адресу: Адрес нельзя признать намеренным ухудшением жилищных условий, с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку, согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, в связи с чем, положения ст.53 ЖК РФ в данном случае применены быть не могут.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, Лысенков А.Ю. и Лысенкова С.Ю. в собственности, либо по договору социального найма жилья не имеют, членами семьи собственника квартиры Адрес в г.Пензе Л.Л. не являются, поскольку совместно с ней не проживают, следовательно, являются нуждающимися в жилом помещении, следовательно, требования истца обоснованны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Лысенкова А.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным приказ заместителя главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Лысенковой С.Ю. в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Обязать администрацию города Пензы поставить Лысенкова А.Ю. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи три человека в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Пензе на 2009 - 2015 годы», с даты обращения, то есть, с 10 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г.Пензы в течение 10 дней.
Судья